Урок по математике в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели:

Обучающие:

  1. Закрепить устные вычисления в пределах 20.
  2. Повторить составные задачи на нахождение суммы и составные задачи на нахождение остатка.
  3. Повторить геометрический материал.
  4. Отработать умение решать логические задачи.

Развивающие:

  1. Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление.

Воспитывающие:

Учить детей работать в группе, воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.

Оборудование.

  1. Полоски с примерами.
  2. Задания на карточках.
  3. Изображение лабиринта. (Произвольный)
  4. Сундучок с буквами.
  5. Счетные палочки.
  6. Полоски бумаги синего, зеленого, красного цветов.
  7. Жетоны.
  8. Гном.
  9. Доска, мел.

Рис. 1

Ход урока

I. Сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. Вы видите на доске карту лабиринта и Гнома. Нам необходимо добраться до сундука в центре и узнать, какую вещь, необходимую Гному, спрятал волшебник. За выполненные задания вы будете получать жетоны. Они помогут вам в конце пути узнать тайну сундука. Чем больше жетонов наберется, тем команда успешнее справится с последним заданием. А теперь - в путь.

II. Сначала мы разделимся на команды. Для этого каждый ученик вынет из шапки Гнома пример,решит его, ответ будет соответствовать номеру команды.

19 - 9 + 6 - 8 - 7 = 1
7 + 4 + 1 - 6 - 4 = 2
14 - 7 + 5 - 2 - 7 = 3
6 + 6 - 7 + 9 -10 = 4
7 + 7 - 8 + 5 - 6 = 5
(примеры записаны на полосках бумаги)

В результате получилось 5 команд.

Прежде, чем отправляться в лабиринт, необходимо проверить, умеете ли вы действовать коллективно. Я каждой команде читаю загадку. Ответ дает один ученик, которого вы выберете во время обсуждения отгадки.

1. На 4 ногах стою,
Ходить же вовсе не могу.
На мне ты любишь отдыхать,
Когда устанешь ты гулять.
Кровать.
2. 2 брюшка, 4 ушка. Что это такое? Подушка.
3. 6-ногая на потолке, а 8-ногий ждет ее в уголке. Паук и муха.
4. 5 чуланов, а вход один. Перчатка.
5. Кто в году 4 раза переодевается? Земля.

IV. Чтобы войти в лабиринт, надо проложить путь через колючие кусты. Для этого надо перечислить цифры, идущие друг за другом и в сумме составляющие 19:

Рис. 2

V. Гном вошел в лабиринт, но на пути ему встретился черный кот. Чтобы он не помешал, надо решить задачи. (Команды получают задачи для каждого ученика и самостоятельно распределяют их между собой.) Надо решить свою задачу и проверить, как решили задачи другие члены команды. Содержание задач:

1) Приготовили салат: огурцов взяли на 3 больше, чем помидоров. Из скольких овощей приготовили салат, если помидоров взяли 6?

2) В двух коробках лежало по 10 яиц. Из одной коробки переложили в другую 4 яйца. Сколько яиц стало в каждой коробке ?

3) Индюк на 2 кг тяжелее утки, а утка на 2 кг тяжелее петуха. Масса петуха 2 кг. Найди массу индюка.

4) Сварили варенье. Абрикосового получилось 8 банок, малинового на 2 банки больше, чем абрикосового. А земляничного столько, сколько абрикосового и малинового вместе. Сколько банок земляничного варенья сварили?

5) Напротив муравейника стоит дерево. Муравей нашел под деревом соломинку и потащил ее к муравейнику. Когда он прополз 10 м, ему осталось ползти на 3 м меньше, чем он прополз. На каком расстоянии от дерева находится муравейник?

VI. Пройдя мимо кота, на стене Гном увидел странную фигуру. Необходимо сосчитать сколько в ней треугольников.

Рис. 3 Рис. 4

VII. Гном уже давно в пути. Ему пора сделать привал. Получите котелки. Чтобы приготовить еду, надо в котелке обвести числи, сумма которых равна 12.

Рис. 5

VIII. На привале к Гному подошли два человечка и предложили сыграть в стручки. Довольно простые примеры, но, как видите, они не очень сильны были в математике. Во всех примерах ошибки. Переложите в каждом примере только один стручок - и примеры будут правильные.

(Ученики это задание выполняют на счетных палочках)

Рис. 6 Рис. 7

Ответ: I + I = II I + II = III

II - I = I III - II = I

IX. За то, что Гном сыграл с человечками, они показали ему самый короткий путь. И вот Гном у цели. Но для того, чтобы выйти с сундуком надо выбрать нужную дверь. Ее найти легко. Перед вами три двери. Они разного цвета (синего, зеленого, красного). Одна из дверей ведет в тупик, другая неизвестно куда, а третья из лабиринта. Она не самая левая, но левее двери в тупик. Покажите, какого цвета эта дверь. (У ребят полоски бумаги разных цветов.)

Рис. 8

Молодцы. Дверь выбрали правильно. Но в ней три замка. Волшебник сделал три ключа: синий, зеленый и красный. К каждому замку подходит только один ключ. Синий ключ не подходит ни к первому, ни ко второму замку. Красный ключ не подходит ко 2 замку. К какому замку подходит каждый ключ? Разложите полоски бумаги в нужном порядке.

X. Гном из сундука достал ленту с прикрепленными буквами.(Буквы прикреплены изнаночной стороной) Каждая команда меняет заработанные жетоны на буквы, из расчета 5 жетонов - 1 буква. При этом называют, какую по счету букву хотели бы получить, если не хватает жетонов на все буквы. Из полученных букв составляется слово. Было спрятано слово -

Рис. 9

Использованная литература

  1. Волина В. В. Праздник числа: Занимательная математика для детей. М., 1993
  2. Кэй Фэрлонг Учимся думать. СПб., Изд. “Сова”, 1993.
  3. Труднев В. П. Внеклассная работа по математике в начальной школе. М., “Просвещение”, 1975.