Преподавание экономики в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Любое обучение человека есть не что иное,
как искусство содействовать стремлению
природы к своему собственному развитию.

И. Песталоцци.

Человек учится, прежде всего, потому, что его мучит любознательность, инстинктивная тяга к знаниям. Это внутренние побудительные силы. От природы они есть у всех, но в иных людях они развиваются, а в других разрушаются обстоятельствами.

Человек может учиться потому, что его побуждает к учению здравомыслие: не выучившись, он не сможет занять то положение, которое хотел бы занять. Это внешние побудительные силы. Они также сильны, как и внутренние. Когда внешние побуждения развивают природную любознательность, эти два двигателя творят чудеса, делают человека невероятно способным. И сколько бы мы не путешествовали по истории школы, в каком обличье школа не предстала бы перед нами, мы всегда увидим две эти причины. Всегда есть тяга к знанию и нужда в знании.

Пятнадцать лет обучения детей по программе дидактической системы развивающего обучения Л.В.Занкова побуждали меня постоянно совершенствоваться теоретически, методически и практически. В основу перспективности развития дидактической системы Л.В.Занкова положена идея возможно большей её эффективности для общего развития школьников. Курс экономики ориентирован на получение этого результата.

Нормативные документы, а в частности, справка Госсовета России “Образовательная политика России на современном этапе” и письмо Департамента общего и среднего образования МО РФ “Об организации преподавания экономики в общеобразовательных учреждениях от 12 мая 1999 г. №707/11-12, указывают о социальной необходимости воспитания экономически грамотного человека. А правильный подход к преподаванию экономики позволит обеспечить целостность и преемственность восприятия экономических знаний обучающихся, начиная с начальной школы.

Ознакомившись с мнениями разных авторов статей в нашем профессиональном журнале и газете “Начальная школа”, выделила особенности программ по экономическому образованию учащихся начальной школы, изучила рекомендуемые МО РФ учебные программы и выбрала программу авт. Т.В.Смирновой и Т.Н. Просняковой, так как учебный материал представлен в форме сказки, имеет достаточную информационную насыщенность, объем и соответствует возрастным особенностям обучающихся.

Преподавание экономики на каждой ступени общеобразовательной школы имеет свои особенности: эффективный выбор форм и методов организации образовательного процесса.

Наибольшую трудность представляет организация экономического образования в начальной школе, первостепенной задачей которой является ознакомление учащихся с элементарными понятиями, развитие интереса к предмету через игровые и творческие задания.

Работа по экономическому образованию невозможна без участия родителей. Результаты анкетирования родителей показали, что познавательный интерес у детей к экономической стороне реальной жизни высокий, родители теоретически признают необходимость и полезность экономического образования при определенных условиях, обосновывая это требованиями времени.

Образовательный процесс строится на основе выбора эффективных форм, методов, приемов обучения и создания условий, способствующих формированию экономического мышления у учащихся.

Использование разнообразных форм обучения дает возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное – говорить ученику о сложном мире экономики на языке ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для детей, способствуют саморазвитию личности, проявлению его “Я”.

Сделать экономику понятной для детей мне помогают сюжетно- дидактические игры, например: “Рекламное агентство”, “Пункт обмена валюты”. При подготовке к игре учащиеся выполняют творческие задания. Соединение учебно-игровой и реальной действительности наиболее эффективно для усвоения учащимися сложных экономических знаний.

Обучающая игра среди различных образовательных технологий занимает не последнее место, так как это специально организованная деятельность обучающихся, имитирующая реальный какой-либо процесс, сочетающий в себе как учебные, так и игровые элементы.

Обучающая игра включает в себя основные виды деятельности человека в характерных аспектах:

инструментальный (обучение конкретным навыкам и приемам);
межличностный (обучение во время игры межличностному взаимодействию);
гностический (получение во время игры необходимых знаний, формирование определенных способов мышления).

Обучающая игра по своей технологии представляет одну из моделей концентрированного обучения. Её использование позволяет решить ряд проблем в обучении, таких, как проблема целостного формирования личности, проблема интенсификации образовательного процесса, проблема познавательной и коммуникативной деятельности у отдельных обучающихся.

Обучение в процессе игры дает не только выигрыш во времени и повышает уровень удовлетворенности обучающихся образовательным процессом, но и приводит к повышению у них уровня сформированности их учебных умений.

Но за счет одной лишь игровой деятельности – свободной, развивающей, мотив которой лежит в процессе, а не в результате – невозможно добиться серьезных результатов в обучении. Поэтому для усвоения экономических знаний и формирования экономического мышления у учащихся целесообразно использовать проблемный метод обучения, являющийся частью современной системы развивающего обучения. В процессе проблемного обучения сочетаются самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением готовых знаний. Важнейшее условие проблемного обучения – создание на уроке проблемных ситуаций. Они возникают тогда, когда перед учащимися поставлена познавательная задача, которую учащиеся не могут решить сразу. Необходимо сделать самостоятельный шаг, и самостоятельная работа обучающихся в такой ситуации носит поисковый характер.

На своих уроках использую три основных типа проблемных ситуаций (классификация М.И.Махмутова):

  • проблемные ситуации, когда обучающиеся сталкиваются с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях;
  • проблемные ситуации, которые содержат противоречие между теоретическими знаниями учащихся и практической невозможностью их решить;
  • проблемные ситуации, в которых есть противоречие между практическим результатом и невозможностью теоретического его обоснования.

Логические и арифметические задачи, кроссворды, решаемые учащимися на уроках экономики и математики, оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений, что способствует формированию экономического мышления у учащихся.

Одним из средств обучения по овладению экономическими знаниями и формированию экономического мышления у учащихся является сказка. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. В учебном пособии по экономике “Белка и компания” и “Новые приключения Белки и ее друзей” (авт. Т.В.Смирнова) материал изложен в сказочной форме. На уроках экономики и литературного чтения есть возможность использовать сюжеты русских народных сказок, составляющих вековой экономический опыт народа. В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, ученики открывают для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Одной из форм внеклассной работы по предмету является олимпиада. Проведение олимпиады по экономике открывает для учащихся интересную образовательную возможность учебного предмета и выявляет наиболее подготовленных учащихся, имеющих особые способности и склонности к предмету. Олимпиадные задания и предлагаю вашему вниманию.