Здоровьесберегающие технологии в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Прогрессирующее ухудшение здоровья населения и неутешительные прогнозы на будущее вызывают тревогу общественности и требуют незамедлительных мер. В силу природно-климатических, социальных и иных причин чрезвычайная ситуация складывается во всём Сибирском регионе.

В связи с недостаточной информированностью населения об угрожающих тенденциях в области здоровья населения, недооценивается зависимость здоровья ребёнка от таких простых, но важных факторов, как влияние родителей, сбалансированное питание, утренняя зарядка и другие забытые понятия здорового образа жизни.

Большинство родителей не понимают факторы, влияющие на здоровье ребёнка в детском и подростковом возрасте, а концентрируют своё внимание на материальные блага детей (выживаемость). Это ведёт к формированию всё ранних патологий, о чём свидетельствуют данные статистики. В последние 3 года сохраняется тенденция роста числа заболеваний среди детей и подростков. Она, в значительной степени, обусловлена комплексом стрессовых факторов, изменением реактивности, снижением функциональных возможностей систем защиты организма ребёнка. В первую очередь, это нейроэндокринные, иммунные, аллергические нарушения, анемия, болезни органов кровообращения, функциональные нарушения в деятельности различных органов и систем. С 1997 года отмечается рост общей заболеваемости детей и подростков.

По данным профосмотров, на первом месте - заболевания нервной системы (29,5%), на втором – болезни пищеварения (26,9%), на третьем – костно-мышечной системы (18,2%), на четвёртом – заболевания органов дыхания (11,3%), на пятом – психические расстройства (7,1%).

Развивающая тенденция ухудшения здоровья населения предполагает принять характер национального бедствия. В то же время решение проблем сохранения и восстановления здоровья населения России, и в частности в Сибири, определяется адекватностью предпринимаемых и реализуемых мер на территориальном уровне.

Каждый родитель может внести свой вклад в формирование “здоровья нации” серьёзным отношением к здоровью своего ребёнка, и в оздоровлении той группы, в которой его ребёнок находится большую часть своего активного времени. На сегодняшний день существуют эффективные и безопасные средства и методики оздоровления, предлагаемые нашими отечественными учёными.

Сохранение и укрепление здоровья - актуальная проблема и для нашей школы. Анализ здоровья учащихся показал, что первое место среди хронических заболеваний занимают болезни глаз и придаточного аппарата; второе место – болезни органов пищеварения; на третьем – болезни костно-мышечной системы; на четвёртом – болезни нервной системы.

Встала проблема: как данную картину изменить?!

В нашей школе в 2001 году была создана творческая группа учителей по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Этой творческой группой был разработан ряд мероприятий по охране жизни и здоровью учащихся в соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения школьников:

- соблюдение санитарно – гигиенических требований к уроку и воздушному режиму классных комнат;

- рассаживание учащихся согласно рекомендациям медицинского работника школы;

- составление расписания уроков, согласно биоритмологических способностей учащихся;

- 100% охват учащихся горячим питанием;

- организация дежурства учителей на переменах;

- соблюдение мер противопожарной безопасности.

В 2001 году на заседании методического объединения учителей начальных классов была предложена программа Касаткина “Здоровье” рекомендована Министерством образования Российской Федерации. В ней определены направления по укреплению здоровья обучающихся, составленные с учётом их возрастных, психофизиологических особенностей и в соответствии с физиолого-гигиеническими нормативами.

Я изучила предложенную программу. Внесла свои изменения, дополнения и решила внести факультатив “Азбука здоровья”.

Методика работы строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, с побуждением их к творческому выполнению заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей, сочетающихся с практическими заданиями (тренинги, оздоровительные минутки:

упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения, упражнения для мобилизации внимания и др.) необходимыми для развития навыков ребёнка.

Для иллюстрации данной программы привожу примерное учебно-тематическое планирование по классам.

Примерное учебно-тематическое планирование по классам.

Используя данную программу, я учу детей не только чистить зубы, делать зарядку, есть здоровую пищу, но с раннего детства любить себя, людей и жизнь. Только человек, живущий в гармонии с собой и миром, будет действительно здоров. Я поняла, что проведение факультативных занятий не достаточно для гармоничного физического и нравственного здоровья детей.

Нужна программа, которая охватывала бы все стороны жизни ребёнка (учебная деятельность, питание, просветительская работа с родителями).

Проводя учебные занятия в системе развивающего обучения, я задумалась над проблемой: как создать такие условия, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья, улучшению физического и эмоционального развития детей, повышению их общей работоспособности и успешности учебной деятельности.

Во время учебных занятий в системе провожу разнообразные виды гимнастики с учётом конкретных нагрузок.

Физкультурные минутки (ФМ) для улучшения мозгового кровообращения.

1. Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле, 1-2 – отвести голову назад и плавно наклонить назад,

3-4 – голову наклонить вперёд, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.

2. И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п. 3 – поворот головы налево, 4 – и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.

Ф.М. снятия утомления с плечевого пояса и рук.

1.И.п. сидя или стоя, руки на поясе. 1- правую руку вперёд, левую вверх. 2 – переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.

2. И.п. – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3.И.п. – сидя, руки вверх. 1 – сжать кисти в кулак. 2 – разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп средний.

Упражнения для мобилизации внимания.

И.п. – стоя, руки вдоль туловища. 1 – правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 – правую руку на плечо, 4 – левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 – левую руку вверх, 7-8 – хлопки руками над головой, 9 – опустить левую руку на плечо, 10 – правую руку на плечо, 11 – леву руку на пояс, 12 – праву руку на пояс, 13-14 – хлопки руками по бёдрам. Повторить 4-6 раз. Темп – 1 раз медленный, 2-3 средний, 4-5 быстрый, 6 – медленный.

Учебную нагрузку в течение дня и учебной недели спланировала согласно санитарным требованиям. Понедельник и пятница дни относительно низкой работоспособности. Среда – день отдыха для учащихся. В расписании уроков предусмотрены учебные занятия, которые не требуют особенного умственного напряжения и значительной концентрации внимания.

В расписании нет первых уроков математики, поскольку работоспособность нарастает от первого урока ко второму. Учёт особенностей динамики работоспособности детей позволяет более рационально планировать учебную нагрузку младших школьников. (Приложение 1).

Одним не мало важным фактором в сохранении здоровья школьников играет правильное сбалансированное питание. У меня в классе 100% ребят охвачены горячим питанием. Во время посещения столовой в классной комнате идёт проветривание, что уменьшает число заболеваний, передающихся воздушно-капельным путём.

Важным направлением по сохранению и укреплению здоровья младших школьников считаю работу с родителями. Провожу для них тренинги, беседы, анкетирование, лекции (с привлечением специалистов) о методах оздоровления школьников в домашних условиях (закаливание, соблюдение режима дня, оздоровительная дыхательная гимнастика по Стрельниковой).

Анализируя свою работу по данному направлению за три последних года, я получила следующие результаты:

Сравнительная характеристика физических показателей состояния здоровья учащихся

Таблица 1

 

Всего обучающихся

Состояние
здоровых детей

Кол-во дней,
пропущ. по болезни

Кол-во детей,
не пропустивших занятия по болезни

1 класс

2 класс

3 класс

26

26

25

13

13

14

236

180

116

8

13

14

Сравнительная характеристика эмоционального состояния учащихся

Таблица 2

Класс

Произвольность процессов

Настроение учащихся

Мотивация

  Низкий средний высокий Негатив. Нейтральн.полож. Учебн. Внеуч. Внешн.
1 7 уч-ся 11уч-ся 8 уч-ся 14% 54% 32% 37% 13% 50%
2 6 уч-ся 9 уч-ся 11 уч-ся 7% 37% 56% 48% 24% 28%
3 3 уч-ся 7 уч-ся 15 уч-ся 5% 26% 69% 78% 12% 10%

Считаю, что выбранные мною методы по здоровьесбережению можно использовать другими учителями.

Опыт моей работы коллеги школы успешно внедряют в практику, так как она легко повторяема и может быть дополнена своими методами.

Я считаю, что данную работу можно расширить через привлечение родителей не только в рамках класса, но и школы.

Список литературы

1. Вестник образования. 10/1997: 12/2001.

2.Журнал “Начальная школа” 5/1998; 10/1995: 6/2002.

3. Журнал Вестник Межрегиональной Ассоциации “Здравоохранение Сибири” 4/2001.

4.Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина\ Школа докторов природы или 135 уроков здоровья /М., ВАКО, 2004.

5. О. А. Степанова \Игра и оздоровительная работа в начальной школе/М., 2003.