Обобщающий урок по теме "Лексика", (5-й класс)

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока: повторить и обобщить изученный материал по теме “Лексика”; используя игровые и занимательные моменты, вызвать у учащихся интерес к изучаемой теме.

Оборудование: “Словарь русского языка” С.И.Ожегова, “Школьный толковый словарь русского языка”; индивидуальные карточки, кроссворд.

Ход урока.

Вступительное слово учителя:

– Ребята, сегодня мы повторим и обобщим изученный материал по теме “Лексика”.

Я считаю, что каждый человек должен пополнять, обогащать свой словарный запас, уметь “открыть” для себя слово. О значении тех слов, которые вам не ясны, можно справиться в толковом словаре. Нашим помощником сегодня на уроке будет “Школьный толковый словарь русского языка”, который лежит у вас на столе.

И так, ребята, приступаем к работе.

Первое задание.

Прочитайте стихотворение В.Шефнера (Записано на доске).

(Вслух читает учитель или подготовленный ученик)

…Много, много слов на земле…
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Но словам все слова в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность,
Свобода и Честь.

– Что говорит поэт о значении слов?

– Как вы понимаете выражение “Словом можно убить, словом можно спасти”?

– Какие слова В.Шефнер считает самыми важными?

– Найдите их лексическое значение в толковом словаре.

– Назовите и запишите несколько слов, которые вы считаете важными в нашей жизни. Объясните их лексическое значение.

Второе задание. Теоретическая пятиминутка.(Работа в парах. Каждая пара получает карточку с вопросом. Дифференцированные задания).

– У кого задание вызвало затруднение? Помогает класс.

Третье задание. Объяснительный диктант.(Два ученика работают у доски по карточкам)

Посидеть на скамейке, поседеть от старости, наколоть дрова, накалить железо докрасна, разредил морковь на грядке, разрядил обстановку, горячий ключ.

– Назовите слова, для правильного написания которых необходимо знать их лексическое значение.

– Используя толковый словарь, определите, однозначное или многозначное слово горячий. Подберите к нему синонимы и антонимы.

Четвёртое задание. Найдите лишнее слово (Работа по вариантам).

I вариант. 1) Петя ушиб колено ноги. 2) Вечер встречи будет в феврале месяце.

II вариант. 1) Путь кораблю преградил ледяной айсберг. 2) Он написал свою автобиографию.

Пятое задание. Выберите правильный ответ. Объясните написание безударной гласной в корне слова.

1) сп… шите к нам

2) сп… шите задание

3) зап…вать песню

4) зап…вать молоком

а) е,и,е,е
б) е,е,е,е
в) и,и,и,и
г) е,и,е,и

Шестое задание. Объясните разницу в значении слов:

адресат адресант

сытый – сытный

Седьмое задание. Замените в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Золотое кольцо, железный гвоздь, сладкий пирог, чёрствый хлеб.

Восьмое задание. Подберите к данным словам синонимы и антонимы. Составьте предложение.

I вариант. героизм

II вариант. Храбрый

Девятое задание. Кроссворд

  1. Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника.
  2. Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей.
  3. Вид какой-нибудь местности.
  4. Тот, кто любит своё отечество, предан народу, Родине.
  5. Красная строка, отступ в начале строки.

Десятое задание. Расставит синонимы в порядке возрастания признака.(Работа в парах)

Свирепый, жесткий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой(враг)

Одиннадцатое задание. Подскажите фразеологизм (Записать на доске)

Глеб у доски повесил…,
краснея до корней ….
Он в этот час, как говорится, готов сквозь ….
О чём же думал он вчера,
когда баклуши … с утра?

Объясните значение фразеологизмов.

Двенадцатое задание. На загадку дай отгадку. Какое явление вы здесь наблюдаете? Омонимичность или многозначность?

1. Я всё то, что есть на свете,
Все народы на планете.
Мой омоним – враг войны,
Друг труда и тишины.

2. Я – жилище для зверька,
Для сверчка и паучка.
Есть ещё и тёзка мой:
Редкостный зверек пушной.

Тринадцатое задание. Ученик прочитал предложения и сделал к ним рисунки. Какие ошибки он допустил и почему?

  1. След простыл.
  2. Наша школа вышла на субботник.

Четырнадцатое задание. Выберите нужное слово, запишите полученное предложение, объясните постановку тире в предложении.

(Бережливое, бережное) отношение к русскому языку – это долг и обязанность каждого человека, изучающего русский язык.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание:

I группа – сочинение – миниатюра на тему: “ Интересное слово”;

II группа – составьте кроссворд по теме “Лексика”;

III группа – придумайте юмористический рисунок.

Приложения