Урок по теме: "Разнообразие животных" по курсу "Мир вокруг нас" (автор А.А. Плешаков). 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  • познакомить с разнообразием видового состава животных на Земле и классификацией животных по их групповым признакам,
  • расширять кругозор учащихся и общие представления о животных,
  • воспитывать бережное отношение к природе, развивать интерес к её изучению.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Введение в тему урока.

Сегодня у нас с вами необычный урок. Для того чтобы узнать тему урока, нам необходимо разгадать кроссворд. (Презентация – слайд №1, слайд № 2)

Послушайте и отгадайте загадки:

  1. Он пятнистый, длинношеий,
    Нет длинных ног его длиннее.
    Ходит важно, словно граф,
    Называется …(жираф)
  2. Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Пушистый хвост-краса,
    А зовут ее …(лиса)
  3. В яме спит зимою длинной,
    Но чуть солнце станет греть,
    В путь за медом и малиной
    Отправляется … (медведь)
  4. Всю ночь летает,
    Мышей добывает,
    А станет светло –
    Спать летит в дупло… (сова)
  5. В лесу под щебет и под свист
    Стучит лесной телеграфист:
    Здорово, дрозд-приятель!
    И ставит подпись… (дятел)
  6. Краской сероватая,
    Походкой мешковатая,
    Повадкой вороватая,
    Крикунья хрипловатая… (ворона)
  7. У какой кисочки на ушах кисточки? (рысь)
  8. Пышный хвост торчит с верхушки,
    Что за странная зверушка?
    Щелкает орешки мелко.
    Ну, конечно, это … (белка)

Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?

Сегодня мы с вами отправляемся в царство животных.

На уроке мы рассмотрим классификацию животных, их групповые признаки (слайд № 3)

3. Изучение нового материала.

Беседа по рисунку учебника:

    • Откройте учебники на странице 89, рассмотрите рисунок.
    • Каких животных вы узнали?
    • На какие группы их можно разделить?
    • Где можно встретить животных?

Чтение текста на стр.89 учеником.

Наука о животных называется зоология. Это еще один раздел биологии (слайд № 4)

Ученые зоологи делят царство животных на большое количество групп.

Знакомство детей с группами животных по таблице (слайд № 5)

Животные

одноклеточные

многоклеточные

беспозвоночные

позвоночные

черви

рыбы

моллюски

земноводные

иглокожие

пресмыкающиеся

раки

птицы

насекомые 

млекопитающие 

Животный мир с его неописуемым разнообразием форм, строения, окрасок, образа жизни множества загадочных существ изучен до сих пор недостаточно. Довольно часто удается находить новые виды, особенно насекомых.

А сейчас, давайте поближе познакомимся с каждым видом животных.

Ученым известно около 1 миллиона 500 тысяч видов животных (слайд № 6)

Черви

Группа Черви насчитывает около15 000 видов (слайд № 7)

Рассказ подготовленного ученика:

Черви – длинные, извивающиеся трубкообразные беспозвоночные животные. Кольчатые черви, например дождевой червь, имеют разделенное на сегменты тело. Самый большой земляной червь обитает в Австралии и имеет длину более одного метра.

Плоские черви выглядят как ленты или как кольчатые черви, которых разгладили утюгом. В морях и океанах их сотни видов (видеосюжет «Дождевой червь»)

Пиявки тоже относятся к группе червей (видеосюжет «Пиявка»)

Моллюски

В следующей группе – моллюски – 80 000 видов (слайд № 8)

Прочитайте текст на стр.90, ответьте на вопрос: «Какие признаки отличают моллюсков от других животных?» (видеосюжет «Слизень»)

Иглокожие

А теперь поговорим об иглокожих. Их в природе 5 000 видов (слайд № 9)

Как вы думаете, почему их так назвали?

Рассказ подготовленного ученика:

Морские звезды и ежи относятся к группе животных, называемых иглокожими. Морские огурцы – тоже иглокожие. Морские звезды (показ фото), как и следует из названия, имеют звездообразное тело. Они – хищники, питающиеся моллюсками и рыбами при помощи гибких лучей, или рук, которыми звезда захватывает добычу. Каждый луч звезды усажен сотнями мелких трубочек – ножек. Если морская звезда теряет часть лучей, то позже они снова отрастают. Морская звезда может вырасти даже из маленького оставшегося кусочка.

Морские ежи – округлые создания, живущие в прибрежной зоне. Они усажены твердыми, часто ядовитыми, подвижными иглами, до 40 сантиметров в длину.

Ракообразные

Следующая группа животных с которой мы познакомимся – ракообразные. Их известно 20 000 видов (слайд № 10)

Прочитайте о них на стр.91 (видеосюжет «Рак»)

Паукообразные

А сейчас мы познакомимся с паукообразными, которых определено 70 000 видов; (слайд № 11)

Рассказ подготовленного ученика:

Паукообразные – это пауки и им подобные: скорпионы, сенокосцы, клещи. Все они имеют восемь ног. У пауков 4 или 8 глаз, но зрение у них плохое и охотятся они, ощущая ногами колебания почвы и воздуха.

Пауки – охотники и питаются в основном насекомыми. Многие пауки ловят добычу, плетя из нитей сети, называемые паутиной. Некоторые паутины – просто цилиндры в норах, но есть и сложные круговые паутины. Паутина липкая, чтобы насекомые не ускользнули. ( Видеосюжет «Паук и паутина»)

Насекомые

Следующая группа животных – насекомые. Их найдено более миллиона (слайд № 12)

Прочитайте о них на стр.91 (Видеосюжет «Комар»)

Работа в группах.

(слайд № 5 – таблица)

Посмотрите на таблицу. Мы познакомились с беспозвоночными, а теперь узнаем позвоночных животных.

Задание: Прочитать текст о группе в учебнике и выбрать иллюстрации с животными данной группы.

Проверка.

Рыбы– их найдено 20 000 видов; (с № 5 возвращаемся на слайд № 13)

Расскажите, что вы узнали про рыб?

Земноводные, их 3 400 видов; (слайд № 14)

Как по-другому называют земноводных?

Чем они отличаются от других животных? (Видеосюжет «Лягушка»)

Какая группа животных будет следующей, мы узнаем, когда внимательно посмотрим на экран и послушаем звуки (слайд № 15)

Птицы.

Их найдено – 8 600 видов. А пел для нас соловей.

Пресмыкающиеся

Их 6 000 видов; (слайд № 16)

Как по-другому их называют?

Чем они отличаются от других животных?

Млекопитающие

Их насчитывается 4 000 видов; (слайд № 17, видеосюжет «Заяц»)

4. Закрепление изученного материала (слайд №5)

Перед вами таблица «Классификация животных» (Раздаточный материал )

На экране вы видите фотографии животных с №.(слайд № 18)

Необходимо обозначить цифрой группу, к которой относится данное животное.

Взаимопроверка (слайд № 19)

Обменяйтесь таблицами, сверьте результаты по таблице на экране, поставьте оценки за работу.

5. Итог урока

Что понравилось на уроке?

Какое настроение было во время урока?

6. Домашнее задание:

Подготовить сообщение о любом животном с картинкой или фотографией.