Классный час во 2-м классе по теме "И врагу никогда не добиться, чтоб склонилась твоя голова…" (посвящённый 65-й годовщине битвы под Москвой)

Разделы: Начальная школа


Ход занятия

  1. Вход в класс под песню "С чего начинается Родина" (слова М.Матусовского, муз. В.Баснера). У детей на левой стороне пиджака прикреплены бейджики “Мы – Россияне”.
  2. Приветствие гостей.
  3. Вступительное слово учителя о целях и задачах классного часа.
  4. (На доске карточка: “Москва, Россия, Родина”)

    • Прочитайте какие слова написаны на доске?
    • Почему эти слова написаны рядом?
    • Кто знает, что означает слово "Москва"?

    Древние города возводили по берегам рек. Город Москва возник на высоком берегу Москвы реки при слиянии ее с речкой Неглинкой (сейчас эта река убрана в трубы). По имени реки Москвы и был назван город. У русского народа есть такая поговорка: "Москва всем городам мать" (на доске)

      • Почему так говорят?

    Когда-то, много – много лет назад, Москва объединила вокруг себя другие города, и стало главным городом русской земли, которая тогда называлась Русь.

    Много испытаний выпало на долю древней Руси и ее жителей. В памяти людей бережно хранятся имена героев многочисленных битв и войн, которые приходилось вести Руси, а затем России.

    Самая тяжелая из бед, которые бывают – война. И вот 22 июня 1941 года в 12 часов дня Советское правительство обратилось по радио к народу. В обращении рассказывалось о нападении фашистской Германии на нашу страну.

    (Текст воззвания читает учащийся)

    “Товарищи! В грозный час опасности для нашего государства жизнь каждого воина принадлежит Отчизне. Родина требует от каждого из нас величайшего напряжения сил, мужества, геройства и стойкости. Родина зовет нас стать нерушимой стеной и преградить путь фашистским ордам к родной Москве. Сейчас, как никогда, требуется бдительность, железная дисциплина, организованность, решительность действий, непреклонная воля к победе и готовность к самопожертвованию”.

      • Какими же качествами должен обладать человек, чтобы побеждать? (ответы детей)

    Этот день стал для нашей страны началом долгой кровопролитной войны с гитлеровцами (Адольф Гитлер командовал немецкими войсками, поэтому немецких солдат называли гитлеровцами).

    Тяжелейшим испытанием для нашей страны стала Великая Отечественная война 1941 – 1945 годов.

    Со всех сторон звучала как призыв песня на слова Лебедева-Кумача, муз. Александрова "Священная война".

    (Дети исполняют песню)

      • Дети, как вы думаете, почему поэт называет войну "народной", "священной"?

    Слова этой песни вселяли мужество в сердца, уверенность в победе.

    Горькими были первые дни войны. Мы отступали. 10 октября 1941 г., через 3,5 месяца после начала войны фашистские войска вплотную подошли к Москве. Их солдаты шли по разоренной земле, распевая песню:

    Если весь мир будет лежать в развалинах
    К черту! Нам на это наплевать.
    Сегодня нам принадлежит Германия,
    А завтра будем миром всем повелевать.

    К началу наступления фашистских войск на Москву сложилось такое соотношение сил:

    (На доске появляется таблица соотношения сил).

     

    Германия

    СССР

    Войска

    1,8 млн. чел

    1,25 млн. чел

    Танки

    1700

    990

    Орудия и минометы

    14000

    7600

    Самолеты

    1390

    677

    Их армия была во много раз больше и сильнее нашей.

    Фашисты были настолько уверены в успехе наступления, что заранее разработали даже план уничтожения Москвы. Гитлер приказал: "Город должен быть окружен так, чтобы ни один русский солдат, ни один его житель – будь то мужчина, женщина или ребенок – не мог его покинуть… Там, где стоит Москва, должно возникнуть огромное море, которое навсегда скроет столицу русского народа (операция "Тайфун").

    И тогда все, от мала до велика, поднялись на защиту своей Родины. А называлась она раньше СССР (Союз Советских Социалистических Республик – 15 республик объединял этот союз).

    Монтаж

    (Стихотворения читают учащиеся)

    1. Мы не дрогнем в бою
    За столицу свою.
    Нам родная Москва дорога.
    Нерушимой стеной,
    Обороной стальной
    Остановим, отбросим врага.
    В атаку, стальными рядами
    Мы поступью твердой идем.
    Родная столица за нами –
    Наш кровный родительский дом.

    2. Москва! Ты в солдатской шинели
    Прошла, не склонив головы!
    И сколько б мы песен ни пели
    Их мало для нашей Москвы.
    Вперед! В наступление! Назад ни шагу!
    За нашей спиной Москва.

    3. Москва, моя родная мать,
    Люблю тебя всем сердцем, свято.
    Тебя иду я защищать
    По долгу сына и солдата.
    Честь и красу твою храня,
    Тебя спасу я от огня.

    4. Штыки от стужи побелели,
    Снега мерцали синевой.
    Мы, в первый раз надев шинели,
    Сурово бились под Москвой.

    Безусые, почти что дети,
    Мы знали в яростный тот год,
    Что вместо нас никто на свете
    За этот город не умрет.

    5. И вражьих пикировщиков орава,
    И грохот бомб солдату нипочем,
    Когда в груди живет и крепнет право
    Любить Москву и зваться москвичом!

    6. Не надо фраз про доблесть и отвагу.
    Слова  – всего лишь навсего слова.
    Мы здесь стояли. И назад – ни шагу.
    Мы здесь лежим. Зато стоит Москва.

    7. Мы шли в атаку сквозь огонь и взрывы,
    Зарю Победы ощутив едва.
    И умирали, зная — будем живы,
    Была б жива священная Москва.

    8. Когда у стен твоих гремят мечи,
    Мы все в такую пору москвичи,
    Мы все – твои бойцы – богатыри,
    Все наши силы, Родина, бери!

    9. Ведь героев не сбить на колени,
    Во весь рост они встали окрест,
    Чтоб остался в сердцах поколений
    Дубосекова темный разъезд.

    10. Мы свою победу выстрадали честно,
    Преданы святому кровному родству.
    В каждом новом доме, в каждой новой песне
    Помните ушедших в битву за Москву!

    11. И пусть всегда в честь тех ребят,
    Достойных и стихов и бронзы
    Листвою нежною шумят
    Родные русские березы

    12. Это имя столицы,
    Как завет, повторим.
    Расступились границы,
    Рубежи перед ним…

    Стой, красуйся в зарницах
    И в огнях торжества,
    Мать родная, столица,
    Крепость мира — Москва!

    13. В дыму пожаров тонет даль седая.
    Широк великой битвы разворот.
    Колонны танков, с флангов наседая,
    Неудержимо движутся вперед.
    Саперы ищут под хрустящим снегом
    Чужих сапер коварные следы.
    Из белой рощи конница набегом
    Врубается в оружие ряды.
    И пехотинцы в грохоте орудий
    Идут, не наклоняя головы.
    Запомни их, товарищ! Эти люди
    Фашистов отогнали от Москвы.

    Мы беспощадный путь к Берлину открыли битвой за Москву.

    "Велика Россия, а отступать некуда – позади Москва" (на доске)

    Слова Василия Клочкова стали девизом обороны столицы.

      • Как вы понимаете эти слова?
      • Почему Москву называют" сердцем" Родины?

    Оборону столицы возглавлял Г. К. Жуков. В армии говорили: "Где Жуков – там наступление, где Жуков – там победа!"

    (портрет на доску)

      • Ребята, вы запомнили имя Жукова? (Георгий Константинович)

    Символично, что его имя совпадает с именем человека, изображенного на гербе Москвы (показать на гербе)святого Георгия Победоносца. У русского народа Георгий Победоносец считается защитником от вражеских нападений, хранителем Москвы. Душой обороны столицы стал и маршал Г. К. Жуков. Его дар умелого полководца подтвержден не одной победой.

    Под командованием Г. К. Жукова защищали свою Родину солдаты многих национальностей: белорусы, украинцы, литовцы, и др. (ФОТО НА ДОСКУ командиры за столом и солдаты в лесу)

      • Подумайте и ответьте, как защитникам нашей Родины многих национальностей помогала в победе над фашизмом дружба и взаимовыручка?(2-3ответа)

    "Все для фронта! Все для победы!" – вот лозунг тех дней. (на доску)

    Рабочие в тылу трудились по 12 – 18 часов в сутки, обеспечивая фронт всем необходимым: оружием, боеприпасами, боевой техникой, медикаментами, одеждой, продуктами питания. Копали противотанковые рвы, траншеи, сооружали заграждения, чтобы не допустить врага к Москве. И везде рядом с взрослыми были дети. Они помогали в цехах, заводах, госпиталях. Люди поддерживали своих родных и близких как могли. Ждали их с войны с победой!

    (Стихотворение читает учащийся)

    "На улице полночь, свеча догорает…"-

    7 ноября 1941 года бойцы прямо с парада на Красной площади шли на фронт. Особенно отличилась 316 стрелковая дивизия под командованием генерал-майора Ивана Васильевича Панфилова.

    16 ноября у разъезда Дубосеково на Волоколамском шоссе горстка бойцов – панфиловцев ценой своей жизни 4 часа отбивали танковые атаки. Немцы так и не смогли пройти и потеряли 18 танков. Это о них поется в песне "Моя Москва", ставшая гимном Москвы. (муз. И. Дунаевского, сл. М. Лисянского)

    (Стихотворение о панфиловцах)

    Мы запомним суровую осень,
    Скрежет танков и отблеск штыков,
    И в веках будут жить 28
    Самых храбрых твоих сынов.
    Москва жила, Москва сражалась,
    Москва знала, что победит!

    Имя героя летчика Виктора Талалихина знает вся страна. В ночь на 7 августа 1941 г. Виктор Талалихин нес боевую вахту, охраняя воздушные подступы к Москве. Из-за леса показался немецкий бомбардировщик. Виктор немедленно атаковал врага. Его самолет тоже был подбит. Чтобы не допустить бомбежку Виктор своим самолетом протаранил самолет противника, не жалея своей жизни. Это был первый воздушный таран в небе Москвы.

    5 декабря 1941 г. началось контрнаступление (ответное наступление на противника) наших войск.

    (ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА “Битва под Москвой”)

    Немецко-фашистские войска были отброшены на запад на 150-300 км. Немецкая армия, считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения. Это была первая крупная победа советских войск, которая во многом определяла дальнейший ход войны.

    Но к окончательной победе над фашизмом мы шли долгих 4 года. Недаром люди говорили: "Москва – что гранит, никто Москву не победит".

      • Как вы понимаете смысл этих слов? (2-3 ответа)

    – Видит Москву фашистское око, да зуб неймет"

      • О чем это говорит?

    Много доблестных, славных бойцов защищали Отчизну. Многие погибли в боях, многие вернулись с поля боя. Очень мало остается ветеранов, которые дожили до наших дней.

      • У кого из вас родственники воевали в В. О. войне?
      • Кто из них награжден медалью за оборону Москвы?

    (показать детям медали и ордена участников ВОВ)

    (Аня рассказывает о своем прадедушке Федотове Василии Павловиче)

    (Работа со стендом “Москва военного времени”)

    Мы попросим Аню передать Василию Павловичу от нас низкий поклон и слова благодарности.

    (ЗАЧИТАТЬ БЛАГОДАРСТВЕННОЕ ПИСЬМО)

    (Передать подарок (цветы, “Заветы мира”

    img7.jpg (220224 bytes)

    голубь мира)

    За геройство и мужество, именами героев, погибших и оставшихся в живых, названы города, названия улиц, площадей, проспектов. Многим героям поставлены памятники, построены музей боевой славы.

    Мы склоняем голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть, но не пропустил врага к Родине.

      • Как вы понимаете выражение "склоняю голову перед светлой памятью тех, кто стоял насмерть"(2-3 ответа)

    (за массовый героизм, мужество и стойкость.)

    У стен Кремля покоятся останки Неизвестного солдата. На его могильной плите начертаны слова:

    "Имя твое неизвестно,
    Подвиг твой бессмертен!"

    (Стихотворение читает учащийся)

    Куда б ни шел, ни ехал ты,
    Но здесь остановись,
    Могиле этой дорогой всем сердцем поклонись.
    Кто б ни был ты – рыбак, шахтер,
    Ученый иль пастух, –
    Навек запомни: здесь лежит
    Твой самый лучший друг.
    И для меня, и для тебя
    Он сделал все, что мог:
    Себя в бою не пожалел,
    А Родину сберег!

    Все меньше рядом с нами людей, прошедших В. О. войну. Но мы помним их. Мы благодарны им за нашу свободу, за их великий подвиг.

    Давайте почтим память погибших минутой молчания.

    МАГНИТОФОН: отсчет Минуты молчания

    – СПАСИБО

    (Стихотворение М. Араловой читает учащийся)

    9 мая

    Я никогда не видела войны
    И ужаса ее не представляю,
    Но то, что мир наш хочет тишины,
    Сегодня очень ясно понимаю.
    Спасибо Вам, что нам не довелось
    Представить и узнать такие муки.
    На Вашу долю все это пришлось
    -Тревоги, голод, холод и разлуки.
    Страшнее слова нету, чем “война”,
    Которая уносит все святое.
    Когда зловеще давит тишина,
    Когда не возвратился друг из боя...
    Спасибо Вам за солнца яркий свет,
    За радость жизни в каждом миге нашем,
    За трели соловья и за рассвет,
    И за поля цветущие ромашек.
    Да! Позади остался страшный час.
    Мы о войне узнали лишь из книжек.
    Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
    Поклон Вам от девчонок и мальчишек.

    Весной, когда вы будете заканчивать свой 2 учебный год, 9 мая 2007 г. в 62-й раз будут звучать праздничные залпы салюта в память о нашей Великой Победе над фашизмом. В 62-й раз мы будем праздновать День Победы, со слезами на глазах.

    (Исполняется песня "ДЕНЬ ПОБЕДЫ")

    (НА ДОСКЕ ЗАПИСЬ: 9 мая – День Победы – всенародный праздник)

    Именно мужество и патриотизм советских солдат помог им с победой дойти до столицы Германии Берлина и водрузить Знамя Победы над Рейхстагом.

    Городу Москве было присвоено почетное звание город-герой.

    (УКАЗ НА ДОСКУ)

      • Как вы можете объяснить смысл слова "патриотизм"?

    (преданность, любовь к своей Родине, отечеству, привязанность к месту своего рождения, к своему народу, желание, стремление сделать хорошее)

      • Как вы думаете, при каких условиях проявление фашизма в нашем современном мире, обществе будет невозможно никогда? (2-3 ответа)

    (показать сочинения: “Нет фашизму”, “Мы дети мира”; рисунки детей о войне, о мире

    поделки детей; ширму “Битва под Москвой”

    сделанную родителями класса)

    Если мы хотим сказать: "Нет фашизму!" то должны хорошо учиться, стараться вырасти всесторонне образованными и физически сильными людьми. Только наши успехи в труде, учебе, спорте, наши добрые дела и поступки, чистые мысли и открытые сердца могут сказать, что мы за люди и чего достойны в жизни, а не цвет глаз или кожи. Если в классе 25 человек, а в школе 30 – 50 классов, а в Москве тысячи школ, в России миллионы и каждый ученик и учитель скажет: "Я не стану фашистом! Нет фашизму!" Это получится огромный хор, великая сила, которую услышит весь мир.

      • Какой урок вы извлекли сегодня для себя?
      • Какие чувства вам пришлось испытать?

    Мы будем много еще говорить об этом. Наша с вами задача сохранить мир.

    Мы хотим передать во все школы нашего города Заветы Мира.

    (Зачитать “Заветы мира”)

    (Раздать гостям)

    (дети исполняют песню “Детство” и танцуют)

    (Запуск голубей, дети раскрывают голубей, сделанных из бумаги (оригами))

    Домашнее задание: Заполнить хронологическую таблицу

    и отгадать кроссворд