Урок по информатике по теме: "Простые и сложные условия. Ветвление". 3-й класс

Разделы: Информатика, Начальная школа

Класс: 3


Тема урока: “Простые и сложные условия. Ветвление”

Цели урока:

  1. Формировать навыки выполнения и составления алгоритмов с ветвлением.
  2. Формировать навыки проверки простых и сложных высказываний (условий), связанных логическими союзами И, ИЛИ.
  3. Развивать алгоритмическое и логическое мышлении, память, вычислительные навыки, навыки работы с табличными данными, пользование учебником-тетрадью.

Оборудование:

Портрет Считайки.
Карточки с числами.
Плакаты с алгоритмами.
Высказывания.
Плакат с картинками.

Литература:

  1. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика (Текст): 3 класс: Учеб.-тетрадь:
    В 2 ч. (Второй год обучения) / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – Ч.2: 96 с.: ил.
  2. Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика (Текст): 3 класс: Методическое пособие (Второй год обучения) / Е.П. Бененсон, А.Г. Паутова – Изд. 2-е испр. и доп. – М.: Академкнига/Учебник, 2005. – 231 с.

Ход урока.

1. Проверка теоретических знаний учащихся.

Здравствуйте дорогие дети. Давайте поприветствуем друг друга (ученики делают шаг в сторону окна и поклон головы).

Учитель: Наша жизнь во многом зависит от каких-то условностей (условий), которые определяют наш выбор или наши действия.

А где в информатике используется условие? (Ответ: в алгоритмах с ветвлением)

Что такое ветвление? (Ответ: алгоритм в котором есть условие)

В какой форме записывается алгоритм с ветвлением для Считайки? (Ответ: В виде блок-схемы)

Какая геометрическая фигура используется для проверки условия в блок-схеме? (Ответ: Ромб)

Какие ещё фигуры используются? Назовите их назначение. (Ответ: Овал – начало, овал – конец, прямоугольник – действия, параллелограмм – вывод информации (печать).

Учитель:

Рассмотрите блок-схему алгоритма. В ней есть линейные и разветвляющиеся участки.

Назовите номера блоков, которые входят в ветвление (Ответ: 3,4,5 и 8,9)

Чем отличаются эти два участка? (Ответ: В первом участке – два действия, во втором участке – одно действие)

Как называются такие виды ветвлений? (Ответ: первый участок – полное ветвление, второй участок – неполное ветвление)

Назовите номера блоков, которые обязательно будут выполнены (Ответ: 1, 2, 3, 6, 7, 8, 10)

Какие блоки могут быть пропущены?(Ответ: 4, 5, 9)

2. Определение истинности высказываний.

Учитель: определите истинность сложного высказывания для каждого объекта на рисунке 1. (Ученики выписывают в рабочую тетрадь ответы И или Л для каждого объекта под соответствующим номером, после выполнения работы – фронтальная проверка с подробным объяснением ответов на которые больше всего было допущено ошибок)

Этот предмет хранит информацию. И Этот объект – устройство внешней памяти компьютера.

 

Этот предмет хранит информацию. ИЛИ Этот объект – устройство внешней памяти компьютера.

Ответы:

№ п/п

Объекты

И

ИЛИ

1 Глобус Л И
2 Клавиатура Л Л
3 Диск И И
4 Монитор Л Л
5 Материнская плата Л Л
6 Флэш-память И И
7 Принтер Л Л
8 Дискета И И

III. Выполнение алгоритмов с ветвлением.

Учитель: Для Считайки (Рисунок 2) составили алгоритм.

Выполни алгоритм для значений Y = 1; 5; 10

(Один из учеников выступает в роли Считайки. Выполняет алгоритм с подробным объяснением, использует карточки с числами для значений переменных Х, Y, вкладывает их в карманы Считайки, а результат на экран Считайки).

Ответы:

  1. Начало, Y=1
  2. Х:=Y, Х:=1
  3. Проверка условия Х<5, 1<5 истина
  4. Х:=Х+5, Х:=6
  5. Проверка условия Х>0, 6>0 истина
  6. Х:=Х*3, Х:=18
  7. Х:=Х+5, Х:=23
  8. Покажи Х, на экране 23
  9. Конец.
  1. Начало, Y=5
  2. Х:=Y, Х:=5
  3. Проверка условия Х<5, 5<5 ложь
  4. Х:=Х-5, Х:=0
  5. Проверка условия Х>0, 0>0 ложь
  6. Х:=Х+5, Х:=5
  7. Покажи Х, на экране 5
  8. Конец.
  1. Начало, Y=10
  2. Х:=Y, Х:=10
  3. Проверка условия Х<5, 10<5 ложь
  4. Х:=Х+5, Х:=5
  5. Проверка условия Х>0, 5>0 истина
  6. Х:=Х*3, Х:=15
  7. Х:=Х+5, Х:=20
  8. Покажи Х, на экране 20
  9. Конец.

IV. Комментарий к выполнению домашнего задания.

(Рисунок 3)

Учитель: Откройте учебник на странице 38 упражнение № 32. Прочтите задание.
Чтобы определить цвет замкнутой области для числа, записанного в ней, надо выполнить алгоритм.
Найдите число в левом нижнем углу рисунка.
Чему оно равно? (Ответ: 1)

Выполним для него алгоритм. Переменная N =1. Проверяем условие N>90. Истинно оно или ложно? (Ответ: ложь)

Что делаем дальше? (Ответ: Оцениваем истинность высказывания “N делится на 5”)

Это условие истинно или ложно? (Ответ: ложь)

Что делаем дальше? (Ответ: Оцениваем истинность высказывания “N делится на 3”)

Это условие истинно или ложно? (Ответ: ложь)

Что делаем дальше?(Ответ: Выполняем действие “Раскрась зелёным”)

Конец алгоритма.

Дети раскрашивают замкнутую область в зеленый цвет, а учитель проверяет, правильно ли они находят область, ограниченную замкнутой линией.

V. Самостоятельная работа.

(Рисунок 4)

Страница 72 упражнение № 9 учебника. Учитель зачитывает задание. Выясняется понятность. Дети приступают к выполнению.

После выполнения каждого этапа учащиеся поднимают руку для проверки работы учителем. Учитель при наличии ошибок явно не указывает на них, а только сообщает, что сделана ошибка. Учащиеся самостоятельно их исправляют.

Фронтально осуществляется проверка заданий.

VI. Итоги урока.

Учитель: Дорогие ребята, мы с вами изучили интересную тему.

Кто может её правильно сформулировать? (Ответ: “Ветвление. Простые и сложные высказывания”)

Эта тема очень важна в нашей жизни. Например, она помогает следователю правильно построить цепочку преступления, адвокату – доказательства невиновности, программисту – составить программу, инженеру – выполнить сложные расчёты, военнослужащим – стратегию и тактику военных действий, и многое другое. Учитель выставляет оценки за самостоятельную работу и работу на уроке.

Учитель: Спасибо всем за работу. Вы сегодня очень хорошо потрудились. Молодцы!