Урок русского языка в 9-м классе по теме: "Виды придаточных предложений". Образовательная технология "Развитие критического мышления" (с ИКТ)

Разделы: Русский язык, Информатика, Общепедагогические технологии


Урок-обобщение по теме “Виды придаточных предложений” по программе, созданной творческим коллективом под редакцией В.В.Бабайцевой, является заключительным в большом и важном разделе “Сложноподчиненные предложения” курса русского языка 9 класса. Вариативность программ, учебно-методических комплексов в преподавании русского языка, с одной стороны, и новые формы итоговой аттестации, с другой стороны, требуют от выпускников основной общей школы знания разнообразных подходов к языковым явлениям, знакомства с различными классификациями и понимания механизма их создания. Из сопоставительного анализа сборников тестовых заданий [1], контрольных работ [2], заданий части “В” ЕГЭ [3] можно сделать вывод о том, что именно по определению видов придаточных предложений существует терминологическая и принципиальная (классификационная) неоднозначность. В основе ее – различные подходы к созданию классификации придаточных предложений:

- по аналогии с второстепенными членами предложения (УМК под.ред. В.В.Бабайцевой);

- по значению, семантике (традиционная система УМК под ред. М.Т. Баранова). Практическая необходимость знания различных классификаций органично рождает в качестве отправного на уроке прием кейс технологии (конкретная реальная ситуация – источник проблемы). А весь процесс осознания многоликого отражения действительности (языковой), законов создания различных классификаций одного явления (лингвистического), постижения философских законов бытия будет успешным при органичном использовании технологии критического мышления.

Нельзя не согласиться с тем, что РКМЧП – это “философия, базирующаяся на идеях педагогов и психологов всего мира, реализованная в педагогической технологии, в ней заключены идеи о прерогативе развития, ориентации на личность, необходимости самостоятельного и целенаправленного познания, творческого подхода к обучению, опоре на предшествующий опыт, в том числе житейский” [4]. РКМЧП – это четкая структура, имеющая в своей основе воспитательные и развивающие цели.

Технологический алгоритм урока: стадии и методические приемы.

I стадия – вызов:

  • актуализация имеющихся знаний;
  • пробуждение интереса к получению новой информации;
  • постановка учеником собственных целей обучения.

Функции.

Мотивационная: побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме.

Информационная: вызов “на поверхность” имеющихся знаний по теме.

Коммуникационная: бесконфликтный обмен мнениями.

Возможные приемы и методы.

Составление списка “известной информации”:

  • ведение бортового журнала;
  • систематизация материала графическая (таблицы, кластеры);
  • верные и неверные утверждения – проблемный вопрос.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

II стадия – осмысление содержания:

  • получение новой информации;
  • корректировка учеником поставленных целей;
  • продвижение от знания “старого” к “новому”.

Функции.

Информационная: получение новой информации по теме (иногда противоречащей известному).

Систематизационная: классификация полученной информации по категориям знания.

Мотивационная: сохранение интереса к изучаемой теме.

Возможные приемы и методы.

Методы активного чтения:

  • инсерт (интерактивная размечающая система для эффективного чтения и размышления);
  • бортовой журнал;
  • поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией. Работа ведется индивидуально или в парах.

III стадия – рефлексия:

  • размышление, рождение “нового” знания;
  • постановка учеником новых целей обучения.

Функции.

Коммуникационная: обмен мнениями о новой информации.

Информационная: приобретение нового знания.

Мотивационная: побуждение к дальнейшему расширению информационного поля.

Оценочная: соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса.

Возможные приемы и методы:

  • заполнение таблиц (кластеров);
  • ответ на поставленные вопросы;
  • установление причинно-следственных связей между блоками информации.

На стадии рефлексии осуществляется анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Примечание: на стадии вызова в качестве приема используется элемент кейс технологии (конкретная реальная ситуация – источник проблемы).

Учитывая все, что было сказано об этом уроке, логичным представляется использовать в качестве формы представления урока не традиционный конспект, а технологическую карту урока.

Главными целями урока были определены следующие:

  • продвигаясь по теме от старого знания к новому, определить возможные, естественные законы этого процесса;
  • осознать принципы создания научной классификации (по комплексу признаков) на примере видов придаточных предложений;
  • учиться самостоятельному целеполаганию, работе с новой информацией (маркировка), рефлексии.

В качестве оборудования на уроке использованы:

  • возможности медиа-техники для оперативного предъявления общей информации (кейс ситуации, таблиц, бортового журнала) Приложение I;
  • раздаточный материал, состоящий из задания к тексту (инсерт) новой учебной информации (новая классификация УМК Т.А. Ладыженской – М.Т. Баранова); фрагмента текста поэмы А.С. Пушкина “Медный всадник” (пример стилистической роли сложноподчиненного предложения) с заданием по видам придаточных. (Приложение II);
  • бортовой журнал для записи известной информации и новой (инсерт).

I. Стадия вызова

Деятельность учителя Деятельность учеников Результат
Инструкция по работе с бортовым журналом: “Вспомните и запишите, пожалуйста, в левую половину бортового журнала всю известную вам информацию по теме.” Кроме фактов, в которых вы уверены, возможна запись предположений.

Формулировка задания позволяет включить в работу каждого ученика

Индивидуальная работа в необычном поле журнала.

Индивидуальное определение собственного “знания” и “незнания”

В левой части бортового журнала появляется запись известного материала, с которым предстоит далее работать, индивидуальное самостоятельное определение уровня собственное подготовки по теме
Инструкция по работе в парах (микрогруппах): возможность сверить информацию, дописать то, что знал, но забыл; спорную, противоречивую информацию маркируем (напоминание об инсерте на экране)

Учитель-слушатель записывает возникающие вопросы

Работают в парах (микрогруппах), сверяя, маркируя информацию, выявляя проблемные вопросы (самостоятельно) Умение выслушивать другую точку зрения, общаться на языке предмета (коммуникационная компетенция)

Органичное приращение знаний за счет припоминаний, проверка собственных знаний (самооценка)

Умение структурировать материал, маркировать семантически

Учитель протоколирует, маркируя, структурируя всю информацию, которую излагают дети: “Давайте заполним общий бортовой журнал (экран)”

Поощрение активной деятельности

Представители пар (микрогрупп) зачитывают свои записи, все остальные дополняют, маркируют свои

Каждый имеет возможность дополнить, уточнить, высказать сомнение, поставить проблему

На экране (доске) структурированная общая (коллективная) информация по теме

Проблемные вопросы (подвиды придаточных обстоятельственных предложений)

II стадия осмысления содержания

В структуре данного урока мы несколько усложнили смысловую стадию, использовав элемент кейс технологии. Это позволило осознать разрыв между восстановленным “коллективным” знанием и существованием иных вариантов этого знания, почувствовать потребность в новых, факультативных знаниях в отношении к стандарту. Пример задания части “В” ЕГЭ содержит иную терминологическую систему, отражающую иную классификацию.

В8. Среди предложений найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным. Укажите номер предложения.

(1)Есть ли еще поэт, которому вещи так раскрывались бы в своей красоте? (2) Именно потому Пушкин – поэт действительности.

(3)Пушкин почти всегда любил то, о чем писал, и делал прекрасно все, к чему прикасался. (4) Это его чудесное свойство, которое понял Белинский.

Этот прием в какой-то мере можно считать экспериментом, гипотеза которого состоит в том, РКМЧП позволяет ученику осознать недостаточность знаний, даже коллективных; возможность вариантов классификаций; и самое главное – потребность в новом знании. Поэтому текст, содержащий новую информацию (фрагмент о традиционной классификации видов придаточных предложений) читается как необходимый для разрешения реальной проблемы. Очевидно, что эта стадия усложняется повторным решением кейс ситуации, возвратом к “разрыву”, но продуктивным, позволяющим сформулировать законы создания различных классификаций по комплексу признаков.

Деятельность учителя Деятельность учеников Результат
Предложение решить лингвистическую задачу на основе восстановленных знаний

Отслеживание процесса “разрыва”

Попытка решить задачу с неизвестным (изъяснительное придаточное)

Поиски различных вариантов решения проблемы

Осознание необходимости нового знания в рамках знакомой темы

Активная познавательная, актуализированная деятельность

Осознание потребности в новой информации для решения конкретной задачи

 

Поощрение к поиску вариантов решения проблемы

Удовлетворение возникшей осознанной потребности в новой информации (новый текст- Приложение 2)

Рекомендация по использованию маркировки при работе с новой информацией

Предложения по организации работы с текстом

Контакт с новой информацией (текст с другой классификацией придаточных предложений)

Сопоставление нового с уже известным, поиск совпадений (придаточные определительные, обстоятельственные) и несоответствий (маркеры-инсерт)

Сопоставление предшествующего знания с новой проблемой, информацией

Маркированный текст

Сформулированные вопросы, ответы

Ответ на вопрос задания ЕГЭ

Общее представление о новой классификации, о вариативности знания

Опыт ситуации успеха - решение проблемы на основе самостоятельного поиска

Рекомендации по подготовке аналитических материалов Возврат к проблеме, ее разрешение

Анализ и формулирование результатов поиска

Возможен (индивидуально) уровень анализа ситуации с выводами о существовании нескольких подходов к явлениям действительности (языка)

Приложение 2.

I. Прочитайте текст. Делайте пометки в процессе чтения на полях:

“v” - уже знаю

“+” - новое

“-” - противоречит тому, что знаю

“?” - есть вопросы.

Виды сложноподчиненных предложений по значению.

Сложноподчиненные предложения по смысловому значению придаточного предложения делятся на три группы: определительные, изъяснительные, обстоятельственные.

Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

Изъяснительные придаточные предложения относятся в главном предложении к словам со значением речи (говорить, просить, отвечать), мысли (думать, решать, размышлять) и чувства (чувствовать, радоваться) и дополняют (изъясняют, т.е. раскрывают) смысл этих слов.

К придаточным изъяснительным от таких слов ставятся падежные вопросы: кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем?

Придаточные изъяснительные присоединяются к поясняемому слову в главном предложении с помощью

- союзов: что, чтобы, как, как будто;

- союзных слов: кто, что;

- частицы ли.

II. Составьте схему предложения, определите вид придаточных.

Он не слыхал,
Как подымался жадный вал,
Ему подошвы подмывая,
Как дождь ему в лицо хлестал,
Как ветер, буйно завывая,
С него и шляпу вдруг сорвал.

III. стадия рефлексии

Логическое завершение предыдущих действий – присвоение нового знания. Эта, безусловно, важная цель может в рамках РКМЧП уточняться в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом: кто-то переосмыслит предыдущие знания, проверит их правильность; кто-то присоединит к ним новые (другая классификация с новой терминологической системой); некоторые ребята проведут сопоставительный анализ, который позволит им пользоваться обеими классификациями; будут и те, кто перейдет на философский уровень осмысления возможности существования различных подходов к любому явлении действительности и сформулирует законы создания классификации.

Деятельность учителя Деятельность учеников Результат
Предложение просмотреть все записи, заметки, упорядочить информацию, используя известные способы свертывания информации

Систематизация вопросов и несоответствий (доска)

Индивидуальная работа с материалом двух первых стадий

Систематизация новой информации по отношению к уже имеющимся представлениям

Заполнение правой части бортового журнала: дополнение новой информацией

Графическое оформление новых идей, причинно-следственных связей

Индивидуальная организация материала (таблицы, кластеры, рисунки)

Приглашение к диалогу (возможна дискуссия)

Структурирование ответов, знаний по уровням:

- предметный (стандарт);

- предметный (вариатив);

- предметный (анализ, сопоставление);

- надпредметный (общеученый, общемыслительный)

Представление (устно, по желанию) результатов своей работы по уровням (индивидуально)

Формулирование вопросов

Аргументация собственных ответов

Обмен мнениями

Вербализация результатов рефлексивного анализа

Графическое представление собственного нового знания

На доске и в бортовых журналах – выверенная, правильная, осознанная информация по теме, системно организованная

Комментарии, пояснения в процессе фиксации

В качестве долгосрочной рефлексии учитель предлагает следующие варианты заданий:

- создать таблицу новой классификации или сводную по двум (синтез);

- кластер по итогам занятия и его осмысления;

- опорный конспект по теме;

- рассказ-обобщение “Клас-

сификации, принципы и законы их создания”

Фиксация общемыслительных законов создания классификации.

1 По ведущему принципу:

- по аналогии с второстепенными членами предложения (УМК В.В.Бабайцевой);

- по значению (программа Баранова)

2  Необходимость учета комплекса признаков:

- вопрос;

- средство связи;

- синтаксическая роль указательного слова;

- вид придаточного

Осмысление возможных вариантов задания, уточнение, выбор (предложение собственных)

Запись (графическая, кластер) новых выводов (общепредметных), возможные вопросы-ответы

Сверка с таблицами (экран)

Решение задания 2 с повторением однородности придаточных

Формулирование закона “множественности признаков” для опознания явления

Выбор типа краткосрочного задания (домашнего) в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом

В качестве первичных материалов рефлексии учителю сдаются листы с двумя заданиями в конце урока; оценки выставляются за ответы активным, инициативным, оригинально мыслящим, логичным, смелым.

Приложение 3

Приложение 4

Презентация

Литература

  1. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 9 класс. – М.: ТЦ “Сфера”, 1998.
  2. Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, создание текста. – Челябинск: Издательский центр “Взгляд”, 2003.
  3. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя / С.И. Заир-Бек, И.В. Муштавинская. – М.: Просвещение, 2004.