Урок литературного чтения по системе Л.В. Занкова во 2-м классе

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Расширять представления детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о средствах художественной выразительности поэзии.

  2. Формировать представления о поэзии как особом взгляде на мир, особом переживании мира и умения осмысленного чтения.

Материал к уроку.

  • Тексты: М. Исаковский “Ветер”, Н. Мушкудиани “Что его беспокоило?”, Н. Калинина “Добрый ветер”, “Злые ветры”.

  • Репродукции картин: Айвазовский “Девятый вал”, А. Рылов “В голубом просторе” или  “Зеленый шум”, Н. К. Рерих “Небесный бой”.

  • Музыкальное произведение: П. И. Чайковский “Симфония №6” часть I, побочная тема или Рахманинов “Концерт №2”.

Ход урока.

Введение в тему урока.

1 уч. Почему на небе тучи?
2 уч. Почему ежи колючи?
3 уч. Почему снежинка тает
До ладони долетая?
4 уч. Почему ползут барханы?
5 уч. Почему висят туманы?
6 уч. Почему Земля и море
Целый век друг с другом в споре?
7 уч. Почему звезда упала?
Почему я знаю мало?
Видно, надо не лениться,
А учиться и учиться.
Ознакомление с темой урока.

Уч: На этом уроке мы продолжим постигать тайны искусства. А предмет нашего разговора таится в загадках.
(дети читают загадки, дают ответ)

  1. Я березку качну, я тебя подтолкну,
    Налечу, засвищу, даже шапку утащу.
    А меня не видать. Кто я? Можешь угадать?

  2. Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.
    Слышишь его, а не видишь его.

  3. Неизвестно где живет, налетит, деревья гнет.
    Засвистит – по речке дрожь. Озорник, а не уймешь.

Уч: Какие признаки указывают на то, что это ветер?

Д: Он деревья качает, шапки с головы срывает, сильный ветер в ушах свистит, пыль поднимает. Ветер – это движение воздуха, его не видно, а работу его мы видим по движущимся предметам.

Уч: А знаете ли вы какие бывают ветры?

Д: Ветры бывают сильные ураганные, слабые; зимой холодные, ледяные, а летом теплые, ласковые (дети рассказывают о своих наблюдениях).

Уч: А еще бывают ветры добрые и злые. Вы узнаете о них, прочитав тексты Н. Калининой. Предлагаю самостоятельно прочитать текст так, чтобы суметь поделиться полученными сведениями о ветре.

I группа читает “Добрый ветер”. II группа читает “Злые ветры”.

Добрый ветер.

Пролетел ветер над городом. Пыль, копоть с собой унес – дышать стало легче.
Полетел дальше – тучи разогнал, дороги высушил. Над раскаленной землей холодом повеял. Небо облаками затянул, и пошел дождь сильный – сильный.
Напоил дождик сухую землю водой, и все зазеленело.
А ветер все дальше мчится.
Ветряк завертел. Ветряк крутится, машину двигает, а машина воду качает.
Нужно коров поить – пожалуйста: ветряк вертится – насос качает, вода по трубе на скотный двор идет.
Ветер к морю прилетел, дунул, паруса надул, лодки погнал. Раньше он и корабли двигал, потому что корабли тогда были парусные.
Нет ветра – они плыть не могут: сидят люди у моря и ждут погоды.
Ветер и теперь кораблям помогает. С попутным ветром они быстрее плывут.
Ветер выполняет еще одну незаметную, но очень важную работу. Чтоб на яблоне выросли яблоки, а на грядках огурцы, надо, чтобы цветочная пыльца с одного цветка перелетела на другой. Эту пыльцу с цветка на цветок переносят насекомые, особенно пчелы. Но больше всего это делает ветер. Ветерок подует, и пыльца перелетит с одного цветка на другой. Сделается завязь, а из нее будет расти плод. Так ветер помогает многим кустам деревьям и травам.

Злые ветры.

Сверкает молния, грохочет гром. Ветер – смерч по волнам носится, как змея, извивается.
Косматую тучу схватил, завертел, в хобот вытянул, воду в море винтом поднял.
Тучу с морем столкнул, водяным столбом закружил. С ревом, грохотом дальше мчится.
Смерч и по земле носится, из пыли, песка столбы скручивает, все, что на пути встретит, в себя втягивает.
А перестает кружить, все назад на землю падает. Человека убить может.
Страшный ветер – смерч, а иногда смешные дела делает.
Падают раз с неба лягушки. Люди удивляются. Что такое?
Только это редко, очень редко бывает.
И не только лягушки – рыбы, апельсины с неба падают.
Есть и другие страшные ветры. Зимой буран снег кружит, дороги заметает. Летом горячий ветер – суховей по степи носится, будто из печки вырвался. Траву, деревья, землю – все, как огнем, сушит.
Разные страшные ветры над землей, называют их по–разному, но все они людям вред приносят.

 Уч: Какие ветры называют добрыми?

Д: Добрый ветер пыль уносит из города, разгоняет тучи, дороги просушивает после дождя, небо облаками затягивает, чтобы дождь напоил землю, парусные лодки двигает, кораблям помогает: с ветром они быстрее движутся, помогает растениям.

Уч: Какие ветры называют злыми?

Д: Злым называют ветер – смерч на море, он воду в море винтом поднимает; торнадо на суше столбы песка и пыли скручивает, деревья с корнем вырывает, сносит крыши, рушит дома. Зимой вьюги да метели заметают дороги снегом, а летом ветры – суховеи, как огнем сушат растения, землю.

Уч: Прочитав тексты Н. Калининой вы узнали о пользе и вреде ветра.
- Как мы называем такие тексты?

Д: Эти тексты научно-познавательные.
Работа с поэтическими текстами.

Уч: А как поэт видит это удивительное явление природы? Чтобы это узнать, обратимся к стихотворениям разных поэтов, откроем еще одну тайну литературы.

(ученик читает отрывок из сказки А. С. Пушкина)

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…

(читает ученица стихотворение Л. Квитко)

Ветер воет, завывает,
Гнет деревья до травы,
С веток яблоки срывает,
Тащит шапку с головы.
Растрепал зеленый ельник,
В щели узкие проник.
Что он делает, бездельник,
Ошалелый озорник?..

Уч: Что объединяет эти поэтические образы?

Д: Поэты пишут о силе ветра: он “могуч”, он “воет, завывает”. А еще ветер всюду. Ветер сильный, автор пишет о нем “ошалелый”, но в то же время не злой. Поэт называет его бездельником и озорником, словно ветер – мальчишка.

(учитель читает стихотворение Н. Мушкудиани “Что его беспокоило”).

Дождик шел.
На улице ветер плакал несмело.
Что его беспокоило?
Может, горло болело?
Может, бедному холодно?
Дождь за ворот накапал?
Может, он не поужинал?
Оттого и заплакал?
Двор слезами наполнил он,
А вот в дом не пустили.
Он, наверно, обиделся
И ушел не простившись.

( Дети делятся впечатлениями).

Д: Бедный, несчастный, одинокий ветер, несмелый, вызывает сочувствие. Поэт пишет о нем, как о человеке: “заплакал”, “не поужинал”, “горло болело”, “обиделся”.

Уч: Почему ветер плачет? Обычно дождь плачет.

Д: Возможно, это звуки, которые издает ветер во время дождя.

Уч: А где находится лирический герой, от лица которого разговаривает поэт: в доме или на улице?

Д: Уютнее наблюдать, прислушиваться, фантазировать, находясь дома, где сухо и тепло.

Уч: Можно ли сказать, что поэтам свойственно оживлять, очеловечивать образ природы, явлений природы?

Чтобы ответить на этот вопрос, прочитайте еще одно стихотворение.

(Дети читают стихотворение М. Исаковского “Ветер”, отвечают утвердительно на заданный вопрос).

Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черемух,
Пожурил за что-то
Воробьев знакомых.
И, расправив бодро
Молодые крылья,
Полетел куда-то
В перегонку с пылью.
Перечитайте стихотворение, подчеркните слова, которые одушевляют образ ветра.

Д: Все эти слова обозначают действия: вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил, полетел – присущие человеку.

Уч: Как понимаете значение слова “пожурил”?

(Смотрим толковый словарь, выясняем значение: слегка побранил)

Вероятно, вы уже догадываетесь, о какой поэтической тайне идет речь?

Д: Поэт сравнивает явления природы с человеком, одушевляет ветер: он то могучий, сильный, задиристый, шаловливый, то бедный, слабый, одинокий. Автор говорит о нем, как о человеке. Поэты рисуют контрастный образ ветра.

Уч: Ученый видит глазами работу ветра. Поэты видят не только глазами, но и сердцем. Окружающий мир для поэта – чудо. Поэт способен открывать чудеса природы, невидимые глазом, используя литературный прием - олицетворение.

( дети прочитывают слово, замечают состав: лицо и творить, создавать)

Уч: Сравните начало и конец стихотворения, определите темп и громкость чтения.

Д: Начало стихотворения надо читать тихо и медленно, ветер “осторожно” вышел, словно крадучись, значит он еще слабый, едва заметный. Читать с нарастающей громкостью. Сила его возрастала. Наконец он перешел “вперегонку с пылью”, словно соревнуясь в скорости.

(Готовятся к выразительному чтению и делают наброски иллюстраций к данному стихотворению)

Выразительное чтение стихотворения и демонстрация иллюстраций к нему.

Уч: Могут ли живописец и композитор так же воспринимать мир неживой природы, олицетворяя его?

(Звучит музыка Чайковского П. И. “Симфония №6” часть 1, дети рассматривают репродукции картин Айвазовского И. К.., Рериха Н. К.., Рылова А.)

Айвазовский И. К. “Девятый вал”

Первые лучи солнца осветили бушующий океан и громадную волну – девятый вал, готовую обрушиться на группу людей, ищущих спасения на обломках мачты. Яркий блеск утренней зари, живительный блеск и тепло солнца вселяют уверенность в победном исходе борьбы. Художник изобразил величие, мощь и красоту морской стихии. Картина полна света и воздуха, вселяет уверенность в победном исходе борьбы.

Рерих Н. К. “Небесный бой”

Над холмами и озерами грозные клубятся облака. Золотистые, пронизанные солнечным светом, они бурно нарастают, теснят друг друга, вступают в яростный бой с темными грозовыми тучами. Славными и беззащитными кажутся домики древнего озерного селения. Художник воспевает вечную красоту и могущество природы.

Рылов А. “В голубом просторе”

Мы видим полосу сине-зеленого моря. Свежий ветер поднимает мелкие воды, они кудрявятся пенными барашками. Удаляющийся парусный корабль стремительно удаляется, подгоняемый ветром. Небо беспокойное, синее, высокое, все в крупных кучевых облаках, а по нему так свободно плывут громадные, могучие птицы, словно купаются в свежем холодном весеннем воздухе. Кажется, что это для них созданы и море, и солнце, и попутный ветер.

Картины оставляют неизгладимые впечатления, пробуждают сильные эмоциональные чувства: восхищение, тревогу, восторг, удивление.

Дети видят силу, мощь, красоту природы, убеждаются в том, что и художники и композиторы, как и поэты, рисуют живой одухотворенный образ природы.

Итог:

Уч:

  • О какой тайне искусства вы узнали сегодня на уроке?

  • Появилось ли желание поделиться полученными впечатлениями с родителями?

Домашнее задание. По выбору:

1. Наизусть стихотворения ИсаковскогоМ., Мурзалиева К.

2. Выразительное чтение любимого произведения о природе.

3. Иллюстрирование стихотворения о природе.

4. Рассуждение на тему: “Если бы ветра не было…”