Использование технологических приемов обучения учащихся начальных классов оптимальному чтению

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Уверенное владение навыками чтения является одним из основных условий успешности детей в учении. Однако читательские навыки сегодняшних школьников вызывают серьёзную тревогу у педагогов и у родителей.

Как помочь нашим детям справиться с трудностями при чтении?

Зачастую эту проблему пытаются решить просто и бесхитростно: надо больше читать. И сидит ребенок над книгой, обливаясь слезами и испытывая к ней тихую ненависть.

Вместе с тем ответ на этот вопрос не так прост. Прежде чем заставлять ребенка больше читать, нужно выяснить, в чем исходные причины трудностей. И только выяснив это, мы поймем, какую помощь ему необходимо оказать.

Причин трудностей много, соответственно, и способы помощи существуют разные. Данный материал направлен на устранение одной из основных причин трудностей в чтении: недостаточной сформированности техники чтения.

Под техникой чтения понимается умение узнавать написанные буквы, правильно соотносить их со звуками и произносить их в указанном порядке в виде слогов, слов и предложений (Т.Г.Егоров).

Чтение является сложным актом, который включает в себя технические навыки и процесс понимания смысла читаемого. Эти две стороны находятся между собой в теснейшей взаимосвязи и оказывают взаимное влияние друг на друга. Совершенная техника приводит к быстрому и точному пониманию смысла, а более легкий в смысловом отношении текст читается быстрее и без ошибок.

В процессе обучения чтению ученики под руководством учителя упражняются и в технике чтения, и в понимании прочитанного. Однако значение работы по формированию и автоматизации технических навыков часто недооценивается, и основной акцент учителя перемещают на смысловое чтение в ущерб технике. Торопясь переключать ребенка на работу со смыслом прочитанного, мы нарушаем естественный психологический процесс формирования чтения и создаем условия для появления ошибок.

Что же представляет собой этот процесс?

В начале обучения чтению ребенок учится декодировать написанное слово в звучащее: опознавать букву и соотносить её со звуком, соединять несколько букв в слог и несколько слогов в слово. Эти технические операции поглощают всё внимание учащегося. Все его умственные усилия направлены именно на процесс декодирования, при этом понимание читаемого текста затруднено, на него просто не хватает интеллектуальных сил. Постепенно технические операции автоматизируются, уходят в подсознание, и внимание ученика концентрируется на понимании смысла текста.

ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ОПТИМАЛЬНОМУ ЧТЕНИЮ

Пути совершенствования техники чтения школьников

Люди, обладающие высокой скоростью чтения, читают “нюхом”, то есть могут угадывать текст по одной только фразе. Многолетние исследования специалистов в области чтения показали, что 94% взрослых при чтении пользуются в основном навыками, приобретенными в начальной школе. И даже читая молча, имеют такую же скорость чтения, как и вслух. Факторы, влияющие на скорость чтения, - стойкие, передаются из поколения в поколение.

Установлено, что скорость чтения зависит от объема слуховых восприятий ребенка. Объем слуховых восприятий – это количество слов, запоминаемых школьником с одного прочтения вслух. Объем зрительных восприятий - понятие более сложное. Известно, что глаза двигаются по строке во время чтения не плавно, а скачкообразно. Текст воспринимается в момент остановки взгляда – происходит фиксация букв, слов, предложений, а иногда и целого абзаца – это зависит от угла (поля) зрения. Чем чаще фиксация, тем уже угол зрения, тем меньше воспринимаемый объем текста.

Скорость чтения зависит и от количества регрессий, то есть обратного движения глаза для уточнения прочитанного: чем их больше, тем ниже темп. Все это индивидуально. Поэтому каждого ребенка необходимо обучить приемам оптимального чтения.

Оптимальное чтение – это не только умение быстро читать, но и умение быстро мыслить, ловко выполнять всевозможные работы и физические упражнения. Это качественно более высокий уровень интеллекта.

Что же мешает учащимся овладеть приемами оптимального чтения в начальном звене обучения?

Какие резервы должны использовать и знать учителя начальных классов при обучении чтению?

  1. Неправильное дыхание при чтении.
  2. Плохая артикуляция звуков, слабый уровень владения речевым аппаратом. (Неправильные позиции языка, губ, зубов при произнесении звуков).
  3. Плохая память.
  4. Не развитое поле (угол) зрения.
  5. Не развитая антиципация (догадка).
  6. Неустойчивое внимание, слабые волевые качества.
  7. Неумение переключаться с одного вида деятельности на другой. Неумение снять усталость.
  8. Низкий интеллект.
  9. Отсутствие эффективности словарной работы на уроке перед чтением текста.
  10. Отсутствие культуры чтения в семье.

Отсюда ясно, что учителю необходимо овладеть педагогической диагностикой и на основе ее использовать в системе комплексы упражнений по обучению детей чтению.

Пересмотрев и изучив очень много литературы для своей работы, составила “Тетрадь динамического чтения”.

Предлагаю комплексы упражнений по обучению оптимальному чтению, которые сама использую на уроках литературного чтения и русского языка.

Первая группа упражнений работает на важное условие хорошего чтения – это постановка дыхания:

  1. Обучение правильному дыханию, элементы дыхательной гимнастики.
  2. Ритмические упражнения “вдох – выдох” (вдох дольше) через рот, через нос.
  3. Чтение на одном дыхании как можно большего количества слов (звуков) (см. Приложение таблица 1).

Вторая группа влияет на развитие артикуляции, тренировку речевого аппарата. Эти упражнения нужно начинать с первых дней ребенка в школе:

  1. Упражнения для губ.
  2. Упражнения для языка (см. Приложение таблица 2, таблица 3).

Третья группа упражнений отрабатывает произношение согласных звуков:

  1. Обращаю внимание на положение губ, зубов, языка при произношении звука.
  2. По тренажеру – таблица согласных.

(см. Приложение таблица 4).

Установки (для работы по тренажеру):

а/ Читаем столбик 1, четко проговариваем звуки. Соблюдаем установку на дыхание.

б/ Читаем столбик 5, с добавлением гласной а (ша, са, па, та, ка, на, ва, са и т.д.).

в/ Добавляем гласную … до и после столбика, (аша, аса, апа, ата, ака, ана, ава, аса…).

г/ Гласная до столбика 1 и после столбика 2. (авда, арва, атха, абза и т.д.)

Четвертое – это наборы таблиц, составленные с учетом наращивания трудности в произношении (см. Приложение таблица 5, 6, 7, 8, 9).

Следующая группа упражнений направлена на развитие памяти.

Развитие памяти

Установлено, что скорость и техника чтения зависит от оперативной памяти ученика. Для ее развития рекомендуются следующие упражнения.

1. Зрительные диктанты.

(Тексты разработаны профессором И.Т.Федоренко).

18 наборов, в каждом по шесть предложений. Особенность их в том, что первое предложение содержит 2 слова. “Тает снег” - 8 букв, последнее предложение восемнадцатого набора состоит уже из 46 букв. Наращивание происходит постепенно. Время работы со всеми наборами два месяца. За это время при правильной методике развивается оперативная память. Ученик легко усваивает смысл прочитанного предложения, читать ему интересно, развитие техники чтения идет быстрее.

Правила проведения диктантов

1. На доске или таблицах пишут шесть предложений набора, закрывают.

2. Открывается первое предложение. Учащиеся в течение определенного времени (оно указано в таблице Федоренко) читают “глазами”, стараясь запомнить это предложение. Время от 4 до 7 секунд.

3. Предложение стирается или закрывается.

4. Учащиеся записывают предложение в тетрадях по памяти. (Если учащийся не запомнил на первых порах, ему разрешено списать у соседа, с установкой запоминать на следующем уроке).

5. Затем подобная работа со вторым предложением (третьим, четвертым, пятым, шестым).

- Работа проводится на уроке русского языка. Если большая часть учеников не успевает запомнить предложения, то на следующий день работу надо повторить. И так до тех пор, пока все дети не будут писать самостоятельно. Только после этого можно перейти к следующему набору. На каждый набор уходит по 3 дня. 18 наборов – 54 дня. Обязательно диктанты писать ежедневно.

- Если предложения из наборов не будут соответствовать по содержанию теме урока, то их можно заменить равноценными с тем же количеством букв.

(см. Приложение таблица 10).

1.2. Физпаузы на уроках литературного чтения и русского языка

Еще очень нужная форма работы на уроках чтения – это различные виды физкультминуток.

Эти упражнения вспомогательные, но они служат педагогическому обеспечению процесса обучения чтению:

а/ Развитие психической пластичности.

б/ Снятие усталости.

в/ Тренировка внимания.

г/ Воспитание (развитие) органов чувств.

(см. Приложение таблица 11).

Своеобразное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией правильного формирования всей психической деятельности ребенка.

Предлагаемый речевой материал поможет учителю организовать занятия с ребенком для закрепления уже сформированных звукопроизносительных навыков, для отработки дикции, для развития языкового чутья и вообще для развития речи.

Слоговые цепочки и рифмованные строчки способствуют также развитию слухового внимания, речевого слуха, памяти (ребенок должен повторить вслед за взрослым слог са такое же количество раз, например: са – са вот оса), могут быть использованы с целью выделения ударных слогов для выработки речевого дыхания.

Эти ритмичные строчки создают положительный эмоциональный настрой, легко запоминаются, и дети часто повторяют их вне занятий, просто потому, что они вспомнились, начинают сами экспериментировать со словами и фразами. С этой целью используются такие задания, например, ор – ор – красный помидор. Попросите ребенка повторить эту строчку, используя другие слова, но тоже складно: ор – ор – сочный помидор; ор – ор – вкусный помидор и так далее. (см. приложение).

Речевой материал расположен по принципу классификации звуков в порядке возрастания их сложности: свистящие звуки (с, з, ц), шипящие звуки (ш, ж, ч, щ), сонары л'- л, р'- р. Примерно в этом порядке ребенок овладевает звуками (кроме мягкого звука л' – он появляется в речи ребенка раньше всех этих звуков). Именно эти звуки чаще всего вызывают затруднения у детей. При исправлении звукопроизношения можно воспользоваться данной последовательностью.

После того, как ребенок усвоил правильную артикуляцию звука (например звука с), научился произносить этот звук в слогах и словах, можно четко повторять за взрослым чистоговорки, скороговорки, заучивать стихи, а на первых порах, пока звук еще недостаточно автоматизирован в речи, рекомендуется несколько утрированная артикуляция этого звука, т.е. более длительное, чем обычно, произнесение звука (кроме звуков ц, ч – они, наоборот, произносятся коротко, отрывисто и резко).

После этих упражнений переходим к отработке звука в скороговорках.

Произносить их целесообразно сначала медленно, четко проговаривая каждый звук. Словно говоришь глухому человеку, который умеет “читать по губам”. А затем темп следует убыстрять, но не снижать качество произношения. Можно проговаривать стихи сначала шепотом, стараясь при этом активно работать губами и языком. А затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или произносить текст вначале сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразу с разжатыми зубами.

Роль скороговорок как речевого материала велика, и справедлива мысль о том, что “скороговорки – этот удивительный жанр фольклора создан народной мудростью не для пустословия, а специально для тренировки движений речеобразующего органа, который был бы способен воспроизводить все звуки родного языка”.

Скороговорки построены на сочетании звука, трудных для произношения, чаще всего насыщены одинаковыми звуками. “Они с успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшения подвижного произношения звуков в фразе и их дифференциации (различения), для выработки отчетливой и внятной речи (дикции), но и в качестве упражнений для тренировки и совершенствования работы голосового аппарата (повтори скороговорку (тихо, громко, голосом средней громкости), для выработки умения использовать различным темпом (медленно, умеренно, быстро), для работы над интонационной выразительностью речи: логическим ударением, вопросительными и утвердительными интонациями).

При отработке скороговорки, потешки необходимо убедиться, что ребенку понятны все слова и выражения, а также смысл в целом. Для этого взрослый может задать вопросы по содержанию, вопросы можно задать и к каждому слову в отдельности, ребенок отвечает одним словом, употребляя слово в нужной грамматической форме.

Например:

Наша кошка на окошке ушки моет.

Кто моет ушки на окошке? (кошка)

Чья кошка моет ушки на окошке? (наша)

Где наша кошка ушки моет? (на окошке)

Наша кошка что делает? (моет)

Наша кошка на окошке моет что? (ушки)

Эти упражнения будут способствовать улучшению дикции детей и взрослых, приучат быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогут устранить нечеткое произношение, словно “с кашей во рту”.

ФИЗМИНУТКИ НА УРОКЕ (Таблица 11)

ЛИТЕРАТУРА

  1. Белобрыкина О.А. “Речь и общение”/ Ярославль: “Академия развития”, 1998.
  2. Куликовская Т.А. “Скороговорки и чистоговорки”/ М.: “Издательство Гном и Д”, 2000.
  3. Куликовская Т.А. “Забавные чистоговорки”/ М.: “Издательство Гном – Пресс”, 1999.
  4. Максанов А. “Правильно ли говорит ваш ребенок”/ М., 1982.
  5. Мисаренко Г.Г. “Дидактический материал для развития техники чтения в начальной школе”/ М.: “Издательский дом ОНИКС”, 2003.
  6. Рыбина А.Ф. “Коррекция звукопроизношения у детей (с, з, ц, ш, ж, щ, л, л', р, р')”/ Речевой материал для младшего школьного возраста, “Учитель”, Волгоград, 2001.
  7. Федоренко И.Т. “Пути совершенствования техники чтения школьников”/ метод. рекомендации учителям, г. Харьков, 1978.
  8. Часов В.А. “Психологические принципы быстрого чтения”/ Общество “Знание” - РСФСР, г.Ленинград, 1973.