Нетрадиционный урок по математике

Разделы: Начальная школа


Тема урока: Угол.

Вид урока – нестандартный, урок-практикум.

Место урока в учебном плане – первый урок по теме.

Цель: познакомить учащихся с понятием “угол”, с видами углов (прямой, острый, тупой угол), со способами сравнения углов.

Задачи:

Обучающая: распознавать и сравнивать углы;
Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность;
Воспитывающая: воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности.

Методы: коллективная работа, индивидуальная работа, групповая работа.

Оборудование: учебник, печатная тетрадь, карточки с заданиями, раздаточный материал.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Учитель приветствует учащихся, создаёт ситуацию успеха плодотворного сотрудничества в группах.

Учащиеся желают друг другу удачной работы с тёплым рукопожатием.

У. Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
И недосуг дуть на корабль бумажный –
Сегодня в классе у ребят урок уж больно важный!

2. Актуализация знаний.

а) групповая работа.

У. У каждой группы имеются карточки № 1. Ваша задача: выполнить арифметические действия, найти значения выражение, а результат последнего выражения записать на доске.

1 группа

8 + 6 =

20 + 30 =

30 – 8 =

40 + 6 = Р

2 группа

15 – 7 =

14 + 5 =

60 – 40 =

8 + 8 = Г

3 группа

9 + 6 =

10 + 5 =

10 + 40 =

50 – 27 = У

4 группа

20 + 70 =

4 + 8 =

52 + 8 =

80 + 6 = А

5 группа

70 – 30 =

3 + 9 =

17 – 8 =

6 + 7 = И

6 группа

8 + 8 =

5 + 7 =

12 – 5 =

11 – 5 = Ф

(На доске записываются числа: 46, 16, 23, 86, 13, 6.)

У. По каким признакам можно разделить данные числа на две группы?

Д. Однозначные и двузначные: 6; 46, 16, 23, 86, 13.

Числа, в которых 3 единицы и 6 единиц: 23, 13; 46, 16, 86, 6.

У. Расположите числа в порядке возрастания и прочитайте, какое слово получилось.

Д. 6, 13, 16, 23, 46, 86. Получилось слово ФИГУРА.

У. О каких фигурах пойдет сегодня речь?

Д. О математических фигурах

б) групповая работа (группы сменного характера).

У. У каждой группы на столах рисунки. Назовите, какие геометрические фигуры вы на них видите.

1 группа 2 группа
3 группа 4 группа

(Защита групп по количеству геометрических фигур используемых в рисунках).

3. Создание проблемной ситуации, определение целей урока.

а) коллективная работа.

У. Внимательно посмотрите на экран и ответьте на вопрос, с какой геометрической фигурой мы еще не встречались?

Д. Скорее всего это угол.

У. Что вы знаете об углах?

Д. Только то, что углы бывают острые и тупые.

У. Тогда посмотрите инсценирование сказки об углах. И выполняйте все действия, о которых будет рассказываться в сказке.

(Дети выполняют практическую работу.)

(Участники сказки: прямая линия, волшебница Точка, ножницы.)

б) индивидуальная работа.

Д. У нас в гостях прямая линия и волшебница Точка. Захотелось Точке погулять по прямой.

У. Что же у нас все время получалось?

Д. У нас получались углы.

У. Что же такое угол?

Д. Угол – это 2 луча, выходящие из одной точки. У угла есть вершина и стороны.

У. Цель нашего урока:

1. Знать виды углов.

2. Научиться чертить углы.

3. Сравнивать углы.

4. Основной этап.

а) практическая индивидуальная работа.

У. При помощи, каких чертежных инструментов вы чертили углы?

Д. При помощи линейки и карандаша.

У. А как можно построить угол без данных инструментов из листа бумаги? Выполните действия из листа бумаги неправильной формы.

Д. Такие действия мы выполняли на уроках труда. Для этого лист сложим пополам, а затем еще пополам так, чтобы линии сгиба совпадали.

У. У вас получился прямой угол. Где в жизни мы можем наблюдать прямой угол? Приложите свой угол ко всевозможным предметам.

Д. У доски, в тетради, книге, стола, стула и т.д.

У. Сравните получившийся у вас угол с красным, и синим углом в учебнике с.52 № 142. Каким способом будите сравнивать?

Д. Путем наложения модели прямого угла, или на глаз.

5. Речедвигательная физминутка.

Для глаз

Для осанки и снятия усталости

Глазки видят все вокруг,
Обведу я ими круг,
Глазкам видеть все дано,
Где окно и где крыльцо.
Обведу я снова круг,
Посмотрю на мир вокруг.

1,2,3,4,5! Все умеем мы считать,
Отдыхать умеем тоже –
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И легко-легко подышим.
Подтянулись на носочках столько раз,
Сколько пальцев на руке у нас:
1,2,3,4,5.
Топаем ногами –
1,2,3,4,5.
Хлопаем руками –
1,2,3,4,5.

6. Закрепление изученного.

а) индивидуальная работа, работа в группах.

У. С каким углом познакомились?

Д. С прямым углом.

У. Достаньте из конверта синий и зеленый модели углов. Определите, являются ли данные модели прямыми углами.

Д. Углы не прямые. Один меньше прямого, другой – больше.

У. Кто-нибудь догадался, какие это углы?

Д. Это острый угол и тупой угол.

б) самостоятельная работа.

У. Проверьте свою догадку, выполнив самостоятельно № 143. Сделайте вывод.

Д. Синий угол – тупой, т.к. он больше прямого угла, а зеленый угол – острый, т.к. меньше прямого.

в) работа в печатной тетради, задание 111.

Построить угол с вершиной в точке А так, чтобы одна его сторона проходила через точку В, а другая – через точку С. Закрасить углы разным цветом.

— В

— А

— С

— С

— В

— А

7. Итог урока. Рефлексия. Самооценка.

У. Что нового узнали на уроке?

Чему учились?

Что было легко выполнять, а что трудно?

Какие задания были наиболее интересными?

8. Домашнее задание.

Задания 112, 113 в ТПО № 1