Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Повествование и описание – два типа текстов. Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • ознакомиться с видами текстов описанием и повествованием;
  • повторить роль имен прилагательных в речи;
  • развивать интерес к знанием о языке;
  • формировать коммуникативные качества и творческую деятельность детей.

ХОД УРОКА

1. На доске страничка из народного календаря:

31 января – Афанасий Ломонос.

  • Афанасий Береги нос.
  • Афанасий Ломонос пробирает до слез.
  • Береги нос в Афанасьевский мороз.
  • Если на Афанасия вьюга да метель, весна затянется.

Чтение народных названий данного дня (в честь архиепископов Александрийских святителей Афанасия и Кирилла, преподобного Афанасия Сяндемского).

– Зачитайте поговорку. О чем она? Какую примету открывает народный календарь? (Запомнить этот день и проверить весной)

– Запишем дату в тетрадь и оформим работу.

2.

– Наблюдения за природой и ее изменениями всегда важны для человека. Природа радует глаз и душу человека, помогает ему или, наоборот, мешает его деятельности. Поэтому очень нужно уметь замечать интересное, видеть необычное в обыденном. И мы с вами сейчас попробуем рассказать о сегодняшнем дне, 31 января 2006 года. О каких предметах и явлениях нам предстоит рассказать?

Дети называют, а учитель вывешивает на доске слова:

Снег
Иней
Мороз
Янврь
Вьюга
Солнце
Тени
Свет
Птицы
Деревья

В тетрадях по середине страницы запись слов в столбик.

3.

– Какие действия совершают данные предметы и явления. Предлагаю в помощь слова из словаря: СВЕРКАТЬ и СЕРЕБРИТСЯ (СЕРЕБРО), запомните их правописание и используйте в рассказе.

В тетрадях в 3-й столбик вписываются слова согласно смысловой связи:
Снег – сверкает;
Иней – серебрится и т.д.
т. е. появляется столбик глаголов.

4.

– Чтобы сложилось более точное и яркое представление о природе сегодня нам еще нужны слова. Какие? (Имена прилагательные)

Запись слов в первый столбик по смысловой связи:
Пушистый снег сверкает.
Узорный иней серебрится и т.д.

5. Создание проблемной ситуации

– Можно составить рассказ по-разному, это зависит от замысла автора. Сейчас мы ознакомимся с текстами разных авторов. Вам нужно понять, что хотел передать автор, и как ему это удалось.

Работа по плану:

– что вы себе представили;
– одну или несколько картин можно нарисовать;
– ключевые слова (выписать);
– какой частью речи являются слова;
– каким членом предложения являются ключевые слова (главные или второстепенные);
– сделайте вывод: какой это текст, описание или повествование.

Ребята работают по вариантам в группах (каждый вариант делится на 2 группы).

1-й вариант получает текст-повествование, 2 – описание и работают самостоятельно по плану.

6. Исследовательская работа

Рабочие варианты текста:

1-й вариант:

ЗИМНИЙ МЕСЯЦ

В природе жизни почти незаметно. Деревья, за исключением хвойных, стоят голые. Видны только некоторые млекопитающие и оставшиеся на зиму птицы: синицы, дятлы, пищухи, овсянки и другие.
Клесты начинают строить деревья на хвойных деревьях. Под кустом, на мягкой постельке из листьев спит еж.
Спит в берлоге медведица. В своей глубокой норе спит барсук. Волк, лисица, хорек и куница бродят в поисках пищи. Заяц – беляк обгладывает молодые осинки. Лоси начинают терять рога; сбрасывает рога и благородный олень.

В.Д.Грошев
“Календарь российского земледельца”

2-й вариант:

ЗИМА

Кто в пуховой шубке белой
Легкой поступью и смелой
Вышел в час утра?

На кудрях ее пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра.

Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые,
Бьются о плечо.

Рукавичкою взмахнула –
Раз! Куда бы не взглянула,
Застлан бел ковер…

Кверху руку поднимает –
Вмиг деревья накрывает
Чистым серебром.

По вершинам бродят взоры –
И роскошные узоры
Вытканы кругом!

Эта белая шубейка
Всем знакома, чародейка, –
Матушка-зима.

Благо солнечный и ясный,
Чуть морозный, но прекрасный
Выдался денек!

Л.Чарская (Л.А.Чурикова)

7. Выступление с сообщениями по плану от каждой группы

Вопросы можно задавать учащимися другого варианта.

Учитель: С какой целью написаны эти тексты? (Повествование – чтобы рассказать о событиях и животных, описание – с целью передачи чувств, отношения к описанному, яркий образ создать.)

КАКОЙ ?( КАКАЯ?)
КАК?
ОПИСАНИЕ
ПОВЕСТВОВАНИЕ

8. Закрепление

Работа по учебнику. С.117 упр. 202.

Работа в парах. Даны два текста. Работать можно по ранее данному плану.

Задание:

– определить тип текста;
– выписать ключевые слова (1 вар. – описание, 2 вар. – повествование)

Проверка фронтально.

– А.Куприн – текст-описание, т.к. много прилагательных, ярко описан парк, особое настроение. Нет последовательности действий.

– К. Паустовский – текст-повествование, т.к. ключевые слова глаголы, происходят несколько событий в последовательности.

9. Заключение

На доске стихотворение “Иней”

ИНЕЙ

По деревьям серебристая
Перекинулась фата –
Белоснежная, пушистая,
Кружевная красота!
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки дерева зима…

Г. Галина (Г.А.Эйнерлинг)

Выразительное чтение детьми.

– Определите тип текста. С помощью каких слов автору удалось передать настроение? (Метафора, эпитет и др. имена прилагательные)

– Подумайте и скажите, какова РОЛЬ имен прилагательных в тексте-описании? (Главная роль)

Запись стихотворения в тетради (можно по памяти).

10. Итог урока

– Вернемся к рассказу о сегодняшнем дне. Какой тип текста вы стали бы использовать и почему?

– В чем особенности одного и другого текстов? (По замыслу звучит вопрос КАК? или КАКОЙ? Будет ли последовательность событий или одна картина в подробном изложении.)

11. Домашнее задание: составить текст о сегодняшнем дне, выберите близкий вам тип текста.

– Что может вам помочь? (Слова из тетради, собственные наблюдения, творчество)

Приложение 1

Приложение 2