Методика преподавания русского языка (открытый урок с использованием средств информатики)

Разделы: Общепедагогические технологии


Цели:

  1. Средствами интеграции русского языка, методики русского языка и информатики совершенствовать умения работы над грамматическим понятием.
  2. Поставить студентов в условия, способствующие развитию памяти, внимания, логического мышления, творческого потенциала через работу над грамматическим понятием.
  3. Создать на уроке условия для здоровьетворения и воспитания культуры речевого общения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

-Сегодня у нас необычный урок методики русского языка. Мы попытаемся с помощью средств трех разных предметов: русского языка, методики преподавания русского языка и информатики решить методические вопросы:

  • Разработать порядок ознакомления учащихся начальных классов с понятием рода имен существительных;
  • Сформулировать алгоритм определения рода имен существительных;
  • Сформулировать методические требования к работе над грамматическим понятием “Род имен существительных”.

-Надеюсь на ваше понимание, активность и точность в выполнении заданий. Работать будем в парах, решая как теоретические, так и практические вопросы, оцениваться работа будет также в паре.

Приложение

2. Работа по теме урока.Формулировка темы урока.Слайд 1.

1. Прочитайте тему нашего урока.

  • В каком классе по программе начального обучения дети знакомятся с грамматическим понятием “Род имен существительных”?
  • Категория рода –одна из самых важных при изучении частей речи.

2. Подумайте, при изучении каких частей речи и тем встречается категория рода? Обсуждение. Слайд 2.

  • Какие из перечисленных частей речи изучаются в начальной школе?
  • Прочитайте.

3. Таким образом, с понятием рода учащиеся начальных классов встречаются неоднократно, и от ее усвоения зависит успешность усвоения других понятий.

4. Итак, приступим к работе над грамматическим понятием рода. Работа с учебником. Слайд 3.

  • Откройте учебник русского языка для 3 класса на 152 странице.
  • Прочитайте определение рода имен существительных.
  • Какой прием используется для ознакомления учащихся с понятием рода?
  • Как вы считаете, достаточно ли этого материала для ознакомления учащихся с понятием рода? Почему?

5. Откройте учебник русского языка для студентов педагогических учебных заведений на странице 123. Прочитайте сведения о категории рода. Слайд 4.

  • Что общего в материале учебника для начальной школы и в вашем?
  • Какой информацией можно воспользоваться для работы над грамматическим понятием рода в начальной школе? Почему?

Можно использовать сведения об окончании имен существительных среднего рода (о, е), так как они часто бывают безударными, и о написании Ь после шипящих на конце существительных женского рода.

6. Мы с вами уже работали над грамматическим понятием, давайте вспомним порядок работы по этапам.

1 этап: Наблюдение, анализ языкового материала с целью выделения существенных признаков грамматического понятия.

2 этап: Обобщение существенных признаков грамматического  понятия, введение термина.

3 этап: Осознание формулировки понятия.

4 этап: Конкретизация изучаемого грамматического понятия на языковом материале.

7. Сейчас, согласно этапам работы над грамматическим понятием, вы выполните практическое задание. Слайд 5.

  • Прочитайте задание.

  • Включите программу “Тест 1”, введите данные в компьютер.

  • Внимательно прочитайте вопросы и задания, которые расположены слева. Вы должны расположить их в логической последовательности, отмечая курсором выбранный вариант, который будет появляться справа. После выполнения задания компьютер укажет количество правильных и неправильных ответов и оценит вашу работу. Слайд 6.

  1. Кто получил 5? 4? 3?

  2. Прочитайте правильный ответ!

  3. Определите 1 этап работы над грамматическим понятием (2, 3)

  4. Подумайте, в какой момент вводится термин “Род имени существительного” ?

8. Ориентируясь на выполненное задание, давайте разработаем определения рода имени существительного.

Прочитайте.

9. Используя составленный алгоритм, выполните практическое задание по определению рода имен существительных. Вам нужно распределить слова по 3 группам, выбирая вариант для слова, которое будет появляться в окошечке (тест 2). Слайд 7.

10. Прочитайте имена существительные мужского рода, среднего рода, общего рода. Слайд 9.

  1. Кто получил 5? 4? 3?

  2. Трудно ли было выполнять работу?

  3. Как вы думаете, справятся ли учащиеся начальной школы с этим заданием?

  4. Где будут затруднения? Почему?

  5. Что нужно сделать, чтобы задание можно было выполнить?

  6. Какие правила правописания можно применить при выполнении этого задания?

  7. Все, перечисленные, можно назвать методическими рекомендациями к ознакомлению учащихся с понятием рода.

11. Прочитайте! Слайд 10.

Что бы вы еще добавили?

12. Прочитайте! Слайд 11.

Задания и вопросы к анализу языкового материала составляем аналогично выполненный практической работе, укажите тему, задачи работы, составьте алгоритм рассуждения при написании существительных с шипящим на конце слова.

  1. Какие есть вопросы по выполнению домашнего задания?

  2. Заканчивается наш урок, просмотрите весь материал, наработанный за урок.

  3. Сформулируйте вопросы, изученные на уроке.

  4. Лист с материалом вклейте в тетрадь по методике.

13. Подводя итоги нашего урока, я предлагаю вам оценить свою работу. Рефлексия.

  1. Включите тест 3.

  2. Прочитайте вопросы !

  3. Вам нужно выбрать вариант ответа: очень хорошо, удовлетворительно, плохо на каждый вопрос.

  4. Насколько комфортно вы себя чувствовали на уроке? Итоговая рефлексия.

  5. Насколько плодотворно сумели организовать работу в парах?

  6. Как проявились ваши творческие способности на уроке?

14. Оцените на уроке? Слайд 13.

  • Что вам дала такая форма работы?

  • Урок окончен. Вам спасибо.