Лингвокультурологическая концепция обучения русскому языку по теме: "Мать – святое слово…"

Разделы: Русский язык


Тема урока: Мать – святое слово…

Цели урока:

Образовательные: в слиянии обучению языку и речи в единое целое дать комплексное представление о концепте “мать”, обогатить словарь учащихся.

Развивающие: развивать умения правильного произношения и выбора сочетаемости слов в речи, умения проводить различные виды разборов, анализировать и составлять разные типы текстов.

Тип урока: Урок-обобщение.

Вид урока: Урок-исследование.

Оформление: пословицы, поговорки; справочник афоризмов; лингвокультурологический словарь; картины Рафаэля Санти, Француаза Сурбаран, А.Ф.Лутфуллина, В.И.Суздальцева, сочинения учащихся.

При солнце тепло, а при матери добро…

Пословица

Учитель. Сегодняшний урок мы посвящаем концепту “мать”. Вспомним, что такое “концепт”?

Концепт (от латинского conceptus – мысль, понятие), смысловое значение имени (знака), то есть содержание понятия, объем которого есть предмет (денотат – обозначенный) этого имени (например, денотат понятия “Утренняя звезда” – планета Венера). Смысловое значение имени Луна – спутник земли.

В языковой картине мира русского народа концепт “мать” занимает особое место, потому что издревле она, то есть мать, имела в семье большой авторитет.

– Какова этимология слова “мать”?

– Мать – слово общеславянского корня индоевропейского характера, образовано суффиксальным способом от детского ма, сравните: мама.

Учитель. Республика Башкортостан многонациональная. У каждого народа свое обращение к маме, например: по-башкирски – эсэй, по-татарски – эни, по-чувашски – анне.

– Как же объясняется лексическое значение слова по Далю? Посмотрим толкование слова (проецируется на экран).

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРЬ В.ДАЛЯ:

МАТЬ – ж. Мати и матерь, родительница, мама; мать родная, родная. Бог до людей, что мать до добра. Это кобыла мать вашей лошади. Мать птенцов прилетела в гнездо кормить детей. II настоятельница и почетныя старицы монастыря. II дружески, всякая женщина в летах чествуется матерью (как теткою). Мать не родная, мачеха. Мать названая, приемышу или воскормленику мать молочная, мамка, кормилица. Посаженная мать, заменяющая,при свадьбах, родную мать жениха или невесты. Крестная или крестовая мать, восприемница. Богоданная мать, теща зятю, или свекровь невестке. Мать сыра земля-говорит нельзя! То есть не дают, страшно. Лег в мать сыру землю. Не роди мать сыра-земля!

– Посмотрим словообразовательное гнездо по словарю А.Н.Тихонова (проецируется на экран).

Мама – маменька – маменькин – мамонька – мамочка – мамочкин – мамуля – мамуся – мамушка – мамка – мамкин – мамаша – мамашенька – мамашин – маманя – маманька – маман – мамин.

Какие слова из приведенного ряда вы чаще всего употребляете в речи?

Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы использованы?

Мать – матушка – матушкин – мачеха – мачехин – мать-и-мачеха – материнство – матка – маточка – маточник – маточный … – материн – материнский – по-матерински… – …мать-героиня – богоматерь – матерь (устар.) – праматерь.

Почему один из лекарственных растений называется мать-и-мачеха?

Объясните смысл пословицы “Родная сторона – мать, чужая – мачеха ”?

Как вы понимаете название повести А.Закруткина “Матерь человеческая”?

Учитель. Мать рожает и воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, создает семейный уют, согревает членов семьи теплом души и заботой, улаживает ссоры. Особое значение матери в семье отразили русские пословицы и поговорки. Вы должны были подобрать русские и башкирские пословицы.

Другой матери не будет

Нет такого дружка, как родная матушка

Бог до людей, что мать до детей

Мать кормит детей, как земля – людей

По матке и детки

Мать кормит сына – сохнет, а он по ней и не охнет

Проверяем задание (учащиеся читают и объясняют значение пословицы).

– Какие качества матери подчеркивает народная мудрость? (Нежность, ласку, трудолюбие, терпимость, мудрость, любовь к детям, заботливость).

– Какие пословицы вам особенно понравились и почему?

Учитель. О доброте матери, любви ее к детям, заботе и терпении можно прочитать во многих художественных произведениях русских и башкирских писателей, поэтов.

Ученица читает стихотворение С. Кудаша “Сердце матери”.

Ее сегодня видел я,
Она во сне ко мне явилась.
Заволновалась кровь моя,
И сердце трепетно забилось.
Не изменилась,
Та же,
Та…
И голос мягкий,
Будто гладит,
В словах былая теплота,
И ласка прежняя во взгляде.
Выходит,
Зря я так тужил
И на судьбу роптал напрасно:
Прекрасен тот,
Кто щедро жил,
А над прекрасным –
Смерть не властна!
И после смерти –
Та же ты,
О нас печешься и поныне…
Среди немеркнущих святынь
Мать –
Наивысшая святыня!

– Какими словами описывает автор свою мать? (Голос мягкий, в словах теплота, ласка во взгляде).

– Какие чувства испытывает лирический герой во сне? (Заволновалась кровь моя, сердце трепетно забилось).

– Почему именно такие чувства охватывают героя? (Мать даже после смерти остается самым близким человеком, любимым, родным, дорогим).

– Какие строки стихотворения выражают его основную мысль? (Среди немеркнущих святынь мать – наивысшая святыня).

Учитель. Герой С. Кудаша любит мать, ценит ее. А вот другой пример. Стихотворение Д. Кедрина называется “Сердце”. О чем оно?

Дивчину пытает казак у плетня:
Я саблей добуду для крали своей
И светлых цехинов, и звонких рублей.
Дивчина в ответ, заплетая косу:
Про то мне ворожка сказала в лесу,
Пророчит она: мне полюбится тот,
Кто матери сердце мне в дар принесет.
Не надо цехинов, не надо рублей,
Дай сердце мне матери старой своей.
Я пепел его настою на хмелю,
Настоя напьюсь – и тебя полюблю!
Казак с того дня замолчал, захмурел,
Борща не хлебал, саламаты не ел.
Клинком разрубил он у матери грудь
И с ношей заветной отправился в путь.
В пути у него помутилось в глазах,
Всходя на крылечко, споткнулся казак,
И матери сердце, упав на порог,
Спросило его: “Не ушибся, сынок?”

– Почему герой поступает так?

– Как вы думаете, совместимы ли любовь к девушке и смерть матери?

– А для матери главное что?

– Какая услышанная на уроке пословица перекликается с данным стихотворением? (Мать кормит сына – сохнет, а он по ней и не охнет).

– Послушайте башкирскую сказку “Харанбай”. Она тоже перекликается с этим стихотворением. (Ученица пересказывает сказку):

Давным – давно жил один скряга. До того был скуп, что для родной матери ломтик хлеба жалел. Прозвали его за это Харанбаем. Харанбай ночей не спал, все голову ломал, как бы избавиться от матери. И пришел к мысли: “Надо старуху-дармоедку сбросить в Шайтанову (Чертову) пропасть ”. Посадил мать в дырявое ненужное корыто и потащил туда. Чтобы легче было тащить, взял на подмогу младшего сына.

Тащат отец с сыном дырявое корыто. До Шайтановой пропасти добрались к ночи. Начал было Харанбай подталкивать мать к краю пропасти – сын закричал:

- Отец, корыто не упусти, унесем его домой!

- Зачем тебе дырявое корыто?

- В чем же я тебя, когда состаришься, притащу к этой пропасти?

Ужаснулся Харанбай. “Худо дело, коль и впрямь так получится”, – подумал он и потащил мать обратно. Приволок домой и стал заботливым и почтительным сыном. (Из книги “Башкирские сказки и предания” ).

Учитель. Да, при всей нашей любви, мы часто бываем глухи к ее бедам, не замечаем ее грустных глаз, усталости. Вы когда-нибудь пробовали описать свою маму? Оказывается, это очень трудно. Легче Машу Миронову из “Капитанской дочки” описать, нежели маму. Не все мы знаем, какой цвет глаз у мамы, какие чувства они выражают.

(Прослушивание песни “Мамины глаза”).

– О чем песня?

– Какие сочетания слов вам кажутся главными?

– Согласны ли вы, что глаза – “зеркало души”?

– Выполняем следующее задание: я читаю слова – определение глаз, а вы их запишите, распределяя в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают: наглые, бегающие, пустые, искрометные, лукавые, озорные, гневные, скорбные, ясные, правдивые, внимательные, удивленные, задумчивые, блестящие, злые.

– Какими бывают глаза ваших матерей? (Прослушивание сочинения Владимировой Кати).

Учитель. Да, материнство – это не только улыбки и радость, это и горе, и слезы, усталость, забота. Легко ли быть сегодня матерью? Об этом как нельзя лучше говорят строки Александра Яшина:

Нашумела, накричала,
Настегала, чем попало:
Все постыло! Сил не стало!
Нет от вас житья! –
Села в угол, зарыдала –
И просить прощенья стала.
Просто очень ты устала,
Бедная моя!

– Ребята, а трудно быть вашей матерью?

– Всегда ли вы добры к матерям?

– Чем живет ваша мама?

– Почему она грустит или смеется?

– Часто ли вы знаете, какие у нее проблемы?

Отрывок из сочинения Леонтьева Коли: “Трудно ли быть моей матерью? Наверное, да. Моя мама очень много работает, зарабатывает деньги, чтобы купить домой продукты, вещи, а мне школьные принадлежности. Ее всегда преследует одна проблема – на работе часто задерживают зарплату, а когда нет денег в семье, то и жизнь становится трудной, грустной. Если бы я мог работать, то сделал бы все, чтобы моя семья не нуждалась ни в чем. Иногда мама садится возле окна и начинает о чем-то думать. Я спрашиваю: “Мама, тебе плохо?” А она отвечает: “Нет, просто задумалась”. Но я же вижу, что она снова думает о деньгах, просто не хочет говорить мне об этом”.

Учитель. С какими словами вы бы сочетали слово “мать”? (Родная мать, своя мать, любимая мать, крестная мать, богоданная мать, родина-мать, мать-земля, земля-матушка, Богоматерь).

Много слов на уроке было сказано о красоте и величии материнства. Не только мастера пера посвящают стихи, поэмы матерям, но и художники создают великие полотна, которые доходят до нас через века.

Проецирование на экран картин Леонардо да Винчи и Рафаэля Санти – гениев эпохи Возрождения.

Рисунок 4. Мадонна Бенуа. Леонардо да Винчи

Рисунок 5. Мадонна Литта. Леонардо да Винчи

Рисунок 6. Сикстинская Мадонна. Рафаэль Санти

“Сикстинская мадонна” Рафаэля Санти – это завершение глубоких размышлений художника о величии Матери, способной не только на бескорыстную любовь, но и готовой к великой жертвенности. Изображение прекрасной женщины с младенцем на руках стало символом любви, человечности, возвышенной одухотворенности..

Проецирование на экран картин башкирских художников Лутфуллина Ахмата Фаткулловича, Суздальцева Виктора Ивановича.

Рисунок 1. А.Ф.Лутфуллин “Три женщины”, 1969

“Три человека, три судьбы. Мы видим и разновозрастных людей, и скромное угощение перед ними, и пейзаж за окном, такой типичный для Зауралья – это село, деревенские женщины, не умеющие притворяться очень счастливыми. Мы как будто ощущаем их судьбу: сложную, полную трудов и редких радостей, годами однообразную, но единственную для них и любимую”.

Рисунок 2. А.Ф.Лутфуллин “Ожидание” (1969–1970)

“У картины есть еще одно название “Ожидание. 1941-й год”. Многотрудные годы войны, тяжкие испытания времени легли очень тяжелым ответственным грузом на плечи художника. Такое впечатление, что героини картины – это те самые три женщины, только в иной, драматической ситуации. Вечер, дорога, стоящие женские фигуры – фигуры матерей, ожидающих своих сыновей с войны. Создается образ затаенной сдержанной боли от разлуки, от каждодневного и ежечасного ожидания вестей, страха за жизнь близких”.

Рисунок 3. В.И.Суздальцев “Письмо” (1983)

“Сюжет написан по впечатлениям детства. Мать ждала от старших сыновей писем с фронта, которые назывались по-деревенски – “письма-ждалки”. Память возвращает художника в старый родительский дом, к рано поседевшей и постаревшей от горя матери”.

Рисунок 7. Мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их Софья.

А русские иконы? Кто не знает икону “Мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их Софья”! Они пострадали в Риме во II веке за то, что открыто исповедовали веру во Христа. Три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых Благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества.

Работа с эпиграфом: “При солнце тепло, а при матери добро”. (Объясните, как вы понимаете значение данной пословицы?)

Заключительное слово учителя.

У каждого человека свой путь в жизни. Нужно его пройти достойно. Я хочу, чтобы вы долго еще чувствовали тепло родительского дома. Пусть материнская любовь будет вашей путеводной звездой. Берегите матерей!