Урок математики в 1-м классе по учебнику Л.Г. Петерсон по теме "Задача"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • уточнить термины, связанные с понятием “задача”: условие, вопрос, выражение, решение, ответ;
  • научить делать краткую запись задач в виде схем, познакомить с записью решения в тетрадь
  • закрепить навыки счета в пределах 9;
  • развивать мыслительные операции;
  • воспитывать аккуратность, чувство взаимовыручки.

Оборудование: круги синие и желтые, загадка о пингвине, цветок, таблица – схема, иллюстрации, предметы к задачам, глобус, опоры.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и цели урока.

3. Минутка чистописания.

4. Актуализация знаний.

Отправляемся в путешествие в Антарктиду, чтобы помочь пингвинам добраться до земли. (Игровой момент: на доске глобус, льдины, на льдинах пингвины, числа);

а) цветик-семицветик поможет нам перелететь в Антарктиду,

Ты лети, лети лепесток,
через Север на Восток
лишь коснешься ты земли,
быть по-моему вели.

Соедини две льдинки так, чтобы в сумме получилось 9. Один ученик на доске, остальные на наборном полотне составляют пары чисел. (За каждое правильно выполненное задание учитель перемещает 1 пингвина ближе к земле)

б) работа с наборным полотном;

  • покажите число, предыдущее 9, 14
  • покажите число, последующее 4, 11
  • покажите соседей числа 8, 15
  • найдите сумму чисел 4 и 2, 5 и 3, что ищем? (целое)
  • найдите разность чисел 5 и 2, 9 и 4, что ищем? (часть)
  • часть из чего вычитаем? (из целого числа)
  • из какого числа надо вычесть 2, чтобы получилось7?

в) на доске выражения: 3 + 2, 5 - 3, 5 – 2

  • найдите значение выражений
  • что интересного заметили? (одинаковые части и целое)
  • какое выражение потерялось? (2 + 3)
  • какое свойство сложения использовали? (переместительное)
  • как найти целое? часть?

5. Подготовительная работа.

На доске круги: синие, желтые,

  • по какому признаку можно разбить льдинки, плавающие по океану? (по цвету: синие, желтые)
  • составим все возможные равенства, повторим правила о целом и частях

3 + 4 = 7

4 + 3 = 7

7 – 3 = 4

7 – 4 = 3

на доске появляется таблица с отрезком

- на какие части разбит отрезок?

- надо ли составлять новые равенства? Почему? (нет, те же части и целое)

Вывод: правила о части и целом одинаковы для предметов и отрезков.

6. Знакомство с задачей. Иллюстрирование на доске.

Пингвин по льдинкам шел,

На обед рыбку нашел.

Три – на одной,

Две – на другой,

Сколько всего на обед рыбок будет?

Будем учиться решать задачи!

а) текст задачи можно разбить на 2 части:

  • условие – то, что известно
  • вопрос – то, что надо найти
  • назовите условие и вопрос, на доске появляется опора условие

вопрос

б) Т.к. правила о части и целом одинаковы для предметов и для отрезков, то условие и вопрос можно показать на схеме.

Это схема, весь отрезок – целое, число рыб - части

что ищем? (целое)

в) составим выражение к задаче 3 + 2. На доске появляется опора схема

выражение

г) найдем значение этого выражения: 3 + 2 = 5 - это решение задачи.

д) ответьте на вопрос задачи. На доске появляется опора решение

ответ

Итог: повторите план работы над задачей.

Физминутка.

7. Первичное закрепление.

а) задание № 1 - 2 с.44

  • назовите условие, вопрос
  • что обозначает на схеме весь отрезок?
  • что обозначают части?
  • как найдем целое? часть?
  • чем похожи и чем отличаются эти задачи?

б) самостоятельная работа, задание № 4.

Проверка. Нужно выбрать правильное решение из трех.

8. Итог урока.

Воспитательный момент: помогли пингвинам добраться до земли, т.к. работали дружно, старались все задания выполнить правильно.