Использование ИКТ на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Сегодня, когда информация становится стратегическим ресурсом развития общества, становится очевидным, что современное образование - это непрерывный процесс. Для начальной школы это означает смену приоритетов в расстановке целей образования: одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования.

Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов разных стратегий обучения младших школьников и, в первую очередь, использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе. Использование ИКТ на уроках в начальной школе позволяет:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подойти к ученику, применяя разноуровневые задания.

Урок 1. Разнообразие растений, грибов, животных (по учебнику О. Т. Поглазовой "Окружающий мир" 2 класс)

Цель урока: повторить и систематизировать знания детей о растениях, грибах, животных, полученных учащимися в 1 классе; выявить пробелы в знаниях учащихся; анализировать умения учащихся классифицировать предметы окружающего мира.

Ход урока

1. Организационный момент. Знакомство с учебником

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки,
Недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят
Урок уж больно важный

- Во втором классе мы с вами продолжим знакомиться с окружающим нас миром. Нашим путеводителем будет учебник-тетрадь О.Т. Поглазовой "Окружающий мир".

- Рассмотрите учебник. Какие условные обозначения вы увидели на стр.2? Чем будем заниматься на уроках?

2. Целеполагание

- Но прежде чем отправиться в увлекательное путешествие по страницам нового учебника, давайте перенесемся в прошлое, в первый класс. Вспомним, что мы узнали в прошлом учебном году (слайд-заголовок).

3. Повторение изученного в 1 классе.

Работа по слайду № 1. Отгадайте загадки:

1) Сорвал я красный гриб в лесу,
Любуюсь на его красу.
На белой он ножке,
На шляпке - горошки.
А люди говорят,
Что в нем опасный яд. (Мухомор)

2) Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит,
Постучит - и легче. (Дятел)

3) Что за зверь лесной
Встал, как столбик под сосной?
И стоит среди травы,
Уши больше головы.
Осенью всех удивляет,
Цвет своей шубки меняет. (Заяц)

4) Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (Ель)

5) Горел в траве росистой
Фонарик золотой,
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик)

6) Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане. (Береза)

7) Что за чудо! Вот так чудо!
Сверху - блюдо, снизу - блюдо!
Ходит чудо по дороге,
Голова торчит да ноги. (Черепаха)

8) Кто в траве стрекочет,
Перепеть всех хочет? (Кузнечик)

9) Полосатая злодейка
Съест любого малыша -
Пескаря, плотву, уклейку...
Не проглотит лишь ерша. (Щука)

10) Скачет зверушка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка.
Кто это? (Лягушка)

11) Бусы красные висят,
Весело на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (Малина)

12) Эти дружные ребята
На пеньке растут в лесу. Называют их... (Опята).

- Вспомните, какие три царства "живой" природы существуют.

- Расселите отгадки по царствам.

- Вспомним, что мы знаем о каждом царстве.

Первое царство - грибы.

- На какие группы делятся грибы?

- Назовите и покажите съедобные грибы
- Назовите и покажите несъедобные грибы.

- Чем они опасны?

Второе царство - растения.

- Вспомните, на какие три группы делятся все растения?
- На какие ещё три группы можно разделить растения?

Работа с кроссвордом "Какие бывают растения?"

По горизонтали:
2. Эти растения имеют мягкие сочные стебли. (Травы.) 5. Эти растения имеют листья в виде пластинок, их называют... (лиственные).

По вертикали:
1. Эти растения имеют несколько довольно тонких древесных стеблей-стволиков. (Кустарники.) 3. У этих растений листья в виде иголок (хвоинок), их называют... (хвойные.) 4. У этих растений от корня отходит один толстый стебель - ствол. (Деревья).

Работа с кроссвордом "Какие бывают животные?"

По горизонтали:
1. Животных, тело которых покрыто перьями, называют... Еще их называют "дети воздуха". У них две ноги, два крыла. (Птицы). 2. Это водные животные, их тело покрыто чешуей в виде колечек, есть плавники. (Рыбы). 3. Эти животные - очень разные существа. У боль-шинства из них тело покрыто шерстью. У них четыре ноги. (Звери). 4. У этих животных три пары ног, а кроме двух глаз, еще три маленьких на лбу. (Насекомые).

По вертикали:
1. Эти животные преимущественно обитают на суше. У них ро-говые чешуйки и четыре ноги. (Пресмыкающиеся). 3. А этих животных можно обнаружить и на суше, и в воде. Они везде себя хорошо чувст-вуют. Имеют тонкую влажную кожу. (Земноводные).

- Давайте подробнее вспомним разных животных. Как их различают? (По числу ног и по покрову тела)
По мере обсуждения учитель заполняет таблицу на слайде:

- Приведите свои примеры к каждой группе животных. Где вы их наблюдали?

Работа по слайду:

Однажды папа показал Серёже рисунок, на котором было изображено странное животное. Папа уверял, что встретил это животное в лесу. … Мне-то кажется, что папа захотел просто подшутить над детьми. А вы как думаете?

Части тела каких животных объединил папа на этом рисунке?
К каким из известных нам групп относятся эти животные?

4. Самостоятельная работа

- Откройте учебники на стр. 68 и выполните самостоятельно работу №1. По окончании работы - проверка.

5. Итог урока.

О каких трёх царствах говорили на уроке?
Что вы знаете о царстве грибов?
Какие бывают растения?
Какие бывают животные?
Какие трудности испытали при выполнении самостоятельной работы?

Приложение