Внеклассное занятие по русскому языку в 4-м классе "В мире фразеологизмов"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • продолжить знакомство с фразеологизмами, учить понимать их значение и правильно употреблять в речи;
  • совершенствовать коммуникативные умения учащихся;
  • создать условия для формирования в детях положительных качеств.

Ход урока:

I. Введение в тему урока.

Послушайте меня и скажите, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Мы очень устойчивы
И просим настойчиво:
На слова нас не менять –
Прямо так употреблять.
– Что такое фразеологизмы?

С какой целью мы их употребляем в своей речи?

II. Знакомство с новыми фразеологизмами.

Сегодня мы продолжаем знакомство с новыми фразеологизмами. Многие из них связаны с реальными историческими событиями. Мы употребляем фразеологизмы, которые были порождены давно ушедшими в прошлое обычаями.

Знаете ли вы, что обозначают данные фразеологические обороты:

– знать назубок

– где раки зимуют время,

– шиворот-навыворот

Сейчас я расскажу, что они обозначали в далёком прошлом.

Знать назубок

Было время, когда знать назубок понималось почти буквально. Эта поговорка возникла из обычая проверять на зуб подлинность золотых монет, колец и других изделий из благородного металла. Прикусишь монету зубами, и если остались на ней вмятины, – значит подлинная, не поддельная. А то ведь могла попасться фальшивая: внутри полая или залитая металлом.

Где раки зимуют

Многие помещики любили полакомиться свежими раками, а зимой их ловить очень трудно: раки прячутся под коряги, выкапывают норы в берегах озерка или реки и там зимуют. На ловлю раков зимой посылали провинившихся крестьян, которые должны были доставать раков из ледяной воды. Много времени проходило, прежде чем наловит крестьянин раков. Промёрзнет в ветхой одежонке, застудит руки. И часто после этого человек тяжело болел.

 Шиворот-навыворот

Это выражение связывалось с позорным наказанием. Во времена Ивана Грозного провинившегося боярина наказывали не только тем, что заставляли надевать по-шутовски вывороченную наизнанку шубу или богатую боярскую одежду с расшитым воротником-шиворотом, но и тем, что сажали его в таком виде, опозоренного, на коня лицом к хвосту. В таком виде возили его по всему городу, под свист и улюлюканье уличной толпы.

III. Найти фразеологизм. Объяснить смысл.

(Слушание магнитофонной записи.)

Рано утром мама – квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: “Не дерись,
Не дразнись, не петушись.
Поспеши, уже пора,
Ну, ни пуха, ни пера!”
Через час едва живой
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле – еле

Он со школьного двора.

А на нём и в самом деле

Нет ни пуха, ни пера.

– Почему стихотворение заканчивается словами “нет ни пуха, ни пера”?

IV. Назвать фразеологизмы, в которых упоминаются названия животных.

Во фразеологизмах часто встречаются названия животных, человека. Народ очень внимателен, приметлив. Какая – то особенность человека, напоминающая важную черту животного, даёт жизнь выражению, а потом это выражение становиться фразеологизмом.

V. Подбор антонимов.

(Работа в парах.)

(Каждый фразеологизм напечатан на отдельной полоске бумаги. Дети соединяют выражения с противоположным значением.)

семи пядей во лбу волком смотрит
не робкого десятка голова садовая
слова не вытянешь заячья душа
быть на седьмом небе язык без костей
последнюю рубашку отдаст мастер-ломастер
золотые руки до седьмого пота
лодырь царя небесного зимой снега не выпросишь
добрая душа как в воду опущенный

Проверка.

Объяснение смысла.

 Послушайте отрывок из стихотворения Расула Гамзатова:

Он мудрецом не был,
Он храбрецом не слыл.
Но поклонись ему:
Он человеком был.

– О каком человеке писал поэт?

(Ответы детей.)

Я очень хочу, чтобы вы выросли и стали порядочными людьми. Чтобы окружающие вас уважали, а близкие люди вами гордились.

VI. Работа над рассказом “Попались на удочку”.

Чтение рассказа учеником.

Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: “Пойдём да пойдём! Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел”. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке.

– Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, – растерялись мы.

– Вот пустомеля, возмутился дед, – всё время кому-нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.

– Ничего, ребятишки – успокоил нас дед, – со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили. И костёр развели. И уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

Работа в парах.

Нахождение фразеологизмов.

Подчёркивание.

Объяснение смысла.

VII. Узнай фразеологизмы по рисунку.

 

 i

 Объяснение смысла.

VIII. Составление рассказа.

( Класс разбит на 5 групп. Каждая группа получает тему рассказа и опорные фразеологизмы.)

1). Мой друг.

(Водой не разольёшь, золотые руки, светлая голова.)

2). На уроке.

(Ловил ворон, душа в пятки ушла, заплакал в три ручья.)

3). На субботнике.

(Засучив рукава, до седьмого пота, не ударили в грязь лицом.)

4). Домашнее задание.

( Знал назубок, на свежую голову, на седьмом небе.)

5). На перемене.

(Сломя голову, и в ус не дует, где раки зимуют.)

Проверка.

IX. Итог урока.

Ребята, вы знаете немало фразеологизмов. Вы и дальше будете совершенствовать свои знания, работать над тем, чтобы свою речь сделать богатой, красивой. Я хочу вам показать две книги, общение с которыми будет для вас не только поучительным, но занимательным и интересным. Это “Краткий фразеологический словарь русского языка” Е. А. Быстровой, А. П. Окуневой и “Почему мы так говорим” В. Волиной.