Нестандартные формы проведения урока. Разработка урока окружающего мира по теме "Воздух и вода, их значение для растений, животных и человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды от загрязнения"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • познакомить с богатствами природы – воздухом и водой; учить практическому исследованию природы;
  • выяснить источники загрязнения воды и воздуха в нашем крае; определить меры защиты воды и воздуха от загрязнения в нашем городе;
  • формировать приемы учебной деятельности, понятие экологической целостности природы;
  • прививать экологическую культуру младшим школьникам на основе использования краеведческого материала.

Оборудование: сигнальные карточки, предметные картинки, схемы, тесты, пробирка, стакан, блюдце, бумага, воздушный шарик, экологические знаки.

Ход урока

I. Организация класса.

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.

II. Проверка домашнего задания.

1. Коллективная работа. Игра «Живая – неживая».

Сигнализируют:

зеленый – живая природа,
красный – неживая природа.

Ромашка, липа, облако, гриб, камень, пчела, ворона, солнце, ягода, петух, вода, собака, воздух, рыбка.

2. Индивидуальная работа у доски.

Расположите карточки с рисунками живой и неживой природы правильно.

1ученик

живая природа неживая природа

2ученик

живая природа неживая природа

3. Индивидуальная работа по тестам. Игра «Крестики - нолики».

Тест.

1. К неживой природе относится:

а). человек, животные, растения, грибы и микробы;
б). солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в). солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

2. К живой природе относится:

а). человек, животные, растения, грибы и микробы;
б). солнце, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в). солнце, небо, облака, камни, вода, дождь, снег.

3. Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:

а). они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б). они разговаривают, бегают и прыгают, смеются, плачут, растут, умирают;
в). они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.

4. Работа у доски.

Дорисовать до любого объекта живой природы вот такую линию:

III. Сообщение темы и задач урока.

Сегодня мы поближе познакомимся с очень важными природными богатствами, которые дарит нам природа.

Отгадайте загадки:

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда захочу
Даже камень источу. (Вода)

Правильно, на уроке мы будем говорить о воздухе и воде, познакомимся с их значением для всего живого, с источниками загрязнения и мерами защиты воздуха и воды от загрязнения.

IV. Работа по теме.

1. Воздух и его значение для всего живого.

Опыт 1. -Что в этой пробирке?

- Что ж, давайте проверим, что там действительно пусто. (Опускаем пробирку в сосуд с водой).

-Видите, из горлышка побежали пузырьки, а вы говорите «пусто». Так что за невидимка сидел в пробирке, кого выдали пузырьки?

-Правильно, это воздух, без которого не было бы жизни на земле.

-Воздушный океан называется атмосферой. Голубая «рубашка» спасает нашу планету от солнечного жара, от космического холода, защищает Землю от метеоритов, следит за климатом на нашей планете. Благодаря воздушной оболочке на Земле существует жизнь.

Воздух - это не просто газ, а смесь разных газов, прежде всего азота, кислорода и углекислого газа. Чтобы вам лучше представить, каких газов в воздухе больше, а каких меньше, посмотрите на графический «воздушный шарик».

-Как вы думаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух уже без кислорода. Зато в нем становится больше углекислого газа, который для дыхания не пригоден.

-Скажите, для чего мы проветриваем комнаты?

-Какой вывод можно сделать?

Опыт2. Но кислород нужен не только для дыхания.

-Смотрите, я зажигаю бумажку. Горит?

-А теперь накрою ее стаканом. Раз, два, три…погасла. Почему?

-Бумага еще не сгорела, но огня не может быть без кислорода. Дышат люди, животные, горит огонь – тоже забирает кислород и углекислого газа становится все больше и больше. Трубы заводов, фабрик, электростанций выпускают в воздух целые облака углекислого газа. Все живое давно бы задохнулось, если бы …. Чем больше растений, тем чище воздух.

-Где человек может использовать это свойство? (При тушении пожара)

2. Источники загрязнения воздуха в нашем городе. Защита воздуха от загрязнения.

а). Проблемная ситуация.

-К нам пришла телеграмма от жителей нашего города:

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполонили улицы, обрушили на горожан свои выхлопные газы. Заводы бесконечно дымят. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти. Помогите!».

б). Причины загрязнения воздуха в нашем городе.

Нам нужно срочно провести Конференцию экологов, чтобы обсудить, от чего загрязняется атмосфера, что нужно делать для ее защиты от загрязнения. А помогут нам в решении этих вопросов корреспонденты.

1 корресп. Атмосферный воздух испытывает серьезную нагрузку от выбросов промышленных предприятий и транспорта. Трубы заводов выпускают в воздух целые реки углекислого газа, из выхлопных труб автомобилей вырываются струи различных газов.

2 корресп. Автомобиль стал злейшим врагом природы. Он занимает первое место по объему выбросов вредных веществ в атмосферу. Один автомобиль в год выбрасывает тонну выхлопных газов, в которых 200 видов вредных веществ. Этот же автомобиль дает 10 кг пыли. Растения вдоль дорог заражены тяжелыми металлами… Таким образом, автомобиль является одним из главных источников загрязнения.

Учитель. Послушаем репортаж с асфальтного завода.

3 корресп. Мы находимся рядом с асфальтным заводом. Вокруг него почти нет растительности: погибла трава, кустарники, стоят хилые деревья. Причина в том, что завод выбрасывает огромное количество загрязняющих веществ. Кроме того, на предприятии отсутствуют сооружения и установки по улавливанию и обезвреживанию вредных веществ и газов. При этом на один квадратный километр за сутки может выпадать одна тонна пыли.

Учитель. Какую мрачную картину представили нам корреспонденты. А какое влияние оказывает загрязненный воздух на растения и животных?

4 корресп. У меня такие данные для вас. 1/3 часть растительности поражена кислотными дождями. В разгар лета опадает листва, отмирают корни. Исчезает рыба. Животные покидают привычные места обитания. Многие из них в поисках нового места гибнут. Страдает здоровье человека.

 

Учитель. Объясните, пожалуйста, как образуются кислотные дожди?

5 корресп. Высокие заводские трубы выбрасывают в воздух сернистый газ, он соединяется с атмосферной влагой, образуются капельки раствора сернистой кислоты. Эти ядовитые вещества пропитывают тучи, которые ветер переносит на тысячи километров. Так и выпадает кислотный дождь.

- Какое решение приняла конференция, вы найдете в учебнике.

в). Работа с книгой. Чтение текста самостоятельно. Выборочное чтение ответа на вопрос.

-Как вы можете помочь в защите воздуха от загрязнения?

г). Экологический проект «Строим завод».

(Поют дети).

Чунга-чанга, воздух весь в пыли!
Чунга-чанга, вот этим дышим мы!
Чунга-чанга, газы травят нас!
Чунга-чанга, зависит все от нас!

-Как правильно построить завод, чтобы в атмосфере нашего города как можно меньше было загрязняющих веществ?

д). Песня.

Где это было? Когда это было?
В детстве, а может, во сне,
Воздух был чистым, не запыленным,
Как по весне.

Припев:

Люди, прошу вас, потише, потише!
Опасность пусть сгинет во мгле!
Воздух, будь чистым!
Вода будь прозрачной!
А мы – на Земле!

Физкультминутка.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться.
Порошок зубной берем,
Крепко щеткой зубы трем.
Моем шею, моем уши,
После вытремся посуше.

3. Вода и ее значение.

а). Беседа о воде.

-Какого цвета больше на глобусе? Что это означает?

-Голубым цветом изображена на глобусе вода – все моря и океаны нашей планеты, реки и озера. Они занимают больше места, чем суша. Но, несмотря на большие запасы воды на земле, всего лишь небольшая часть ее пригодна для питья, т. к. человек может пить только пресную воду. А пресная вода есть только в реках и озерах, ее совсем немного на земле.

б). Работа с учебником с. 12.

-Где мы используем воду?

4. Источники загрязнение воды.

Среди полей и лесов текла речка – чистая и прозрачная, со студеной водой. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы искупаться; рыбаки – наловить рыбы. Все любили эту речку… Но вот однажды река загрустила, потому что стала разноцветной: серой, желтой, красной, черной…(Под журчание ручейка читались слова).

Плачет малая речонка,
Одолел речонку страх.
Стала речка разноцветной,
Заболела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут.

Сценка.

Желтая рыбка. Соседка, почему ты такая красная?

Красная рыбка. На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берет на завод чистую воду, а другая сливает в нее грязную. Вот я и стала от сточных вод красной. А ты почему желтая, как лимон?

Желтая рыбка. Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь. Ручей с берега принес мутный поток. Чего только в нем не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы. Пожелтела наша заводь…А ты, подружка, чего такая фиолетовая?

Фиолетовая рыбка. Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, бревна, даже колеса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой – еле-еле выбралась из-под мусора.

Красная рыбка. Ой, смотрите-ка, кто это?

Фиолетовая рыбка. Среди своих родичей я таких не видела.

Черная рыбка. Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую разлили в нашей реке. Нефть тонкой пленкой покрыла воду. Стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и от нефти погибают.

Красная рыба. Что же нам делать, как дальше жить?

-Ребята, вы внимательно послушали рыбок. Вспомните, отчего река стала цветной.

(Составление схемы на магнитной доске. )

-Назовите источники загрязнения рек, протекающих в нашем городе.

Запомни! 1литр сточных вод приводит в негодность 100 литров чистой воды. Завод за одну минуту выбрасывает 25 литров отходов. 5 граммов нефтепродуктов затягивают пленкой 50 квадратных метров поверхности воды.

5. Меры по защите воды от загрязнения.

а). Работа по учебнику с. 13. Самостоятельное чтение.

-Как же сохранить чистоту воды в реке?

Выборочное чтение ответа на вопрос.

-Какую помощь по защите воды и бережному ее использованию можете оказать вы?

-Какие экологические знаки можно установить на берегу реки Оскол? в классе?

(Стихотворение читают дети)

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда,
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
Храните речку светлую мою!

VI. Д. з. : чит с. 10-13, нарисовать экологические знаки по защите воздуха и воды от загрязнения.

V. Итог урока.

-Что узнали на уроке?

-Что вы можете делать, чтобы воздух и вода были чистыми?

-Какие знания, полученные на уроке, вам пригодятся в жизни?

-Почему человеку, животным и растениям нужен чистый воздух и вода?

Мне хочется закончить наш урок словами из стихотворения И. Трофимовой:

Надолго ль хватит нам воды,
Коль растворен в ней яд?
Надолго ль хватит тех лесов,
Где топоры стучат?
Спасти поля, леса, луга
И чистую гладь рек – всю Землю
Можешь только ты,
Разумный человек!

VI. Рефлексия.

Урок:

  • привлек меня тем…
  • показался интересным…
  • взволновал…
  • заставил задуматься…
  • навел меня на размышления…

Литература:

1. Брыкина Н. Т. , Жиренко О. Е. , Барылкина Л. П. . Мастерская учителя. -М: «Вако» 2004.
2. Казакова О. В. ,. Сбоева Н. А. . Воздух и вода. – М: «Вако»2003.
3. Николаева Е. И. Тесты по природоведению. -М: «Первое сентября» 2002.
4. Пеняева Е. Ю. В гостях у природы. // Начальная школа №6 -2004.