Работа с природными материалами. Поделка из глины

Разделы: Начальная школа


Урок: Художественный труд и изо.(4 класс)

Тема урока: Работа с природными материалами. Поделка из глины.

Цели урока:

  1. Обучающая – овладение приёмами работы с глиной, обработка материала, приобретение и использование сведений и свойств материала.
  2. Развивающая – расширение общего кругозора; развитие речи, мышления, памяти, обогащения словарного запаса.
  3. Воспитывающая – закрепить знания и умение соблюдать правила гигиены труда, воспитывать трудолюбие в взаимопомощь.
  4. Практическая – применение в труде знаний и умений, полученных на других уроках.

Оборудование: Демонстрационный ряд: керамические вазы, игрушки, посуда, поролон или губка, ведерко с водой, клеенка на парту.

Ход урока.

I. Организационный момент.

Детей встречает Котофеевич (мягкая игрушка из кукольного театра) – ой, ребята, здравствуйте! Что это у вас здесь сегодня? Какие красивые предметы! Вы не знаете, из чего они сделаны? (ответы детей).

II. Мотивация учебной деятельности.

– Верно, я и то знаю, что эти прекрасные вазы посуда и игрушки сделаны из глины. И называются они керамические. Чтобы обыкновенная глина превратилась в такое изделие нужно много потрудиться, это целый технологический процесс. А что же такое глина? (ответы детей).

– А я знаю, что ребята из вашего класса хотели бы рассказать вам, что они знают о глине.

1 ученик:

Ребята, это формула глины Al2O3 * H2O. Химию мы будем изучать в старших классах. Но эту формулу я вам объясню. И так, в ней есть алюминий, кислород и вода. Это основной состав глины, а остального в ней столько, что не кто не берется и перечислять. Это многочисленные примеси, которые дают глине цвет, пластичность или каменную твердость.

2 ученик:

Глина появилась 510 миллионов лет назад. Вот какая она древняя! Глина образуется при разрушении горных пород под воздействием солнца, воды и ветра. Состоит глина из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скрепленных между собой. Сырая глина почти не пропускает воду. Она обладает связывающим свойством.

3 ученик:

Глин различают до 40 видов. Наиболее изучен каолинит. Он белого цвета, из него изготавливают фарфоровую посуду, используют в фармакологии и в парфюмерии. Делают из глины и гуашь! По цвету, глина бывает: белая, красная, серая, голубая, зеленная.

4 ученик:

И в пластилине глина – самая главная составляющая. Все ребята любят лепить из пластилина.

Любая глина – полезная-преполезная, обладает лечебными свойствами, особенно – голубая глина. Не даром ее называют российской целительницей.

5 ученик:

У нас в Хакассии добывают глину в Белом Яре. Используют для изготовления красного кирпича. В Красноярском крае, возле границе с Хакассией есть небольшие залежи голубой глины в поселке Селиваниха.

Котофеевич: А вы любите лепить? А животных любите? Хотелось бы вам полепить из глины? (ответы детей).

И у меня тоже лапы “зачесались”, так хочу слепить кого-нибудь…

Вот кто ваш самый лучший четвероногий друг? Кого бы из них вы слепили? (ответы детей).

Значит, сегодня на уроке мы с вами будем лепить из глины. Я вам здесь принес целое ведерко глины. В конце урока мы посмотрим, какие вы умельцы да рукодельцы!

Не даром на доске пословица “Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит”.

А выделенные слова что означают? (ответы детей).

Учитель: Перед вами кусочек глины. Разомните её хорошо, чтобы она “ожила” – стала теплой, мягкой, податливой.

Ваша задача:

  • из цельного куска вылепить игрушку, не отрывая кусочки, не добавляя и не прикрепляя ничего лишнего;
  • хорошо загладить глину. Для этого у вас имеется мокрая губка и самое ценное – ваши пальчики. Мочите пальчики о губку и затираете все шероховатости. Игрушка должна быть гладкой. Через три недели, когда ваши поделки просохнут, вы на уроке ИЗО раскрасите их.

Руки моем в ведерке с водой.

III. Самостоятельная, творческая работа детей.

IV. Итог урока.

Котофеевич: – Ребята, получилась у вас игрушка? Та самая, что задумали?

Вы все оказались – умельцами!

Учитель: – Посмотрите ребята на эту поделку. Её принес Котофеевич. Как вы думаете, из чего она сделана?

На следующем уроке труда мы с вами полепим из соленого теста.

V. Выставка работ детей. Оценивание.