Урок подготовки к сочинению-рассуждению в 8-м классе на морально-этическую тему "Что такое толерантность?"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные:

1. Познакомить учащихся с понятием “ толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности.
2. Уточнить значения слов тематической группы “ толерантность”.
3. Повторить материал о сочинении- рассуждении.

Развивающие:

1. Сформировть умение определять понятие “ толерантность”, разграничивать черты толерантной и интолерантной личности.
2. Сформировать умение определять значения слов тематической группы “толерантность”.
3. Закрепить умение строить текст рассуждения.

Воспитательные:

1. Воспитать у учащихся чувство доброты и ответственности, самоуважения и уважения окружающих.

Оборудование: на доске – плакат с изображением яркого солнца, воздушные шары, магнитофон.

План урока:

I. Вступительное слово учителя.

II. Работа с пословицами.

III. Выступление учащихся (инсценировка “Перед вами две дороги, выбирайте…”)

IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.

V. Работа по составлению “солнца” толерантности.

VI. Построение синквейна.

VII. Выводы, обобщение.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

- Добрый день, ребята! Начинаем урок подготовки к сочинению. Сейчас улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к общению.

Наш урок начнем с разговора о вечном, о любви. Послушайте сказку (звучит классическая музыка, рассказывается сказка):

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет. . .

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное

Место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать. . .

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет твоей подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему?

Ученики: Доброту, так как без нее нельзя прожить на свете.

Звучит музыка и продолжение сказки:

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку

Учитель:

Ребята, В. Гюго писал: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

II. Работа с пословицами.

- Какие пословицы, стихотворения о доброте приготовили к уроку вы?

Пословицы:

  • Доброта без разума пуста.
  • Доброе дело питает и душу, и тело.
  • Добрый человек в добре живёт век.
  • Доброта нигде не теряет своего достоинства.

Стихотворения:

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги
Тропою
Доброты
И радость помоги найти кому-то. (И. Романов)

Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живём на земле. (А. Лесных)

Учитель:

- Давайте обобщим сказанное:

Каким делает человека доброта?

Ученики: доброта делает человека обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице и милая улыбка на губах.

Какой человек может быть добрым?

Ученики: добрым может быть только тот, кто всегда доброжелателен к людям, кто думает не только о себе, но и о других.

Учитель:

- Сегодня, ребята, 16 ноября – Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом. Послушайте, как слово “толерантность” определяется на разных языках земного шара.

Сообщение подготовила Ф. И. :

  • В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • Во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Учитель:

Какое из определений импонирует вам более всего?

Ученики: на арабском языке, т. к. более раскрывает смысл этого понятия.

Учитель:

- Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

Ученики: т. к. у каждой нации свои представления о человеческих ценностях.

III. Выступление учащихся.

Учитель:

- Ребята, человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот. Послушайте выступление своих одноклассников, которые подготовили сценку “Перед вами две дороги, выбирайте. . . ”:

Молодой человек и его девушка гуляли по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась потрёпанная сумка. Он тихо стонал, а в глазах стояли слёзы.

- Подожди, я подойду к нему, - сказала девушка.

- Он грязный, ты подцепишь заразу,- ответил молодой человек, сжав её руку.

- Отпусти. Видишь у него сломана нога. Смотри, у него кровь на штанине.

- А нам-то что? Он сам виноват.

- Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему нужна помощь.

- Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать?

- Я всё равно подойду, - вырвала руку девушка

- Я тебя не пущу. Ты - моя девушка и не смей общаться со “всякими”. Пойдём отсюда,- он попытался увести её.

- Знаешь что, я… Да как ты можешь? Ему же больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!

Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень ещё раз попытался удержать её. Она решительно одёрнула руку.

- Что с вами? - спросила она мужчину. - Что с вашей ногой?

- Я сломал её. . . кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

- Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.

- Спасибо, леди, спасибо. . .

- Послушай, - обратилась девушка к молодому человеку, который подошёл к ним, - у тебя нет “мобильника”?

Парень промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда. . . Она поднялась и приблизилась к парню.

- Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я больше знать тебя не хочу.

- Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом.

Девушка пожала плечами и снова опустилась на колени. Парень пошёл прочь.

- У вас открытый перелом, - проговорила она. - Я пойду вызвать врача. Потерпите, - она быстро пошла к телефонному автомату.

- Девушка! - окликнул её мужчина - Спасибо вам! - Девушка обернулась и улыбнулась-. Вы обязательно найдёте свое счастье.

Учитель:

Почему молодой человек отказался помочь?

Ученики: т. к. считает, что этот человек недостоин помощи.

Учитель:

- Как бы вы поступили в этом случае?

Ученики: не прошли бы мимо, вызвали скорую помощь.

Учитель:

- Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?

Ученики: стараемся помочь, позвать взрослых, вызвать скорую помощь.

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, будь то случайный попутчик, бродяга, друг – это и будет проявление доброты.

IV. Работа по группам над понятием “толерантная” и “интолерантная” личность.

Учитель:

- Итак, есть два пути развития личности – толерантный и интолерантный. Сейчас класс разделится на 2 группы. 1 группа будет описывать черты, присущие толерантной личности, 2 группа – черты, присущие интолерантной личности. Давайте уточним понятие “интолерантная личность”. Это человек, который думает только о себе, равнодушен к окружающим.

Работа по группам

Толерантная личность Интолерантная личность
Уважение мнения других

Доброжелательность

Желание что-либо делать вместе

Понимание и принятие

Чуткость, любознательность

Снисходительность

Доверие

Гуманизм

Непонимание

Игнорирование

Эгоизм

Нетерпимость

Пренебрежение

Раздражительность

Равнодушие

Цинизм

Вывод:

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций, обычаев.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.

V. Работа по составлению “солнца” толерантности.

Учитель:

- Ребята, давайте обобщим сказанное. Слово “толерантность” у нас будет в виде солнца, а ваши ответы - в виде лучиков.

VI. Построение синквейна.

Учитель:

- Проведем работу в виде синквейна. Вспомните общую схему построения синквейна (название темы – атрибутивная характеристика – характеристика по действию – отношение автора – обогащенное название). Попробуем составить вместе синквейн для слов доброта и толерантность.

Доброта
Отзывчивый душевный
Поддерживает помогает облагораживает
Доброта спасёт мир
Душевность

Толерантность
Терпимый снисходительный
Принимает располагает прощает
Толерантность способствует уважению
Терпение

VII. Выводы, обобщения.

Учитель:

- В качестве обобщения материала урока используем китайскую притчу “Ладная семья”:

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в этой семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.

Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Учитель:

- Я думаю, что вы со мной согласитесь, что ваш класс – это маленькая семья. И поэтому старайтесь, чтобы в ней всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Наша сегодняшняя тема предполагает написание сочинения-рассуждения. Ребята, вспомните, какова композиция сочинения-рассуждения?

Ученики: композиция сочинения-рассуждения такова:

I. Основная мысль (тезис).

II. Доказательства:

а)…
б)…
в)…

III. Вывод.

Учитель:

- Дома напишите сочинение: “Что такое толерантность?” на черновиках, используя материал урока.

Список литературы

  1. Бершадская Н. Р. , Халимова В. З. Литературное творчество учащихся в школе. - М. , 1986.
  2. Климаш В. В. Классный час “Спешите делать добро”// Классный руководитель. – 1999. - №6.