Урок внеклассного чтения в 4-м классе по теме: "Литературная сказка XIX в."

Разделы: Начальная школа


Тема урока: “Литературная сказка XIX века”.

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний и  пособов деятельности.

Форма проведения: урок-презентация, урок-размышление.

Цели урока:

Обучающие:

  • организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы “Литературная сказка XIX века”;
  • создать условия для усвоения нравственных идей, в частности о границах между добром и злом, истиной и ложью, верой и безверием;
  • обеспечить установление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей.

Ориентированные на развитие личности учащегося:

  • создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения; находить в произведении непонятные для себя, “темные” места, задуматься над их художественным значением;
  • создать условия для развития умения формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её;
  • способствовать развитию фантазии, воображения, умения давать полный, связный ответ, умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • содействовать развитию умения общаться между собой;
  • помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, художественные произведения, справочники, словари, презентация по теме урока “Литературная сказка XIX века”.

Подготовительная работа.

Список книг, прочитанных учащимися:

1. В.Ф.Одоевский “Городок в табакерке”.
2. М.Ю.Лермонтов “Ашик-Кериб”.
3. А.С.Пушкин “Сказка о Золотом петушке”.
4. В.А.Жуковский “Сказка о царе Берендее…”.
5. В.М. Гаршин “Лягушка-путешественница”, “Сказка о Жабе и Розе”.

Примечания:

1 часть урока задаёт тон учебного занятия, настраивает на творческую деятельность, включает эмоциональную сферу личности. Ученики работают в группах. Каждая группа готовит развернутый ответ с примерами из текста по заданию, предложенному учителем в презентации.

Работа в группах требует от учащихся умения не возвышаться, сотрудничать друг с другом, прислушиваться к мнению оппонентов ; умения рассуждать, строить свое высказывание так, чтобы слушателям было все понятно. Во время своей работы учащиеся пользуются дополнительной литературой, словарями, справочниками (они их приготовили заранее).

2 часть урока – самая главная. В её основе лежат диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока (ученик-ученик, ученик-учитель-ученик). Ученики вместе с учителем подводят итоги работы в группах.

3 часть предполагает творческую самостоятельную работу в группах на компьютере, позволяет закрепить основные знания и понятия, полученные на уроке.

ХОД УРОКА

1. Настрой на рабочий лад. Посмотрите, все ли есть? Можно всем за парты сесть.

2. Сообщение темы урока.

3. Вводная беседа.

Необычный сегодня у нас урок. Мы будем работать сразу с несколькими сказками. Я предлагаю вам разделиться на группы.

Как вы думаете,чему мы сегодня можем научиться на уроке?

Дети:

- отвечать на вопросы,
- задавать вопросы,
- выразительно читать,
- пересказывать,
- находить в тексте нужные отрывки,
- думать,
- делать выводы,
- анализировать и сравнивать,
- пользоваться разнообразными источниками информации,
- подводить итоги.

Молодцы! Это и будут цели нашего сегодняшнего урока.

А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут сказки. А поведет нас по дороге сказок маленькая фея.

Фея: Здравствуйте, ребята!

Я рада вас видеть. Чтобы попасть в эту удивительную страну, надо назвать сказку, которая заканчивается словами: “СКАЗКА – ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК! ДОБРЫМ МОЛОДЦАМ УРОК!”

Дети: Такими словами заканчивается “Сказка о Золотом петушке” Александра Сергеевича Пушкина.

Фея: Я думала, что всё знаю и умею, но об этих сказках не слышала никогда. Пусть каждая группа представит свою сказку так, чтобы все остальные догадались, с какой сказкой они встретились.

4. Творческая работа в группах.

Групповая работа с презентацией, осмысливание и выполнение предложенных заданий.

1 группа – В.Ф.Одоевский “Городок в табакерке”.
2 группа – М.Ю.Лермонтов “Ашик-Кериб”.
3 группа – А.С.Пушкин “Сказка о Золотом петушке”.
4 группа – В.А.Жуковский “Сказка о царе Берендее…”.
5 группа В.М. Гаршин “Лягушка-путешественница”, “Сказка о Жабе и Розе”.

План работы:

1. Подготовьте короткую характеристику сказки:

  • кто автор (немного о нем);
  • правильное название;
  • какова её тема (о чем она?) и идея (чему учит?).

2. Творческое задание. Подготовьте сценку, чтение отрывка по ролям.

5. Физкульт.минутка.

Вы, наверное, устали?
Ну,тогда все дружно встали!
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Вправо ниже наклоняйся,
Влево тоже наклоняйся,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем
1-2-3-4-5
Открываем, поморгаем
И работу начинаем.

6. Выступления групп. Самооценка и взаимооценивание ответов.

Учитель:

О чем-то скрипит половица,
И спице опять не спится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки...
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски...
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят С К А З К И.

ПАМЯТКА ДЛЯ ТЕХ, КТО СЛУШАЕТ.

1. Внимательно выслушайте ответ товарища.
2. Оцените:

1) полноту ответа;
2) последовательность (логику);
4) использование примеров изложения;
3) наглядность;
5) наличие вывода.

3. Исправьте ошибки, дополните ответы.
4. Дайте обоснованную оценку.

 7. Открытие новых знаний.

Фея: СПАСИБО вам, дорогие мои ребята, столько я сегодня узнала нового и интересного! Порадовали вы меня, и за это я расскажу вам одну тайну – ТАЙНУ СКАЗКИ.

 В знакомой с детства сказке “АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК” любовь творит чудеса, помогая красавице расколдовать чудовище, превратить его в принца. О загадочных превращениях, которые пережила сама сказка, вы и узнаете на сегодняшнем уроке.

Сказку “Аленький цветочек” записал известный русский писатель Сергей Тимофеевич Аксаков (1791–1859). Он услышал ее в детстве во время своей болезни. Писатель так рассказывает об этом в повести “Детские годы Багрова-внука”:

  • “Скорому выздоровлению моему мешала бессонница... По совету тетушки, позвали один раз ключницу Пелагею, которая была великая мастерица сказывать сказки, и которую даже покойный дедушка любил слушать... Пришла Пелагея, немолодая, но еще белая, румяная... села у печки и начала говорить, немного нараспев: “В некиим царстве, в некиим государстве...”
  • Нужно ли говорить, что я не заснул до окончания сказки, что, напротив, я не спал долее обыкновенного?
  • На другой же день выслушал я в другой раз повесть об “Аленьком цветочке”. С этих пор, до самого моего выздоровления, Пелагея ежедневно рассказывала мне какую-нибудь из своих многочисленных сказок. Более других помню я “Царь-девицу”, “Иванушку-дурачка”, “Жар-птицу” и “Змея Горыныча”.

В последние годы жизни, работая над книгой “Детские годы Багрова-внука”, Сергей Тимофеевич вспомнил ключницу Пелагею, ее замечательную сказку “Аленький цветочек” и записал ее по памяти. Впервые она была напечатана в 1858 году и с тех пор стала у нас любимой сказкой. Укоренилось мнение, что литературные сказки о Красавице и Чудовище, в том числе и "Аленький цветочек" имеют один первоисточник: новеллу "Амур и Психея" из романа "Золотой осел" Апулея (II век нашей эры).

Психея была столь прекрасна, что вызвала ревность богини красоты Венеры, и та подослала к ней своего сына Амура, чтобы он нанес рану Психее. Но когда Амур увидел девушку, он не стал причинять ей вреда, а перенес ее тайком в свой чертог и посещал ее по ночам, в полной темноте, запретив ей видеть свое лицо.

Коварные и завистливые сестры подучили Психею нарушить запрет, и она попыталась при помощи ночника рассмотреть своего возлюбленного.

 Ночью, сгорая от любопытства, она зажигает светильник и восхищенно смотрит на юного бога, не замечая горячей капли масла, упавшей на нежную кожу Амура.

В сказке "Амур и Психея" завистливые сестры уверяли красавицу, что ее возлюбленный – подлинное чудовище. Описали они и его внешний облик:

“ Мы наверняка узнали и не можем скрыть от тебя, разделяя скорбь и горе твое, что тайным образом спит с тобою по ночам огромное чудовище, шея у которого переполнена вместо крови губительным ядом и пасть разверзнута как бездна” .

С. Т. Аксаков в сказке "Аленький цветочек" чудище буквально конструирует из фрагментов тел различных животных и птиц:
"Да и страшен был зверь лесной, чудо морское: руки кривые, на руках ногти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжие, весь мохнатый отверху донизу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные”.
По всей вероятности, писатель сам его сочинил в чисто русском вкусе. Сам и название ему придумал: “зверь лесной, чудо морское”.

Как это ни парадоксально, после аксаковского чудища фантазия отечественных сказочников на тему возлюбленных монстров иссякла. Между тем, зарубежная культура нашла здесь поистине золотое дно. Только за последние годы благодаря литературе и кинематографу значительно пополнились ряды всенародно любимых обаятельных монстров. Среди них можно назвать Бэтмена, Терминатора, Кинг-Конга и Шрека. Причем, обаяние Шрека было столь велико, что ради него изменила свой внешний облик прекрасная принцесса Феона, превратившись в толстую троллиху – при этом была бесконечно счастлива и довольна своей судьбой.

8. Обобщение. Игры по сказкам.

Фея: А у меня есть подарок: Я приготовила для настоящих знатоков литературных сказок XIX века веселые задания. Хотите поиграть?

1) Разгадайте кроссворд.

2) Игра “Как кого зовут”.

9. Итог урока. Домашнее задание.

Фея: До свидания! До скорой встречи!