Методическая работа как фактор профессионального роста учителей начальной школы

Разделы: Начальная школа


Наш принцип методической работы:

«Работаем творчески, а иначе – зачем?»

В начале всякого пути очень важен мотив и желание двигаться, выбор направления движения, определения разумной скорости и остановки для осмысления пройденного и настоящего, для прогнозирования будущего.

Методическое объединение учителей начальных классов нашей школы определило три приоритетных направления своей деятельности:

- внедрение деятельностного подхода в обучении;
- формирование ключевых компетентностей школьников;
- внедрение здоровьесберегающих технологий.

Ещё Бернард Шоу сказал, что «единственный путь ведущий к знаниям – это деятельность». Процесс обучения есть всегда обучение деятельности. Процесс учения – это процесс деятельности ученика.

Вот уже 8 лет наша школа работает по учебно-методическому комплекту Образовательной системы «Школа 2100». «Школа-2100» сегодня – это система личностно ориентированного, развивающего, вариативного, непрерывного образования для массовой школы. МО НШ была создана программа по освоению учителями деятельностного подхода в обучении. Программа основывалась на том, чтобы каждый учитель в течение четырёх лет получил достаточную теоретическую подготовку и приобрёл необходимые практические умения. Все учителя прошли сначала ознакомительные, а потом углублённые курсы по данной программе с присвоением квалификации учитель-методист.

Внутри МО были организованы творческие группы по предметам.

- Реализация деятельностного подхода на уроках математики.
- Реализация деятельностного подхода на уроках русского языка.
- Реализация деятельностного подхода на уроках чтения.
- Реализация деятельностного подхода на уроках окружающего мира.

Каждая группа работала по такой схеме:

- освоение дидактических принципов, на которых основывается образовательная концепция «Школа 2100);
- освоение структуры урока введения новых знаний в Образовательной системе «Школа 2100»;
- освоение технологии проблемно-диалогического метода в обучении;
- практическое овладение технологией проблемного урока.

После глубокого изучения проблемы учителя посещали уроки друг друга с целью оценки реализациии деятельностного подхода на уроке. Анализируя проделанную работу, намечали проблемы, радовались успехам и достижениям. Очень важно то, что сами учителя определяли для себя цели и задачи, ведь это и есть исследовательско-поисковая деятельность, которая даёт педагогическому коллективу школы возможность дальнейшего роста и развития.

Приведу план работы одной из микрогрупп:

1. Изучение программного содержания, принципов построения книг для чтения серии «Свободный ум». Составление календарно-тематического планирования по классам.
2. Знакомство с технологией формирования у учащихся типа правильной читательской деятельности.
3. Изучение структуры и технологии проведения уроков чтения по книгам для чтения серии «Свободный ум» Р.Н. и Е.В. Бунеевых.
4. Разработка конспектов уроков.
5. Создание дидактического пособия для совершенствования техники чтения учащихся.

Результатом работы микрогрупп стали творческие отчёты, представленные учителями в ходе предметных недель. Учителя рассказали о конкретных результатах своего педагогического труда, показали мастер-классы, продемонстрировали используемые наглядные и дидактические пособия, организовали выставку творческих проектных работ учащихся.

Цель Образовательной системы «Школа 2100» - вырастить функционально грамотную личность. Что включает в себя это понятие?

«Функционально грамотная личность –

  • это человек самостоятельный: способный достичь успеха в жизни; найти себя и реализовать свои интересы и возможности;
  • это человек познающий: обладающий приёмами учения и готовый к постоянному самообразованию;
  • это человек, умеющий жить среди людей: легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него…» (см. сборник материалов «Образовательная система «Школа-2100» - качественное образование для всех»)

Образовательная система «Школа 2100» определяет, что путь к функционально грамотной личности лежит через развитие общеучебных умений и навыков. Для решения жизненных задач человеку, помимо способностей и личностных качеств, необходимы различные умения. Именно компетентности прежде всего и развивает учитель, работая с учениками на определённом предметном содержании. Отсюда вытекает второе направление методической работы учителей начальных классов.

С 2002 года учителя начальных классов нашей школы участвуют в экспериментальной работе школы по теме «Формирование ключевых компетентностей школьников»:

-являются участниками семинаров под руководством к.п.н. Воровщикова С.Г. «Азбука логичного мышления»;
-анализируют и разрабатывают мыслительные пятиминутки дидактической направленности с целью формирования учебно-логических умений;
-являются участниками городских и окружных семинаров: в декабре 2005 года МО был проведён городской семинар «Формирование ключевых компетентностей школьников на уроках математики». Семинар был посвящён проблемам устного счёта, вопрос рассматривался с учётом особенностей восприятия информации учащимися, показаны фрагменты уроков учителей с самоанализом и обсуждением. Семинар получил высокую оценку методистов МИОО.

Успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья. Именно поэтому подготовка к здоровому образу жизни ребёнка на основе здоровьесберегающих технологий стала третьим приоритетным направлением в деятельности нашего методического объединения. В школе было организовано несколько встреч с к.п.н Шкляровой О.А. по этой проблеме. Вот уже 3-ий год учителями начальных классов на уроках внедряются здоровьесберегающие технологии. Это выражается через непосредственное обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни:

-профилактическим методикам (оздоровительная, пальчиковая, дыхательная гимнастика; простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи);
-привитие элементарных гигиенических навыков;
-через здоровьесберегающие технологии процесса обучения с использованием физкультминуток и подвижных перемен;
-массовые оздоровительные мероприятия (спортивно-оздоровительные праздники, экскурсии)
-работу с родителями по внедрению здорового образа жизни.

В заключение хотелось сказать, что если учитель широко образован, основательно вооружён педагогической теорией, постоянно изучает передовой педагогический опыт, то это вдохновляет его на творческий поиск, создание собственных методических приёмов.