Урок русского языка по теме "Звонкие и глухие согласные на конце слова". 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: закрепить знания о парных согласных, найти способ проверки парных согласных в слабой позиции, развивать умение обобщать, делать выводы, пополнять словарь, умение сотрудничать.

Ход урока

1. Организационный момент. Оформление классной работы.

2. Актуализация знаний.

На доске буквы на магнитах:

б г д а т ж ш п з к с ф в

- Чем мы обозначаем звуки на письме?

- Что перед вами – звуки или буквы?

- Найдите лишнюю. Почему вы исключили именно эту букву?

- Что можете сказать об оставшихся буквах?

- Найдите пары, запишите в тетради.

Проверка. На доске тоже выставляются пары.

3. Постановка учебной задачи. “Открытие” детьми нового знания.

У каждого ребенка листочки с напечатанными словами:

1столбик 2 столбик 3 столбик
улов _________________ уловы
год _________________ года
груз _________________ грузы
дуб __________________ дубы
морж _________________ моржи
круг __________________ круги

 

- Прочитайте в парах слова первого столбика. Что заметили? (в конце слова пишется звонкая согласная, а слышится глухая).

- Во втором столбике запишите слова, как слышите (транскрипцию).

- Почему так происходит? (согласные находятся в слабой позиции – в конце слова). Происходит “оглушение”.

- Прочитайте в парах слова третьего столбика. Что заметили?

- Как вы думаете, почему в этих словах согласные как слышим, так и пишем?

Вывод.

- Что же делать, если в конце слова мы услышим парный глухой звук? Как убедиться?

- Слова какого столбика можно назвать проверочными? Почему?

Составление схемы.

Б     В     Г     Д    Ж    З
П    Ф    К    Т      Ш    С

Дети могут предложить рядом с таблицей разместить красный кружок (гласная).

Использование схемы (предложить составить самим). Обсуждение результатов.

- Сравните слова первого и третьего столбика. Как они изменились? (стали обозначать много предметов)

- Какой же способ поможет проверить парные согласные в конце слова?

(добавляем к схеме-таблице слово “много” ).

Систематизация результата – вывод, таблица. Выявление способа деятельности.

Работа по учебнику – прочитать правило, сравнить со своим выводом.

4. Первичное закрепление.

- Я вам сейчас прочитаю слова, а вы мне скажете, это проверочные слова или слова, которые надо проверять?

Зубы, ножи, глаза, соседи.

Дети записывают данные слова в единственном числе. Проверка.

Выборочный диктант.

- Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь запомнить всех животных, о которых идет речь.

Промелькнула рядом рысь,
Ты ее поберегись.

Громко бегемот ревет,
Носорог домой идет.

В небе голубь пролетает,
Отдохнуть нам предлагает.

На доске изображения этих животных и дополнительно картинки с изображением ежа, моржа.

- Каких животных запомнили? Есть ли такие на доске? Какие лишние?

Физминутка.

- Запишите названия животных. (с комментированием)

“Секретный ящик” - там лежит игрушка – верблюд. Дети по описанию должны догадаться, что лежит в ящике.

Это животное, очень любит полакомиться колючками. Долго обходиться без воды. Его еще называют кораблем пустыни. (верблюд)

Запишите это слово. Проверьте.

- Что вы еще можете о нем добавить?

5. Самостоятельная работа с проверкой в классе. Тренировочные упражнения.

- На уроках чтения мы с вами говорили о том, что часто в сказках персонажи похожи своими поступками, характерами на людей. Как вы считаете, а человек может поступками, качествами похож на животное?

На листочках детям предлагается подобрать подходящее слово (соединить линией) и объяснить свой выбор:

Изворотлив, как… медве…ь
Колючий, как… ле…
Работает, как… у…
Храбрый, как… е…
Длинный, как… лоша…ь
Неуклюжий, как… жира…

Проверка с объяснением.

Творческий диктант.

На доске слова: сне…, моро…, го…

- Составить предложения и записать. Проверка. Объяснить написание слов с парными согласными.

- К каким словам в предложениях можно подобрать антонимы?

- Я продиктую несколько слов, а вы запишите антонимы.

Север –

Село –

Польза –

Враг –

6. Включение в систему знаний.

- где можем применять полученные знания?

Повторение алгоритма проверки парных согласных.

Групповая работа.

Определяется 6 групп. Каждой группе выдается цветочек с 4-5 лепестками. В середине каждого лепестка написана парная согласная.

Детям предлагается на каждом лепестке подобрать и записать слова так, чтобы они заканчивались на определенную букву.

Результаты (готовые цветы) вывешиваются на доску.

7. Рефлексия.

- какую цель ставили?

- как вы думаете, научились мы проверять парную согласную?

- какой способ придумали?

- как мы учились?

Самооценка собственной деятельности.

- Как вы сегодня поработали?

- Что интересного было на уроке?

- Что можете рассказать своим родителям?

- На карточках, на которых вы работали, отметьте, как вы сегодня поработали, словом или значком.

Я вами всеми довольна.

Выставление отметок. Дом.задание упр.167.(обсуждение).