Таблица умножения

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: Таблица умножения.

ЦЕЛИ:

1) Создать условия для повышения интереса к изучаемому материалу.
2) Развивать исследовательские и творческие навыки.
3) Помочь учащимся осмыслить практическую значимость, полезность приобретаемых знаний и умений, способствовать развитию навыков общения и совместной деятельности.

ОБОРУДОВАНИЕ:

у детей

1) карточки с цифрами от 0 до 9 и знаками ( +, -, х, :, <, >);
2) текст задачи на каждой парте;
3) конверт с 3 карточками для самостоятельной работы;
4) карточки с изображением лиц с разной мимикой;

(воротники и пилотки дети надевают перед уроком).

у учителя

1) отгадки – словарные слова на карточках с цифрами;
2) оформление магнитной доски: замок, острова, корабль, синий лист, имитирующий море, магниты;
3) 6 карточек с примерами;
4) загадки (6 штук)

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы и целей урока.

Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня на уроке мы отправимся с вами в увлекательное путешествие по математическим островам к замку. (Рисунок 1).

А как она называется, вы мне скажете в конце урока. На каждом острове нас ждет испытание. А так как мы из флотилии, то будем плыть на корабле. Если мы выдержим испытания с честью и будем работать дружно, то получим звание почетных гостей этого замка. Итак, в путь!

III Устный счет. Остров загадок.

(Повторение таблицы умножения и деления с числами 4, 5, 6, 8, 9, 10).

а) коллективная работа.

На доске карточки со словарными словами.

Сейчас вы услышите загадку, а отгадка – словарное слово – находится среди ответов, но чтобы ее определить, нужно правильно выполнить задание. Ответ примеров будет соответствовать отгадке. (Дети цифровыми карточками показывают ответы).

Загадки. (Читают дети)

Д.1.

Под землей огонь горит,
А снаружи дым видно.

Учитель показывает карточку с примерами:

30 : 3 = ;

5 · 2 = ;

70 : 7 =

У. Что общего у этих примеров?

Д. В этих примерах одинаковый ответ 10, это морковь.

Д 2.

Как на нашей грядке
Выросли загадки –
Сочные да крупные
И такие круглые!

У. 6 х 1 = ;

3 х 2 = ;

18 : 3 =

Д. 6, это помидор.

Д. 3.

Стоит Филат,
На нем сто лат.

У. 32 : 4 = ;

4 х 2 = ;

72 : 9 = .

Д. 8 , это капуста.

Д. 4.

Промеж гор,
Промеж дол
Ленится Егор
В зеленом халате.

У. 16 : 4 = ,

2 х 2 = ,

36 : 9 = .

Д. 4, это огурец.

Д. 5.

Курочка без дома слез не лила.
Под землей гнездо свила, яичек нанесла.

У. 54 : 6 = ,

3 х 3 = ,

27 : 3 = .

Д. 9, это картофель.

Д. 6.

Дом зеленый тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.

У. 40 : 8 = ,

1 х 5 = ,

30 : 6 = .

Д. 5, это горох.

У. Молодцы, со всеми загадками справились. А сами вы можете записать примеры на умножение и деление с такими ответами?

б) самостоятельная работа.

У. Запишите в тетрадь по одному примеру на каждый ответ. Оформляем по два примера в 3 столбика.

IV. Геометрическое задание.

У. Плывем на остров “Фигур”. (Фронтальный опрос).


У. Перед вами фигуры. Назовите их.

Д. Треугольники, прямоугольники, четырехугольники.

У.Сколько прямоугольников?

У. Сколько четырехугольников? Как посчитали?

Д. 15 = 5 + (2 · 5).

У. Сколько треугольников? Как быстро посчитать?

Д. По три взять пять раз, 15.

У. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в треугольники? Полученные выражения запишем в тетрадь по два примера в столбик с комментированием.

Д. В первой фигуре в треугольник нужно вставить число 56, так как 8 · 7 = 56, во второй - 7, так как 63 : 9 = 7, в третьей - 49, так как 7 · 7 = 79, в четвертой - 5, так как 7 · 5 = 35, в пятой - 7, так как 42 : 6 = 7.

У. Какую таблицу мы сейчас повторяли?

Д. Умножение и деление с числом 7.

У. Какие вы еще знаете случаи из этой таблицы?

Д. 7 х 2, 7 х 3, 7 х 4.

У. Запишите их в тетрадь. Составьте четверки примеров с этими выражениями. Покажите переместительный закон и связь умножения с делением.

Д. 7 · 2 = 14 7 · 3 = 21 7 · 4 = 28
2 · 7 = 14 3 · 7 = 21 4 · 7 = 28
14 : 2 = 7 21 : 3 = 7 28 : 4 = 7
14 : 7 = 2 21 : 7 = 3 28 : 7 = 4

У. С заданием справились успешно, отправляемся дальше.

V. Решение задачи.

У. Плывем на остров задач. Перед вами лежит текст задачи. Прочитайте ее про себя. Вслух читает Катя.

Задача. В четырех одинаковых пакетах 28 кг муки, а в 5 одинаковых пакетах 35 кг сахара. Что тяжелее – пакет муки или пакет сахара?

У. Сразу можно ответить, что тяжелее – пакет муки или пакет сахара?

Д. Нет, чтобы сравнить что тяжелее, пакет сахара или муки, нужно найти массу одного пакета сахара и массу одного пакета муки.

У. Как найти массу одного пакета муки?

Д. Надо 28 : 4 = 7. Значит один пакет муки весит 7 кг.

У. А как узнать массу пакета сахара?

Д. 35 : 5 = 7. Один пакет сахара весит 7 кг.

У.Какой теперь можно сделать вывод?

Д. 7 = 7. Значит пакет муки и пакет сахара весят одинаково.

(У доски решает один ученик, другие на месте).

У. Как записать ответ?

Д. Пакет сахара и пакет муки весят одинаково.

VI. Физкультминутка.

У. Пока корабль плывет к следующему острову, отдохнем.

От зеленого причала оттолкнулся пароход, раз, два.
Он назад шагнул сначала, раз, два.
А потом шагнул вперед, раз, два.
И поплыл, поплыл по речке, набирая полный ход.

VII. Работа над пройденным материалом.

У. Итак мы на острове “Буквенные выражения”.

На доске:

если х = 8, то 48 : х =

если х = 6, то 48 : х =

если х = 1, то 48 : х =

У. Найдите значения выражения с переменной. Проверьте друг у друга, поставьте оценки на полях.

У. Какое число можно поставить вместо а, чтобы было верно равенство а : а = 1.

Д. 5 : 5 = 1, 8 : 8 = 1. Если число делится само на себя всегда получается единица.

У. На какое число можно всегда разделить любое число?

Д. На единицу. Если число делится на единицу, то получается это же число, например,

а : 1 = а.

У. На какое число нельзя разделить ни одно число?

Д. На нуль делить нельзя.

У. О каком правиле, связанным с нулем, мы не сказали?

Д. Если нуль разделить на любое число, всегда получится нуль.0 : а = 0.

У. Молодцы, вы хорошо разбираетесь в буквенных и выражениях и в выражениях с переменной.

VIII. Составление выражений на все виды действий.

У. Плывем на остров “Математическая речь”. Составьте и запишите сумму, разность, произведение и частное 8 и 4. Оформляем по два примера в два столбика.

Д.8 + 4 = 12;

8 – 4 = 4;

8 х 4 = 32;

8 : 4 = 2.

У. Прочитайте по-разному свои выражения

Д. Сумма чисел 8 и 4 равна 12, к 8 прибавить 4 получится 12, 8 да 4 это12, первое слагаемое 8, второе слагаемое 4, сумма 12, т.д.

У. Хорошо вы говорите на математическом языке.

IX. Самостоятельная работа.

У. Следующий остров “Самостоятельный”. (Содержание заданий дифференцировано).

Перед вами лежат конверты с 3 видами карточек. За 10 минут вы должны постараться выполнить правильно как можно больше заданий. Но помните лучше меньше, да правильно. №1 – находим неизвестный множитель; №2 – задачи разных видов; №3 – примеры на табличное умножение и деление.

Время закончилось. Отложите конверты с заданиями. Я проверю и оценю.

X. Математический диктант.

У. Следующий и последний остров “Диктант”.

1) Во сколько раз 8 меньше 3?

2) На сколько 35 больше 5?

3) Увеличьте 9 в9 раз.

4) Запишите выражение: произведение чисел 8 и 9, найдите значение этого выражения.

5) Уменьшите 18 на 9.

6) Запишите частное двух чисел 56 и 7 и найдите его значение.

7) Запишите произведение двух чисел, значение которого 36.

8) Напишите двузначное число, в котором число десятков больше числа единиц в 2 раза.

У. Проверим ответы. Дети хлопками соглашаются.

XI. Итог урока.

У. Наконец-то мы попали в замок, а как же он называется, вы сейчас узнаете, если ответите на мой вопрос: знания чего нам помогали справиться со всеми испытаниями?

Д. Знания таблицы умножения.

У. Верно. (Висящий на доске плакат с изображением замка перевернуть обратной стороной).

2 4 6 8 9 10 54 56
12 14 15 16 18 20 63 64
21 24 25 27 28 30 72

32 35 36 40 81
42 45 48 49  

У. Посмотрите на окнах этого замка написаны числа. Что это за числа

Д. Ответы из таблицы умножения.

У. Правильно. И мы с вами сегодня прошлись по всей таблице умножения. Значит замок называется…

Д. Таблица умножения.

У. Путешествие закончено. Вы старались, работали дружно, сделали много, поэтому домашнего задания нет. С каким настроением вы уходите с урока? (Дети показывают карточки с улыбающимися лицами.)

Рисунок 1