Интегрированный урок (история + краеведение) по теме: "Преобразования Петра I"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с эпохой царствования Петра Великого, с его преобразованиями.
  2. Продолжать обучать приёмам самостоятельной работы с книгой.
  3. Активизировать мыслительную деятельность младших школьников, развивать навыки анализа.

Оборудование:

  • настенная физическая карта России;
  • учебник М.Т. Студеникина “История России” для 4 класса;
  • учебное пособие О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” для 3-5 классов;
  • карточки с деталями и пояснениями к ним;
  • рисунки детей художественной школы о преобразованиях Петра I;
  • портрет Петра I;
  • тетради по истории;
  • ребус, кроссворд.

ХОД УРОКА

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
I. Оргмомент. Прозвенел звонок. Внимание!

Проверь дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка.

Проверяют готовность к уроку
II. Повторение пройденного материала. Начнем урок с разгадывания ребуса:

И 100 *3Я

- Какое слово зашифровано?

- Нужна ли вам история? Зачем?

- Вспомним слова известного историка Н.М.Карамзина:

“Знать и познавать историю своей страны нужно каждому самому простому человеку …Знания о том, как жил и боролся со всякими бедами, чему радовался наш народ, помогают лучше осмыслить и понять, оценить нашу современную жизнь”

- В ходе урока, при повторении изученного нами материала, мы разгадаем кроссворд, в котором спряталось ключевое слово темы нашего урока. Мы знаем, что в истории нельзя ничего выдумывать, нужно исследовать и познавать. Под № 1 спряталось слово, которое обозначает науку, изучающую историю древних народов по остаткам их деятельности. Что это за наука?

- Посмотрите на эти даты. Какие события происходили ?

1613 г. –

1613 – 1645 гг. –

1645 – 1676 гг. –

1667 – 1670 гг. –

Под цифрой 2 спряталось слово объединяющие эти даты.

- Какое слово объединяет все эти даты?

- Что такое “век”?

- Под №3 спряталось отчество Михаила Романова.

- Под № 4 спряталось отчество Алексея Романова.

- Под №5 спряталось название войны.

- Посмотрите на даты. Какая цепочка лишняя? Почему?

- Посмотрите внимательно, какой даты не хватает?

- Под №6 спряталось название этого времени. Как оно называлось?

- В конце XVII в свое самостоятельное правление начал младший сын Алексея Михайловича. Под №7 спряталось его имя.

- Давайте вспомним о детстве Петра I.

- Хорошо, продолжим работать дальше. Сейчас вы вставите пропущенные цифры и слова в текст (записан на доске).

ПетрI родился во второй половине____века. После смерти Алексея Михайловича правили царь______и царица________. Увлечения Петра: игры с потешным в_____, плавание на______. Из участников военных игр 15-летний Петр составил два потешных полка ______ и ______. Назвали их так по дворцовым______. Позже они станут первыми полками русской___.

- Молодцы, вы хорошо помните материал прошлых уроков

Разгадывают ребус.

Формулируют свою точку зрения

Разгадывают кроссворд

Археология

Начало правления династии Романовых

Царствование Михаила Романова

Царствование Алексея Романова

Восстание под руководством Степана Разина

век

Федорович

Михайлович

крестьянская

1667- 1670 гг.

Идёт речь не о царствовании рода Романовых.

1605- 1613гг.

смутное

Петр I

Учащиеся рассказывают.

Работают фронтально.

III. Сообщение темы урока. -Давайте посмотрим на наш разгаданный кроссворд. Какое слово появилось?

- Кто знает, что означает слово “реформы”?

- Посмотрим в толковый словарь и прочтем (на доске карточка):

Реформы – это преобразование, изменение, переустройство чего-либо.

- Тема нашего урока “Преобразования Петра 1”. Откройте тетради, запишите число, тему урока и новое слово со значениями.

Записывают в тетради
IV. Работа над новым материалом Мы знаем, что с конца XVII века Петр I начал править Россией самостоятельно. Он часто бывал в Немецкой слободе и слышал очень много интересного о жизни людей в Европе и понял, чтобы изменить жизнь в России, надо всем русским людям учиться новому. Петр I поехал в Европу учиться корабельному и артиллерийскому делу. Первой страной, куда он отправился под именем бомбардира Петра Михайлова, стала Голландия (Нидерланды) (учитель показывает на карте). В Голландии Петр обучился корабельному мастерству. Труд Петра иностранцы высоко оценили, выдав аттестат (документ), что Петр Михайлов “был прилежным и разумным плотником”. Вернувшись из заграницы Петр I стал устраивать новые порядки. Об этом мы узнаем из статьи учебника “Новые порядки Петра” (с.61). Откройте учебники, прочитайте про себя статью, выделите новшества, которые ввел Петр, а потом мы запишем их в тетрадь

- Какие новшества ввел Петр I (учитель делает записи на доске и сопровождает иллюстрациями)?

1. Бритье бороды.

2. Ношение европейских платьев.

3. Обучение знатных людей новым правилам поведения.

4. Обучение детей иностранным языкам.

5. Введение общественного собрания – ассамблеи.

Посмотрите, сколько нового появилось в России при правлении Петра I. Россия была огромной страной, но люди жили бедно и терпели нужду, поэтому Петр I думал о том, как сделать, чтобы Россия стала богатой и преуспевающей страной. Ведь в России было много неосвоенных земель (показ на карте). Петр I думал об этих землях и издал указ (учитель зачитывает по учебному пособию О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” с.52).

Что привело на Алтай русских переселенцев вы узнаете, прочитав текст на с.52 – 53.

- Давайте узнаем, были ли найдены такие земли или нет, прочитав донесение И. Максюкова на с.53 – 54

Самостоятельно читают учебник “История России” Студеникина М.Т. стр. 61, делают пометки в тексте простым карандашом.

Формулируют ответ, записывают в тетради

Самостоятельно читают текст учебного пособия О.Ф. Кунгуровой “Пишу историю” стр. 52-53, отвечают на вопрос.

Ученики читают вслух, формулируют ответ.

V. Итоги урока Конечно, это не все реформы и новшества, которые произошли во время правления Петра I, на следующих уроках мы продолжим с ними знакомиться и увидим сколько много сделал для России Петр I.

- Какие у вас есть вопросы?

Слушают учителя, задают вопросы
VI. Домашнее задание Прочесть текст учебника “История России” с.56 – 66. Подготовить рассказ о преобразованиях Петра I. Желающим нарисовать рисунок Записывают в дневник, задают уточняющие вопросы