Исследовательская работа обучающихся в рамках школьного образования

Разделы: Администрирование школы


Пояснительная записка

До последнего времени первая ступень курса физики (VII-IХ классы) играла в основном роль базы для последующих систематических курсов физики (Х-ХI классы) и астрономии (ХI класс). Теперь ситуации коренным образом изменилась: курс астрономии исключен из списка обязательных для изучения дисциплин. Поэтому большое значение в формировании целостной научной картины мироздания на современном этапе имеет для учащихся элективные курсы по астрономии.

Элективный курс “Звездная азбука” призван способствовать формированию современно научной картины мира, знаками с развитием представления о строении Вселенной как одной из важнейших сторон длительного и сложного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней.

Базой данного курса является программа по астрономии Е.П.Левитана.

Элективный курс “Звездная азбука” тесно связан с физикой и математикой и опирается на эти ранее изученные дисциплины. Адресован элективный курс учащимся IХ классов, а также может быть частично использован при изучении соответствующих тем в курсе физики.

Элективный курс “Звездная азбука” построен в соответствии с требованиями Концепции профильного обучения, законом РФ “Об образовании” и другими нормативными документации.

В результате прохождения программного материала обучающиеся должны знать понятия: звездная величина, параллакс, светимость, главная последовательность, Млечный Путь, галактика, звездное скопление; иметь представление о связи физических характеристик звезд между собой: температуры, светимости, звездной величины, цвета, массы, плотности, размера; о методах определения расстояний; об особенностях физического состояния вещества внутри звезд; об источниках энергии звезд; о размере и структуре галактик.

Обучающиеся должны уметь: пользоваться шкалой звездных величин, диаграммой “температура-светимость”; различать по фотографиям различные типы звездных скоплений; решать задачи на определение расстояний до звезд, на связь между светимостью, радиусом и температурой звезды; объяснять смысл понятия “расширяющаяся Вселенная”.

Целью данного элективного курса, во-первых, является создание ориентационной и мотивационной основы для осознанного выбора естественнонаучного профиля обучения путем показа взаимосвязи между астрономией, физикой и математикой на примере исследования физических характеристик звезд, изучения астрономических явлений.

Во-вторых, изучения этого элективного курса позволяет создать условия для формирования у обучающихся целостной картины научного мировоззрения, что в свою очередь дает возможность обучающимся по завершению основного образования иметь достаточно полное представление о строении и составе Вселенной.

В структуре изучаемого курса освещаются следующие разделы:

  1. “Звездное небо”,
  2. “Физические характеристики звезд”,
  3. “Модели звезд”,
  4. “Происхождение и эволюция звезд”.

При изучении элективного курса предусматривается проведение лекционных занятий, выполнение практических занятий, семинаров и других форм организации учебного процесса.

Освоение предлагаемого курса предусматривает, помимо посещения коллективных занятий, самостоятельную работу обучающихся с дополнительной литературой.

Оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.

Элективный курс “Звездная азбука” рассчитан на 9 часов лекционно-практических занятий в 1Х классе.

Содержание программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание

Форма проведения

1

Источник изучения звездного неба человеком Предмет “Астрономия”. Творцы астрономии. Астрономические наблюдения в древности Астрономия как основа и венец естественнонаучных знаний. Лекция, видеофрагмент

2

Созвездия Созвездия. Вид звездного неба на различных широтах . Легенды о звездах. Эвристическая беседа и соблюдения учащимися.

3

Определение координат звезд Звездные карты. Горизонтальная и экваториальная система координат Лекция, практическое занятие, сам. работа

4

Физические условия внутри звезд. Источники энергии звезд. Давление и температура в центре звезд. Гравитационное сжатие. Ядерные реакции – основной источник энергии звезд. Лекция

5

Физическая природа звезд Цвет и температура звезд. Светимость звезд. Радиусы звезд. Массы звезд. Лекция, практическое занятие, сам. работа

6

Расстояние до звезд Определение расстояний до звезд. Годичный параллакс.  

7

Модели звезд Физические основы расчета моделей звезд. Лекция

8

От “Большого взрыва” до образований галактик Эволюция Вселенной. Начало расширения. Радиационно-доминирующая стадия расширения. Образование реликтового излучения. Возникновение галактик. Лекция

9

Эволюция звезд Формирование звезд. Начальная стадия формирования звезд. Стадия главной последовательности. Стадия красного гиганта. Последние стадии эволюции звезд. “Черные дыры”. Лекция, видеофрагмент
10 Итоговый контроль   Тест

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Количество часов

Форма контроля

Всего (часов)

Лекция

Пр. занятия

Семинар

Раздел 1. Звездное небо

1.1.История издания звездного неба человеком.
1.2. Созвездия
1.3. Определение координат звезд

 

1
1
1

 

1
0,5
0,5

 



0,5

 



0,5

 


Сообщ.
С/р

Итого по разделу:

3

2

0,5

0,5

 
Раздел 2. Физические характеристики Звезд.

2.1. Физические условия внутри звезд. Источники энергии
2.2.Физическая природа звезд
2.3. Растояния до звезд

 

1
1
1

 

1
1
0,5

 



0,5

 

С/р

Итого по разделу:

3

2,5

0,5

 

 

Раздел 3. Модели звезд

1

1

 

 

 

Итого по разделу

1

1

 

 

 

Раздел 4. Происхождение и эволюция звезд

4.1. От “Большого взрыва” до образований галактик
4.2. Эволюция звезд

 

1
1

 

1
1

 

 

 

Итого по разделу

2

2

 

 

 

Итоговый контроль

1

 

 

 

Тест

ВСЕГО

10

7,5

2

0,5

 

Контрольные материалы

По завершении изучения элективного курса “Звездная азбука” оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает 10 заданий по основным вопросам курса.

Итоговый тест

1. Расстояния до звезд определяют по:

    а) времени прохождения светового луча;
    б) измерению годичного параллакса;
    в) измерению угла восхождения.

2. При измерении расстояний до звезд используют:

    а) световые года;
    б) парсеки;
    в) угловые координаты.

3. Спектры звезд различаются:

    а) температурой и давлением в атмосферах звезд;
    б) давлением в ядрах звезд;
    в) температурой в фотосферах звезд.

4. Цвет звезды зависит от температуры ее:

    а) короны;
    б) хромосферы;
    в) фотосферы.

5. Параллакс Веги 0,11. Сколько времени свет от нее идет до Земли:

    а) 6,9 св. лет; г) 7,1 св. лет;
    б) 11,6 св. лет; д) 29, 64 св. лет;
    в) 1,5 св. года; е) 21 св год.

6. Светимость звезд зависит от:

    а) расстояния до Земли;
    б) температуры и размеров звезды;
    в) массы и плотности звезды.

7. В состав нашей Галактики входят:

    а) звезды, их скопления, газопылевые туманности, межзвездный газ;
    б) звездные скопления, межзвездный газ;
    в) звезды, планеты, астероиды, кометы, спутники планет.

8. Структура нашей Галактики:

    а) неправильная;
    б) эллиптическая;
    в) спиральная.

9. К созвездию относятся все звезды:

а) находящиеся внутри его границ;
б) составляющие определенную фигуру;
в) видимые невооруженным взглядом и составляющие определенную фигуру.

10. Укажите, в каком созвездии находится Луна, если ее координаты равны L = 20 ч.30 мин., S = – 200 :

а) Персей;
б) Лира;
в) Козерог.

Желаю правильных ответов!

Список литературы, используемой педагогом при составлении программы и организации учебного процесса.

  1. Абрамов С.Н., Жилкин М.В., Корнеев В.Д., Красников С.С., Маслов М.В., Псахье Г.А. Опорные сигналы по курсу астрономии: Методические рекомендации. – Томск: Издательство ТГПИ, 1989.– 38 с.
  2. Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии: Пособие для учащихся. – М: Просвещение, 1980. – 55 с.
  3. Закон РФ “Об образовании”. – М: Издательство ПРИОР, 2002. – 48 с.
  4. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1987. – 295 с.
  5. Иванов А.А., Иванов З.И. Тесты по астрономии. – Саратов: Издательство “Лицей”, 2002. – 80 с.
  6. Карницкий П.Н. Вопросы о Вселенной в математических задачах. Пособие для учителей. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1959. – 64 с.
  7. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Директор школы. № 4, 2002.– с. 97–111.//
  8. Левитан Е.П. Астрономия: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение , 1994 – с.5–30, с.127–203.
  9. Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии: Пособие для учителя: – М.: Просвещение, 1989–93 г.
  10. Моше Д. Астрономия: Книга для учащихся. – М: Просвещение, 1985. – с. 70–131.
  11. Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности. – М.: Мир, 1991. – 286 с.
  12. Оптимизация обучения физике и астрономии. Книга для учителя. Под редакцией Пеннера Д.И. – М.: Просвещение, 1989 –127 с.
  13. Парфирьев В.В. Астрономия: Пробный учебник – М: Просвещение, 1987. –с. 88–159.
  14. Программы для общеобразовательных учреждений по физике и астрономии. Составители Дик Ю.И., Коровин В.А. – М.: Дрофа, 2000.– с. 225–253 .
  15. Струве О., Линдс Б., Пилланс Э. Элементарная астрономия. – М.: Издательство “Наука”, 1967.– с. 9–21, 267–422.

Список литературы для обучающихся

  1. Воронцов-Вельяминов Б.А. Сборник задач по астрономии. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
  2. Зигель Ф.Ю. Астрономия в ее развитии: Книга для учащихся. – М: Просвещение, 1988.
  3. Зигель Ф.Ю. Сокровища звездного неба. – М.: Наука, 1987.
  4. Левитан Е.П. Астрономия. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 1994.
  5. Энциклопедический словарь юного астронома. Составитель Ерпылев Н.А. – М.: Педагогика, 1980.