Интегрированный урок русского языка и окружающего мира с элементами изобразительного искусства

Разделы: Начальная школа


Русский язык: Написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Окружающий мир: Признаки неживого и живого в природе. Изобразительное искусство: Визуальный опыт изучения живописного произведения.

Цели урока:

1. Совершенствовать умения распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные.

2. Продолжать формирование умений обосновывать написание слов.

3. Развивать творческое воображение учащихся.

4. Продолжать воспитывать любовь к родной природе и к миру прекрасного.

Оборудование:

портрет А.К. Саврасова, репродукция картины «Грачи прилетели», репродукции пейзажей, портретов, натюрмортов.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Введение в тему урока. Постановка целей урока (совместно с учащимися). Зарисовка настроения.

Учитель:

  • Кто из вас когда-нибудь был в музее? Что вы видели?(Ответы детей)
  • Я приглашаю вас в музей изобразительного искусства. Кто из вас знает, что можно увидеть в этом музее? (ответы детей)
  • Чем работают художники? Значит, что должно находиться на школьных столах рядом с авторучками? Правильно, цветные карандаши. Какого цвета карандаши вы возьмете, чтобы зарисовать свое настроение? (практическая работа).

2 . Минутка каллиграфии.

На доске нарисован элемент С.

– В какие буквы можно превратить этот элемент? (Б, о, а, д, е, в, с.)

– Пропишите эти буквы в тетради.

3. Работа над написанием слов.

– Вспомните мужские имена, начи­нающиеся с буквы А. (Антон, Алек­сандр, Алексей, Аркадий и др.)

С именем «Алексей» связан наш сегодняшний урок. Так звали великого русского живописца. Это Алексей Кондратьевич Саврасов (запись под диктовку в тетради).

– Алексей Кондратьевич Саврасов знаменитый русский художник. Он рисовал картины родной природы.

– Дайте определение понятию «природа» (Это всё то, что не сделано руками человека.)

Назовите, что относится к неживому в природе. (Небо, солнце, вода, горы и т.д.)

Вспомните те объекты, которые относятся к живой природе. (Растения, бабочка, кошка, лиса, собака и др.)

Рассмотрим написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безу­дарными гласными в корне. Назовем их.

(Проверяемые: вода, река,лиса, бабочка.

Непроверяемые: картины, природа, растления, крокодил, собака.)

– Что необходимо сделать для правильного написания слов? (Проверитьслова, т.е. изменить их так, чтобы набезударную гласную падало ударение.)

Запишите проверочные слова.

4. Работа с репродукцией картины.

Саврасов жил и работал в Москве, но зимой 1871 года он переехал в Кост­рому и поселился там в большом дере­вянном доме, построенном в деревенском стиле. Художник часто подходил к окну и смотрел вдаль. Расскажите, что он видел.

(Дети рассказывают по репродукции.)

– Перечислите, что изобразил Саврасов из неживого в природе; из живого.

(Дети перечисляют)

5. Физминутка.

Мы шагаем, мы шагаем

Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
(Ходьба с подниманием рук)

Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из куста.
Тихо птенчика берем
И назад в дупло кладем,
(Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться поднять руки вверх)

Впереди из – за куста

Смотрит хитрая лиса.
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
(Бег на носочках)

На поляну мы заходим,
Много ягод там находим.
Земляника так душиста,
Что не лень нам наклониться.
(Наклоны вперед)

6 . Запись в тетради.

Списать текст с доски, вставив пропущенные буквы:

Он подолгу ст...ял у ..кна, см..трел на занесённые сн..жком избы, на голые б..рёзы с чёрными прошлогодними птичьими гнёздами.

Ничто не трогало в этом пейзаже сердце художника.

(Учащиеся пишут и объясняют, какие буквы надо вставить)

7. Словарная работа.

– Что такое пейзаж? (Изображение природы)

Как называется художник, рису­ющий пейзаж? (Пейзажист)

– Где он рисует свои картины? (На природе)

Пейзаж – это французское слово, обозначающее не только картину с изображением природы, но и реальный вид какой-либо местности. В немецком языке есть свое слово, обозначающее все то же, что и «пейзаж» во французском – ландшафт.

– Какие виды ландшафта вы знаете? (Луг, лес, поле, степь)

– Чем лес отличается от луга? (Лесобразован деревьями и кустарниками, а на лугу их нет)

Какие жанры живописи, кроме пейзажа, вы еще знаете? (Портрет, натюрморт)

По мере обсуждения слова записываются на доске.

– Запишите словарные слова: пейзаж, портрет, натюрморт, ландшафт.

8. Работа с текстом.

– Выписать из текста на доске в один столбик - слова с безударными проверяемыми гласными и рядом проверочные слова, а в другой столбик – с непроверяемыми гласными.

Безударную гласную подчеркнуть.

Но вот однажды утром разбудили ху­дожника неугомонные птичьи крики. Он распахнул окно. Робкий луч солнца проло­жил по снегам голубые тени. Снег стал пористым, рыхлым, словно вата. Заблестели первые лужицы. Вот оно! Началось!

Неугомонные – гомон. Распахнул – распахивать. Окно – окна. По снегам – снег. Началось – начало.

– Назовите слова-признаки, относящиеся к неживой природе (робкий луч, снег пористый, рыхлый, первые лужицы); относящиеся к живой природе (неугомонные птичьи крики).

Какими красками Саврасов нарисовал картину, которую мы сейчас обсуждаем? (Холодными)

В каких тонах она написана? (В голубых, серых, нежных)

– Каких животных изобразил художник на своей картине? (Птиц, грачей)

Назовите признаки птиц. (Крылья, клюв, перья, две конечности)

– Чем заняты птицы? (Они строят гнезда)

– Как назвал художник свою картину? («Грачи прилетели»)

– Как бы вы назвали эту работу?

(Варианты ответов обсуждаются)

9. Работа по карточкам разного уровня сложности (ученики сами выбирают задание), домашнее задание.

1) Вообразите себя художниками и дома нарисуйте пейзаж на тему «Весна».

2) Индивидуальная работа по карточкам.

I вариант

Вставить буквы:

Гр..чи прил..тели. Г..нцы в..сны. Ц..рквушка в д ..леке. Кр..сивые б..рёзы.

II вариант

Вставить букву и написать проверочное слово:

Пейзаж на х.лсте. Блики солнца тр.пещут. Уг..лок русского с.ления. Дыхание в..сны.

III вариант

Выделив корень, написать слова, для которых приведенные ниже слова являются проверочными:

Свет, дело, весть, центр, земли, снег.

IV вариант

Подобрать к данным словам однокоренные слова, обозначающие действие. Выделить корень:

Свет, спешка, полет, вид, трепет.

Сделать звукобуквенный анализ слова полёт.

10. Итог урока и оценивание знаний.

  • Экскурсия по художественному музею подходит к концу. Если бы мы с вами были в настоящем музее, то на выходе нам могли предложить написать отзыв о наиболее понравившихся картинах. А мы с вами скажем, что особенно понравилось и удалось на уроке, можно поделиться и тем, какие трудности встретили и как смогли их преодолеть.

– Ваши успехи, радость от преодоления трудностей, встреча с прекрасным – все это отражалось на вашем настроении. Попробуйте показать на бумаге, каким оно стало сейчас.

Дети рисуют свое настроение на полях тетради и сравнивают, насколько оно изменилось, сопоставляя его с первым рисунком.