Урок в системе интегрированного курса истории России и Барнауловедения по теме: "Мой любимый город"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

1. Познакомить с историей возникновения Барнаула и его символикой.

2. Привитие любви к малой родине.

Наглядность: герб города, рисунки старых барнаульских зданий, карта Алтайского края, кроссворд, гербовые символы.

Учебные пособия: Кунгурова О.Ф. Пишу историю. Учебное пособие. Барнаул, 2001.; Романина С.Я. Моя малая родина. Барнаул, 1999.

Литература для учителя: Старцев А.В., Тяпкин М.О., Тяпкина О.А. История Барнаула. Учебное пособие. Барнаул, 2000.

I. Введение в урок.

Учитель

- Что такое “путешествие” и кто такие “путешественники”?

- Можно ли путешествовать сидя за партой?

II. Целеполагание.

Учитель:

Сегодня мы отправимся в заочное путешествие. Мы посетим следующие города:

- Как вы думаете, какой город скрывается под знаком “?”

- Разгадав кроссворд, вы узнаете название этого города.

Дети в парах разгадывают кроссворд и называют название пятого города (Барнаул) (Приложение 1). Учитель:

- С какого города вы предлагаете начать наше путешествие? Почему?

Дети высказывают свои предложения, мотивируя их.

Учитель:

- Прежде, чем отправиться в далекое путешествие, надо узнать свой город - город, в котором ты живешь.

Тема нашего урока - “Мой любимый город”. (Тема записывается на лоске). Учитель:

- Что бы вы хотели узнать о нашем городе? Дети высказывают свои пожелания.

III. Основная часть урока.

1. Знакомство с гербом города и значением слова “Барнаул”.

Учитель:

- Как и многие города, наш город имеет свой герб. Он был утвержден царем Николаем I в 1846 году.

- Кто видел герб нашего города?

- Конечно же, вы видели герб города, поэтому я предлагаю вам из нескольких гербовых символов выбрать те, которые есть на гербе нашего города.

Дети работают в парах, у каждой пары на партах набор гербовых символов (Приложение 2). Учитель:

- Какие символы вы выбрали?

Дети показывают символы, учитель вывешивает герб города.

Учитель:

- Действительно, на гербе города на зеленом фоне мчится белый конь. До образования Алтайского края (показывает на карте), Барнаул входил в состав Томской губернии, а скачущая лошадь - символ г. Томска (томские лошади были лучшими в Сибири), поэтому символ “города-покровителя” изображен в верхней части гербового поля. А внизу - медеплавительная печь - символ г. Барнаула, ведь с нее-то все и началось. Голубой и зеленый цвет символизируют изобилие и красоту. Герб г. Барнаула выполнен по всем правилам геральдики (науки о гербах), хотя автор до сих пор неизвестен.

- Почему же наш город носит такое название? Что обозначает слово “Барнаул”? Об этом вы узнаете, прочитав статью в учебнике.

Дети самостоятельно читают статью в учебном пособии О. Ф. Кунгуровой “Пишу историю”, с. 28, обсуждают в парах прочитанное (Приложение 3).

Учитель:

- Что же обозначает слово “Барнаул”?

Дети отвечают на вопрос, учитель фиксирует ответы на доске.

  • Место, где жить хорошо
  • Хорошее кочевье
  • Волчье озеро
  • Серая или мутная река

Учитель:

- Слово “Барнаул” имеет несколько версий толкования, потому что на картах ХУП-ХУШ веков слово “Барнаул” записано в трех вариантах.

  • БОРОНОУЛ
  • БОРОНУР
  • БОРОНОУР

Учитель:

- Но все эти расшифровки не удовлетворяют многих исследователей, поэтому работа по изучению происхождения слова “Барнаул” продолжается и в настоящее время.

- А сколько лет нашему городу?

- Давайте вместе узнаем год рождения нашего города. Для этого восстановим уже известные вам даты.

Учитель показывает карточки с датами, ученики называют недостающую цифру.

На доске:

 

Карточки:

Возникновение города Ярославля
Год рождения Ярослава Мудрого
Победа над печенегами
Год смерти Ярослава Мудрого

2. История возникновения города

Учитель:

Начало г.Барнаула, как и многое другое в России, идет от славных дел Петра Великого. В то время еще не существовало специальных геологических карт, но были уже рудознатцы - искатели и знатоки руды. Они отличались особым талантом находить руду по разновидностям и запахам трав, цветов, земли, особенностям ночных испарений, по вкусу речной или озерной воды. К рудному делу Петр I старался приставить самых энергичных людей. Одним из них был Никита Демидов, в прошлом тульский кузнец. Его сын Акинфий Демидов расширил и приумножил дело отца. В начале - XVIII в. издан царский указ: “...искать всякому литейному и кованому железу умножения, стараться, чтоб русские люди тем мастерством были изучены, дабы то дело в Московском государстве было прочно”.

Владея мощными для того времени заводами на Урале, Демидовы все время поглядывали на Алтай. Им было известно, что еще в конце XVII в, в верховьях Иртыша, вдоль Чарыша, Оби и Алея (учитель работает с картой Алтайского края) найдена медная и серебряная руда. Об алтайских рудах знал и Петр I, и в 1715 г царь отдал приказ искать в Сибирских горах металлические руды. Так Алтайские горы впервые появились на картах того времени, правда, их изображали в преувеличенных размерах. Различные небылицы ходили и о населении этих мест, в том числе о жестокости и неукротимости джунгар и других кочевых племен. И совсем нелепые: будто люди здесь, как лягушки, зимой умирают, а весной оживают. Но само название далекой сибирской горной гряды Алтынтаг, что на алтайском языке означает “Золотые горы”, многое обещало. К тому же вернулись с Алтая посланные туда опытные рудознатцы и рассказали о своих находках. Рудознатцы обнаруживали на Алтае все новые и новые месторождения, появлялись рудники, возникала потребность в строительстве медеплавильных заводов. Один из них было решено строить в низине, прилегавшей к речке Барнаул (теперь Барнаулка) при впадении ее в р. Обь (учитель работает с картой Алтайского края). Это место отвечало всем необходимым требованиям: имелось удобное место для сооружения пруда; низина с одной стороны была окружена могучей стеной соснового бора, который необходим для плавильных печей, а с другой укрыта от ветров небольшой горой высотой в 50 метров. Так в 20-х годах XVIII в самовольные переселенцы основали здесь деревушки Усть-Барнаульскую и Ерестную, кроме этого на другой стороне Оби располагались достаточно крупные поселки, возникшие вокруг Белоярской крепости. Барнаулка до самого впадения в Обь сильно петляла, а место, где сейчас находится Старый базар и городской парк было сильно заболочено. Поэтому избы, расположенные поблизости от возведенной “горной” Барнаульской крепости и завода, ставились без всякого порядка в удобных сухих местах. Они представляли собой деревянные срубы без фундамента, с маленькими окошками. Третью часть избы занимала русская печь. Одна комната служила и кухней, и столовой, и спальней. Нередко в ней же держали теленка или ягненка (учитель показывает изображение избы).

Но развивалось медеплавильное производство, разрастался и посад. За 30 лет население увеличилось с 30 душ мужского пола до 5448 человек в 1771 г. Поселок Барнаульское завода стал довольно крупным населенным пунктом: численность его жителей превышала население любого города Московской губернии (кроме
самой Москвы). Значительную часть населения составляли мастеровые.

Что же представлял собой Барнаульский завод во времена Акинфия Демидова?

Возле плотины (мы видели ее на экскурсии) раскинулся заводской двор, плавильные, складские и другие строения. Плавильня была деревянной. Завод и все другие строения были обнесены деревянным заплотом из толстых бревен, представляющем собой прямоугольник полукилометровой длины. По боковым сторонам, располагались хозяйственные постройки. В этой крепости имелись две проезжие рубленые башни с караульными шатриками и еще три непроезжие башни без шатриков. Всю крепостную стену окружали рогатки - деревянные укрепления. Крепость имела 5 пушек, 25 ружей, 162 ядра и 50 копий.

В крепости помимо заводских строений располагались жилые, и хозяйственные постройки, а также висел колокол, который созывал мастеровых на работу. До сегодняшнего дня крепостные укрепления не сохранились, поэтому о них мы можем судить по описанию, сделанному в 1745 году, и плану Барнаульского завода. Завод бы построен в низине и часто приходилось останавливать плавку из-за подтопления рабочих помещений, а в конце XVIII в. случилось наводнение, скрывшее под водой половину города. Вода разрушила до сотни домов и несколько административных зданий. Жилые дома восстанавливались медленно, все внимание уделялось заводу. Часть затопленной территории была надолго заброшена и превратилась в заболоченный пустырь.

3. Демидовская площадь

Учитель:

Вначале XIX в к 100-летию рудного дела было положено начало формирования ансамбля Демидовской площади, ставшей “визитной карточкой” старого г. Барнаула, “уголка Санкт-Петербурга”, как его называли современники.

Дети рассматривают рисунок Демидовской площади в книге.

Учитель:

Дух Петербурга сюда принес талантливый зодчий Я.Н. Попов. Он шесть лет проработал с известным архитектором Росси, участвовал в проектировании и строительстве лучших Петербургских зданий. Почти 20 лет сооружали памятник в честь 100-летия горного дела на Алтае. Высота памятника около 14 м. Блоки для него высекались в горах, а затем на плотах сплавлялись по Чарышу и Оби. К обелиску были прикреплены мемориальные доски: “Столетию Колывано-Воскресенских заводов, свершившемуся в царствование императора Александра I. Лето 1825 г.” Вокруг обелиска расположены красивые здания Горного госпиталя (Красноармейский, 19), Горного училища (Пушкина, 82), заводской богодельни с церковью Дмитрия Ростовского (Красноармейский, 14). В то время площадь выходила к водоотводному каналу заводского пруда, который отделялся от нее ажурной чугунной решеткой. После установления на обелиске чугунного барельефа А. Демидова, площадь, до этого именовавшаяся Конюшенной, получила название Демидовской. Позже ее переименовывали в площадь Революции, Пионерскую. В 90-х годах площади было возвращено ее исконное наименование Демидовская площадь”.

Ученик читает стих.

Демидовская площадь

Ее называли длинно -
Писарь с лобиком низким
Вывел пером гусиным:
“Площадь для обелиска”.
Позже звалась “Конюшенной”,
Теперь зовут “Пионерской”.
Все это было приглушено
Иною мудростью дерзкой.
Народ, что немало видывал,
Дал ей имя Демидова,
И словно оно припаяно.
С казенной не знаясь мерою,
И этим, наверное, грея,
Почти полтора столетия
Живет она не старея.
Видно, в счастье и в горе,
В дни ровные и крутые
Люди помнят историю -
Так повелось в России.

IV. Итог урока

Учитель:

- На этом сегодня мы наше путешествие по г. Барнаулу закончим. Что вы узнали об истории возникновения нашего города? На следующем уроке мы с вами погуляем по Ленинскому проспекту и другим улицам города. Узнаем историю создания самых старых зданий нашего города, посмотрим замечательные по своей красоте храмы.

V. Домашнее задание

Учитель:

- Зарисовать в тетрадь герб города. Желающие могут сочинить стихи о Барнауле.