Урок русского языка в начальной школе. Букварный период

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Тип урока: Изучение нового материала.

Цель:

  1. Познакомить с написанием строчной буквы я.
  2. Повторить знание изученных элементов с целью подготовки к восприятию.
  3. Отрабатывать умение дифференцировать строчную и прописную буквы согласные и гласные звуки.
  4. Отрабатывать умение списывать с печатного и письменного текста.
  5. Продолжить работу по формированию навыка деления слов на слоги, определения количества звуков и букв.
  6. Продолжить работу по формированию понятия “признак предмета”.
  7. Развивать речь, активизировать познавательную деятельность учащихся.
  8. Воспитывать культуру общения, прививать любовь к родному городу, воспитывать уважение к символике.

Ход урока

Подготовка к восприятию нового.

Учитель. Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся в гости и посетим необычный город. Но для начала я хочу узнать, что вам известно о нашем родном городе Усолье-Сибирское.

Ученики делятся знаниями.

Учитель. У каждого города есть свой символ – герб. Есть герб и у нашего города. Вот он. Ответьте, почему он так выглядит? Кто сумеет прочитать символы и расскажет нам о городе Усолье - Сибирское, глядя на герб?

Ученики замечают, что в городе есть заводы и залежи соли.

Учитель. Дадим описание гербу.

  • В городе есть химическая промышленность. Чьи родители работают на “Химпроме”?
  • Есть завод “Усольмаш”, где производят детали для машин и изготавливают различное оборудование.
  • Есть предприятие “Сибирская фанера” по обработке древесины.

И самое главное – наш город находится на месторождении соли. Отсюда и его название.

Знакомство с новой темой.

1.Учитель. Сегодня на уроке я приглашаю вас в необычный город “Город мастеров”.

(На доске появляется надпись “Город мастеров”.)

Каждый житель здесь мастер на все руки. Про таких говорят “Мастер золотые руки”. Как вы понимаете это выражение?

Ученики высказывают свои предположения.

Учитель. Попасть в город можно, только если быть старательными и трудолюбивыми. Жители города приготовили для вас испытание.

В тетради на первой строке написаны буквы. Прочитайте их. Что можете о них сказать?

е- ё - ж - з - и -

Ученики. Это строчные буквы. Есть буквы, обозначающие согласные звуки , а есть гласные.

Учитель. Запишите рядом с ними прописные буквы. Выполняйте аккуратно и правильно.

2. Учитель. Прочитайте стихотворение на доске и объясните его.

Всем на свете буква я заявить готова

Я не просто буква я,

Буква, слог и слово.

Как это буква я может быть одновременно слогом, словом и буквой?

Ученики.

Я – слово, когда говорим о себе.

Я – слог в словах яма, якорь.

Учитель. А что мы знаем о букве я?

Ученики. Обозначает два звука, мягкость согласного.

Учитель. Сегодня на уроке мы научимся писать эту букву. Рассмотрите строчную букву я, сравните её с печатной. Посмотрите на доску, как пишется я строчная. (Учитель комментирует). Вспомним, что мы находимся в городе мастеров. Здесь тоже есть герб. Рассмотрим его.

Описание герба: В городе живут люди разных профессий - портные, строители, художники и мастера письма. Сегодня вы тоже сможете стать мастером письма, если очень постараетесь.

Практическая работа.

Первый ряд станет портными и вышьет букву я. Необходимо выложить букву я нитками на бархатной бумаге.

Второй ряд будет художниками и напишет букву я с помощью кисти и красок.

Третий – строителями. Вы построите, сконструируете букву я из элементов.

По одному представителю от рядов – мастерских будут работать у доски.

(Дети выполняют работу и демонстрируют лучшие варианты)

Отработка написания новой буквы.

Учитель. Потренируемся писать букву я. Обведите по кальке три раза букву я. Запишите строку с этой буквой. Подчеркните самую красивую.

На следующей строке соединение букв яя, какое это соединение?

Ученики. Нижнее.

Учитель. Пишите так, чтобы остался домик для гномика. (Самостоятельная работа)

На следующей строке прочитайте слоги, определите вид соединения.

Ля яг яв як

Дети записывают.

Физминутка.

Приготовим руки. Изобразим человечка двумя пальцами, побегает человечек по парте. А теперь изобразим слона, выставив указательный палец вперёд, поздороваемся хоботами.

Запомним написание новой буквы, пропишем букву я на спине у соседа палацем.

Письмо слов с изученной буквой.

Учитель. Прочитайте слова. Добавьте букву я, получите новое слово, запишите его через дефис.

Какие слова можно получить?

мак - маяк беда - ябеда
пол – поля кол – Коля

Найдите слово, где я является слогом. Разделите его на слоги, выделите ударный слог. Сколько в нём звуков и букв. (Я – беда - 5 букв, 6звуков).

В каком слове я обозначает два звука? (маяк, ябеда.)

Настоящие мастера не боятся трудностей. Отгадаем загадку.

Круглая, гладкая, на вкус сладкая. (Дыня)

Напишите отгадку самостоятельно. Подчеркните букву, обозначающую мягкий согласный звук.

Измените загадку, если отгадкой станет яблоко, арбуз.

Подчеркните волнистой линией слово, обозначающее признак предмета.

На какие вопросы отвечают лова, обозначающие признак предмета?

Итог.

На уроке я заметила, что слова с буквой я и новую букву научились красиво писать многие дети. (Учитель называет детей, которые лучше овладели написанием новой буквы.)

Учитель.

Мы покидаем Город мастеров. Лучшие ребята получают в подарок от жителей этого города грамоты с почётным званием “Мастер письма”.

Всем остальным желаем трудиться, не лениться, чтобы тоже стать мастерами в нелёгком деле – письме.