Создание лингвистического портрета класса

Разделы: Русский язык


Психолингвистический подход в изучении языка и, в частности, фонологии еще до конца не изучен, поскольку явление это обращено к сознанию человека, его восприятию как носителя языка. Такое суперсегментное средство, как ударение, таит в себе еще много закономерностей, которые предстоит узнать. Эти закономерности функционируют в языке, но многое еще надо объяснить, найти новому применение в жизни.

В языке обязательно наличие двух сторон: внешней, связанной с артикуляционно-акустическим комплексом, и внутренней, связанной со смыслом. Соотношение формы и содержания всегда взаимообусловлено, в языке это проявляется и в соотношении звучания и значения. Этому соотношению помогает во многом ударение, к которому я обращусь для исследования в данной работе.

Ударение, его постановка в незнакомых словах, вернее в словах, лишенных смысла, поможет разработать методику, которая создаст лингвистический портрет определенной группы (в данной ситуации этой группой является класс), что создаст определенную направленность в работе учителя русского языка в школе.

Основными целями и задачами моей работы являются:

1. изучить природу ударения;
2. выявить основные закономерности его постановки;
3. проследить выбор места ударения в словах, лишенных смысла;
4. изучить факторы, которые влияют на акцентную характеристику разных частей речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол):
    а) взаимодействие фонетических и морфологических категорий;
    б) взаимодействие фонетических и паралингвистических категорий.

Русский язык относится к числу языков со свободным ударением, которое определяется для каждого слова отнюдь не фонетическими правилами, а связано либо с лексикой, либо с грамматикой.

Характер русского ударения, его незакрепленность за определенным слогом, приводит к тому, чтобы знать место ударения в слове, надо знать и некоторые морфологические и лингвистические его характеристики. Причем для слов собственно русских и хорошо освоенных заимствованных ведущими оказываются морфологические признаки, когда у той или иной словообразовательной или словоизменительной парадигмы подразумевается определенное ударение.

Ударение сближается со сферой лексикологии и грамматики. Намеченное еще А.А. Потыбней и Я.К. Гротом морфологическое направление в изучении ударения закономерно стало теперь преобладающим.

Место ударения в конкретной словоформе соотносится не со слоговым, а с морфологическим членением словоформы. Наблюдается четкое противопоставление между ударением в глаголах и ударением в именах существительных. По свидетельству В.А.Никонова (Никонов В.А. Место ударения в русском слове.//International Journal of Slave Linguistics and Poetics, 1963- v1.), чаще всего ударением выделяются корень (59,01%), реже – суффикс (23,03%), крайне редко – префикс (1,63) и постфикс (0,03%). Только для имен характерно резкое преобладание корневого ударения (у существительных – 78,4%, у прилагательных – 68,5% - по данным (Зубкова Л.Г. Части речи в фонетическом и морфологическом освещении. М., 1984). В случае аффиксального ударения флексия в именах, особенно в существительных, чаще бывает ударной, чем суффикс (у существительных: ударная флексия – 13,3%, суффикс – 6,93%, у прилагательных – 16,8%, 13,9%). У глаголов корневое ударение встречается реже, чем у имен (его частота – 39,6%, что почти в два раза ниже, чем у существительных), суффикс же бывает ударным практически так же часто, как корень (38,2%), частота флексионного ударения намного ниже (18,6%).

Расхождению между именами и глаголом в частоте корневого и суффиксального ударения сопутствует резкое различие в акцентной активности (ударяемости) корня и суффикса в разных частях речи. Показателем акцентной активности можно считать отношение числа ударных морфов к общему числу слоговых морфов данного вида. Из сравнения показателей активности корня, суффикса, флексии, префикса (по данным Зубковой Л.Г.), составляющих у существительных – 75,4; 34,3; 16,7; 13,4%; у прилагательных – 67,0; 43,8; 16,7; 5,6%; у глаголов – 43,0; 66,4; 24,9; 6,5%, видно, что в именах максимальная акцентологическая активность свойственна корню, в глаголах – суффиксу. Ярче всего с точки зрения акцентной активности морфем, разграничены существительные и глаголы. Сопоставление их друг с другом показывает, что корень и префикс проявляют большую активность в существительных, суффикс и флексия – в глаголах. Таким образом, за тяготением ударения к началу слова в именах существительных и к концу слова в глаголах стоит разная акцентная активность однотипных морфем. Это объясняется тем, что имя существительное и глагол противопоставлены и в лексико-семантическом плане: существительное отвечает за факты в русском языке, глагол – за события, поэтому наблюдается четкое противопоставление функциональное и грамматическое. На фонетическом уровне это противопоставляется в тяготении ударения к началу слова у существительных, к концу слова – у глаголов. Задача данных частей речи в языке различна: корень в слове отвечает за его лексическое значение, а флексия – за грамматическое значение. Корень всегда более конкретен, благодаря лексической наполненности, и противопоставляется абстракции – флексии. Уже у детей четко противопоставлены модели существительных – папа, мама, няня и глаголов – бобо (болит), дуду (ехать). У глаголов детской речи не наблюдается редуцирование, что свидетельствует о том, что окончание слова (это может быть скорее флексией) является значимым и важным для носителя языка. Это уже психолингвистический подход в фонологии.

Русский язык событиен по своей сути, значит глагол приобретает значение иное, чем существительное. Раз акцентологическая активность в глаголах свойственна суффиксу и флексии, а они отвечают за грамматическое значение слова, значит задача глагола состоит в том, чтобы соединять слова, фразу, речь в одно лингвистическое целое. Здесь находят отражение детерминанты русского языка: глагол, как и другие части речи, план выражения и план содержания; с помощью глагола (в большей степени) можно отразить любую ситуацию в виде факта или события; предсказательность все же больше свойственна глаголу. Из сравнения существительных и глаголов видно, что префиксы в существительных более активны в акцентном отношении, нежели в глаголах.

Целью эксперимента является исследование в области русского ударения:

  1. что влияет на выбор места ударения в словах, лишенных смысла;
  2. как соотносятся слова разных частей речи (мной были взяты только существительные, прилагательные, глаголы);
  3. обладает ли класс языковым чутьем (на примере постановки ударения).

Критерии отбора слов (см Приложение 1):

  1. Взяты слова, лишенные смысла (терынату, килунемал, жвалинуси).
  2. Число слогов в словах: 4.
  3. Тип конечной огласовки: слова, оканчивающиеся на гласный, твердый согласный и мягкий согласный (лечамоко, лечамокор, шусетамыль).
  4. Начало слова: СГ и ССГ (С – согласный звук, Г – гласный).
  5. Тип гласного звука (передний \ непередний).
  6. Тип согласного звука (твердый \ мягкий).

Задание учащимся:

а) поставьте ударение в существительных;
б) поставьте ударение в прилагательных;
в) поставьте ударение в глаголах.

Об особенности эксперимента было уже много сказано в предыдущей части моей работы. Напомню лишь то, что в именах существительных акцентная активность свойственна корню (значит начальным и средним слогам в моих четырехсложных словах), а глаголу свойственно суффиксальное ударение. У существительных при длине слова в 4 слога на второе место после корневого ударения выходит суффиксальное. Таким образом, в четырехсложных структурах корни проявляют большую акцентную активность в существительных, а суффиксы – в глаголах.

Исследование является не только лингвистическим, но и психолингвистическим, так как рассматривались известные доказанные факты функционирования ударения в русском языке. Эти факты были интересны с позиции обращения к сознанию носителей русского языка, а также обращения к группе определенного возраста с целью обнаружить наличие или отсутствие сформированного языкового чутья к явлениям, которые нельзя назвать явными, но которые обнаруживаются и используются человеком (русским человеком как носителем языка) подсознательно, на уровне интуиции, может быть, которые играют в языке и речи важную роль.

Для учителя русского языка, для его плодотворной работы необходимо знать, что представляет из себя класс в лингвистическом аспекте. Данная методика может помочь создать лингвистический портрет класса, что немаловажно при выборе программы, методов и форм обучения в данном классе.

Литература.

  1. Аванесов Р.И. Ударение в современном русском языке.- Киев,1956.-56с.
  2. Богомазов Г.М. Статистическая и фонетическая характеристика двучленных сочетаний согласных в русской речи. Автореф. канд. дис.-Л.,1970.
  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М.,1978.-240с.
  4. Зубкова Л.Г. Части речи в фонетическом и морфологическом освещении. - М., 1984.-84с.
  5. Краткий справочник по современному русскому языку. \ Под ред. П.А. Леканта. – М.,1995.-115с.
  6. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. – М.,1986.-288с.
  7. Николаева Т.М. Место ударения и фонетический состав слова (расстановка ударения в неизвестных словах иностранного происхождения) // Фонетика. Фонология. Грамматика. – М.,1991.
  8. Потыбня А.А. О звуковых особенностях русских наречий.// Филологические записки. – Л., 1865.
  9. Федянина Н.А. Ударение в современном русском языке. – М., 1976.-304с.