Урок окружающего мира во 2-м классе по теме: "Красная книга Ненецкого Автономного округа"

Разделы: Начальная школа


Цели: Познакомить учащихся с Красной книгой НАО

Задачи:

  1. Образовательная: дать понятие “Красная книга”, расширить знания детей в области экологии.
  2. Развивающая – развитие психических процессов: восприятия, мышления, памяти.
  3. Воспитательная - воспитание чувства ответственности за здоровье планеты, бережного отношения к природе.

Оформление доски:

Карта
Архангельской
области

Карта
НАО

«Кто не любит
природу, тот не
любит и человека»
Ф.И. Тютчев

(На обратной стороне доски – кроссворд)

Оборудование:

1. Аншлаги: эколог, Красная книга, катастрофа.

2. Иллюстрации: гусь – пискулька, морж, белый медведь, новоземельский олень, гриб груздь, пион уклоняющийся, гренландский кит, малый тундровый лебедь

3. Фотографии: разлив нефти в тундре, выброс природного газа

4. Кроссворд.

5. Музыкальное оформление: видеозапись “Нарьян-Мар – заполярная столица”, запись “Одинокий пастух”.

Ход урока

I. Введение в урок.

Звучит приглушённо классическая музыка. На её фоне читаются стихи П. Явтысого “Странный сон” (Приложение 1)

- Что услышали в этом стихотворении? (В результате обсуждения должны подойти к выводу – в стихотворении выражается боль природы)

Учитель вывешивает на доску фотографии с изображением аварий в НАО.

- Очень часто можно услышать по ТВ и радио такие новости: “У берегов материка потерпел крушение танкер, перевозящий нефть. Вылилось в море сотни тонн сырой нефти” или “В 1994 году под г. Усинском произошла крупнейшая авария, когда разлив нефти составил от 100 до 200 тысяч тонн нефти”. Как можно по-разному назвать происшедшее? (Дети подбирают синонимы: беда, ЧП, плохой поступок, катастрофа)

На доску вывешивается аншлаг

КАТАСТРОФА

- Гибнут птицы, рыбы, морские животные. Некоторые виды животных и растений находятся на грани исчезновения. В связи с этой проблемой появилась новая профессия – эколог.

На доску вывешивается аншлаг

ЭКОЛОГ

- Как вы думаете, кто такие экологи?

- Представьте, что вы учёные-экологи. Какие бы меры предприняли, чтобы остановить эту беду?

- Учёные вынуждены были создать такую книгу, в которую стали записывать все исчезающие виды растений и животных. Сегодня мы и поговорим о такой книге.

II. Основной материал.

1. Учитель обращает внимание на карту РФ и показывает её территорию.

- В 1988 г. вышла в свет Красная книга “Растения”, а позднее – “Животные” (показ Красной книги РФ).

- В состав, какой области входит НАО? (показ территории Архангельской области). В Архангельской области есть тоже своя Красная книга. Но сегодня особый день. К нам в гости пришла Красная книга Ненецкого Автономного округа.

2. Выступление подготовленного ученика о Красной книге НАО:

1 ученик: “Красная книга НАО вышла в свет в 2006 году. Она является официальным изданием, которое учредили в целях охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов Ненецкого округа. Под государственную охрану на территории округа взято 225 видов – это 123 вида растения, 66 видов животных, 36 видов грибов, включая лишайники. Всем им присвоена категория и статус редкости.

2 ученик: “В Красной книге НАО описание каждого вида сопровождается очерком , который содержит научную информацию о распространении, местах обитания, численности, а также картой распространения и оригинальным рисунком. Книга иллюстрирована, цветными фотографиями. Предназначена для всех жителей округа”.

- А почему книга красного цвета? (цвет опасности, предостережения)

3. Физминутка: (на самого внимательного)

- Как только услышите ошибку в тексте, девочки – трите в ладоши, мальчики хлопают по коленкам.

“Тундра – богатство страны. В тундре живут волки, верблюды, зайцы, а также мелкие животные – медведи. Большую ценность представляют пушные звери: ондатры, лисицы, песцы, выдры, мыши, росомахи. Из шкур этих животных шьют шубы, шапки, летние платья, воротники, Песцы обитают в глухой чаще, роют себе норки. В тундре обитает огромный зверь с ветвистыми рогами – олень, шкура которого ценится оленеводами из-за превосходного меха. В тундре есть такие растения, как карликовая берёзка, багульник, ягель, мох, можжевельник, верблюжья колючка.. В тундре растут такие ягоды, как черника, голубика, арбуз, морошка, клюква, брусника, клубника.

- Продолжим наш серьёзный разговор. (Учитель включает видеозапись с видами тундры и звучит ненецкая песня в исполнении Народного ансамбля “Маймбава”).

- В этой песне поётся, как прекрасна наша тундра, как красива она в любое время года. Тундра как раскрытая книга, она может многое рассказать.

- А что ещё можно услышать в этой песне? (просьбу, мольбу о помощи, боль ненецкой земли).

4. Разгадывание кроссворда (Приложение 2)

- Предстоит интересная работа – отгадывание кроссворда. Познакомимся с некоторыми видами животных, занесённых в Красную книгу НАО (в помощь перед детьми раскладываются фотографии с видами различных животных Приложение 3)

Задание:

1) Самый мелкий гусь из группы так называемых серых гусей. Самец и самка окрашены одинаково. Клюв – ярко розовый, ноги – жёлто-оранжевые. Отличительный признак – наличие ярко-жёлтого окологлазничного кольца. Крик в полёте более высокий и резкий, писклявый. Звучит как “Кью-ю-ю” или “тью-ю-ю” (пискулька)

2) Образ жизни стадный, обычно самцы, самки и детёныши (до 100 голов и более) держатся вместе. Весной и летом располагаются группами на плавучих льдах, осенью устраивают лежбища на берегах. Самцы располагаются в центре, а самки с детёнышами в стороне. Самка один раз в 2 года рожает 1, редко 2 детёнышей. Основные враги – касатка и, отчасти, белый медведь (морж).

3) Житель моря, на нерп охотник (медведь).

4) Длинные сосульки вверх растут.

Не дерево, а суковато (олень)

5) Обнаруживается крайне редко, образует небольшие скопления. В его исчезновении виновен человек: вырубка лесов, прокладывание коммуникаций, добыча нефти и газа. Обитает во влажных ивово-березовых лесах, в низинах и поймах рек. Среди народа называется “волнушка” (груздь).

6) Стал исчезать, так как люди часто рвут на букеты, вырывают корневища в лечебных целях. Цветёт в конце июня – в начале июля. Красиво цветущее лекарственное растение до 1 метра высотой. Корень толстый, клубневидный. Растёт по берегам р. Индиги. В народе называют Марьин корень (пион уклоняющийся).

7) Обитает вблизи кромки плавучих льдов. Способен взламывать лёд толщиной до 30 см. Длина взрослых особей до 16-18 м, наибольшая длина до 21 м. Общая масса до 100 т. Очень большая голова с огромным ртом (гренландский кит).

8) Размах крыльев 211 см. Различий в окраске самцов и самок нет. Лапы чёрные, клюв чёрный, на половину с жёлтым, что отличает его от собратьев. Улетают от нас в Данию, Германию, Англию (малый тундровый лебедь)

- Обратите внимание на выделенный столбик. Какое слово получилось? (“Помогите”)

- Кто к нам обращается за помощью?

- На нашей планете есть Чёрная книга, в которую занесены все исчезнувшие виды животных и растений. Их нет больше. Они остались только на рисунках и фотографиях. Так нам нужно приложить все усилия, чтобы в округе не появилась такая книга.

5. Чтение стихотворений учениками.

1 ученик:

Девиз у нас один:
Леса в обиду не дадим,
Мы сохраним и птиц, и мишек,
Мы прочитаем много книжек,
В беде поможем мы зверятам.
Чтоб веселей жилось ребятам!

2 ученик:

Нам жить в одной семье,
Нам петь в одном кругу,
Идти в одном строю,
Лететь в одном полёте…
Давайте сохраним
Ромашку на лугу, кувшинку на реке
И клюкву на болоте.
Коль суждено дышать
Нам воздухом одним,
Давайте-ка мы вместе
Навек объединимся.
Давайте наши души сохраним,
Тогда мы на Земле
И сами сохранимся.

III. Итоги урока.

- Друзья, вот эта планета (показывает модель Земли - глобус) – колыбель человечества, наш дом. Человек – не хозяин на планете, он – часть природы. Наша Земля тяжело и неизлечимо больна. Многие учёные считают, что эту болезнь ещё можно остановить. За её здоровье ответственен каждый город, каждый посёлок, каждая семья и каждый человек. Так пусть же наш дом всегда будет чистым и уютным.

IV. Д/з: подготовить небольшой рассказ о растении или животном из Красной книги НАО.