Урок русского языка с использованием информационных технологий про теме: "Сложноподчиненное предложение"

Разделы: Русский язык


Цели: повторить известные ранее сведения о СПП (основные признаки, средства связи), уметь находить в тексте, определять их стилистическую роль, правильно расставлять знаки препинания, моделировать предложения.

Оборудование: компьютер (возможность увеличить объём тренировочных упражнений, создать яркие зрительные образы, облегчить запоминание, организовать внимание уч-ся).

Виды работы: моделирование предложений, аналитическая работа с текстами, самопроверка, тестирование.

Словарь: нравственный -

  1. Обладающий внутренними, духовными качествами;
  2. Соответствующий требованиям высокой нравственности.

Д/з. §26, §205. Напишите рассуждение на тему “Русский язык кажется созданным для поэзии” (П. Мериме).

Конспект урока

I. Целеполагание.

Мы продолжаем начатую в 5 классе серию уроков с использованием ИТ.

Тема нашего урока – “СПП”. Это первый урок из 12 часов, отведённых программой по русскому языку.

? Как вы думаете, почему так много часов отводится для изучения этой темы?

• Действительно сложный материал для изучения.

Цель уроков – научиться находить СПП в тексте, выделять основные признаки, определять границы предложения, средства связи и, следовательно, правильно употреблять в речи и расставлять знаки препинания.

На сегодняшнем уроке

  • мы повторим ранее известные сведения о СПП (основные признаки, средства связи),
  • продолжим отрабатывать навыки поиска СПП в тексте,
  • определять их стилистическую роль,
  • правильно расставлять знаки препинания,
  • моделировать предложения с помощью компьютера, который прочно и надолго вошёл в нашу жизнь.

II. Ход урока.

Перед вами на мониторах предложения о Пушкине. Это отрывки из статьи известного критика В. Г. Белинского о творчестве великого русского поэта. (См. Приложение1)

? Как вы думаете, почему сегодня мы будем говорить о Пушкине?

• Вчера была годовщина образования Царскосельского Лицея. (19 октября 1811 г.)

• Отр. наизусть (“Воспоминание в Царском Селе”, 1829)

Друзья мои, прекрасен наш союз!
Он, как душа, неразделим и вечен –
Неколебим, свободен и беспечен,
Срастался он под сенью дружных муз.
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастье куда б ни повело,
Всё те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.

! Посмотрите на мониторы.

Задание. Из “рассыпанных” частей составьте предложения.

  1. Однако ж в том…мы больше видим его необыкновенно великий художнический такт.
  2. Он в высшей степени обладал этим тактом действительности…
  3. …то что же говорить об изображении предметов русских?
  4. Мы сказали…
  5. Никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем юных читателей, как Пушкин…

 

Для справок:
  • если он с такою истиною рисовал природу и нравы даже никогда не виданных им стран;
  • что называют народностью или национальностью его поэзии;
  • потому что мы не знаем на Руси более нравственного поэта, как Пушкин;
  • что чтение Пушкина должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно-гуманного чувства в человеке;
  • который составляет одну из главных сторон художника.

? Ничего не заметили? Что нужно сделать?

• Части предложений “рассыпаны” - появился вирус. Нужно соединить части в целое предложение.

? Как называется та часть, которую вам необходимо вставить?

• Придаточное предложение.

! Проверим, что получилось. Зачитайте полученные предложения.

В. Г. Белинский о поэзии Пушкина

1. Однако ж в том, что называют народностью или национальностью его поэзии, мы больше видим его необыкновенно великий художнический такт.

2. Он в высшей степени обладал этим тактом действительности, который составляет одну из главных сторон художника.

3. Если он с такою истиною рисовал природу и нравы даже никогда не виданных им стран, то что же говорить об изображении предметов русских?

4. Мы сказали, что чтение Пушкина должно сильно действовать на воспитание, развитие и образование изящно-гуманного чувства в человеке.

5. Никто из русских поэтов не стяжал себе такого неоспоримого права быть воспитателем юных читателей, как Пушкин, потому что мы не знаем на Руси более нравственного поэта, как Пушкин.

? Что нового узнали о Пушкине?

• Великий художнический такт, с такою истиною рисовал природу и нравы, чтение Пушкина должно сильно действовать, быть воспитателем, нравственный поэт (СМ словарь)

? Что помогло вам правильно выполнить это задание? Чем вы руководствовались?

  • Смыслом,
  • средствами связи (подч. союзы /если, потому что/ и союзные слова /что, который/),
  • вопросами (в чём? какой? при каком условии? что? почему?).

? Так что же такое СПП? (См. информацию на мониторе – Приложение 2)

  • Сложные предложения, части которых связаны подч. союзами и союзными словами.
  • Подч. связь выражена в синт. зависимости.
  • Придаточные предл. подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предл., а также могут стоять после главного, в середине, перед ним.

? Какие предл. соответствуют схеме (на слайде)?

  • № 1 – 2, 4, 5 [ ], ( ).
  • № 2 – 1 [ ,( ), ].
  • № 3 – 3 ( ), [ ].

? Чего не хватает в этих слайдах?

• Примеров

! Проверка домашнего задания

Я попросила вас выписать из стих. о Лицее СПП и составить схемы. Давайте проверим. (Самопроверка задания через монитор.)

  • Воображал сей день счастливый,
  • Когда средь вас возник Лицей… [ ], (когда )… (“19 октября”, 1825)

  • Куда бы нас ни бросила судьбина
  • И счастье куда б ни повело,
    Всё те же мы… (Куда ) и (куда ), [ ]…
    (…нам целый мир чужбина;
    Отечество нам Царское Село
    .) (“Воспоминание в Царском Селе ”, 1829)

? Это всё? Почему так мало у Александра Сергеевича СПП? (Я перечитала, поверьте, очень много стихотворений с этой целью и обратила внимание на тот факт, что СПП действительно немного.)

• Предложения у Пушкина эмоциональные, описательные, ёмкие, информативные.

! Да, действительно, Белинский назвал Пушкина “поэтом картин”, а его поэзию “живописью”.

? А почему произведения критика В. Г. Белинского изобилуют СПП? (Где чаще всего встречаются они?)

  • Задача критика – убеждать, доказывать, поэтому Б. использует СПП.
  • СПП – там, где необходима логика, аргументация, когда необходимо развивать мысль.
  • СПП чаще всего встречаются в публицистическом стиле, в рассуждениях.

Домашнее задание (объяснение).

? Итак, что вы нового узнали о СПП? Что повторили?

  • Стилистическая роль СПП в речи (новое).
  • Строение (главная и придаточная части), средства связи, вопросы, место придаточного в предложении.

III. Работа с текстом. (СМ монитор – Приложение 3)

Давайте на практике проверим ваши знания, поучимся находить СПП в тексте, определять средства связи, составлять схемы.

Говорят же: “Век живи – век учись”. В школе даются знания, которые помогут вам в жизни. В школе формируется ваш характер, умение общаться. Наконец, в школе вы обретаете настоящих друзей, на всю жизнь. Недаром А. С. Пушкин писал: “ В начале жизни школу помню я…”. А какие у вас останутся воспоминания?

На протяжении 25-ти лет поэт вспоминал Лицей, не терял связи с бывшими одноклассниками, среди которых были декабристы Пущин и Кюхельбекер, поэт Антон Дельвиг, мореплаватель Фёдор Матюшкин, дипломат Александр Горчаков, генерал Вольховский…

! Прочитайте текст. Найдите синонимы к слову школа в этом тексте.

• Лицей, поэтическая родина, учебное заведение, “лицейская республика”.

Выполните следующие задания.

  1. Озаглавьте текст. (Лицей – поэтическая родина А. С. Пушкина)
  2. Определить стиль речи. (Публицистический)
  3. Объяснить роль СПП в тексте. (Аргументация, развитие мысли)
  4. Выписать СПП, указать средства связи, составить схемы. (Проверка через монитор)
Когда создавался Лицей, предполагалось набирать в него только детей из богатых дворянских семей. Но этот принцип не удалось строго выдержать: дети были по большей части из семей небогатых.

Тщательно отрепетированное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года (священная дата для всех лицеистов).

Программа Царскосельского Лицея была, по сути дела, университетской с приоритетом гуманитарных наук в учебных курсах. Устав его впитал идеи времени и предполагал воспитание в духе гражданского служения.

Здесь прошли шесть лет жизни юного Александра. Царское Село стало его поэтической родиной. В Лицее обрёл Пушкин большую человеческую дружбу, благодарное воспоминание о которой сохранил на всю жизнь.

Именно те годы, когда здесь учился Пушкин и его товарищи, составили славу этого учебного заведения. Неповторимой оказалась созданная тогда вольнолюбивая “лицейская республика”, объединявшая лучших воспитанников.

IV. Итоги.

? Какие необходимо применить знания, чтобы найти в тексте СПП?

  • Части сложного предложения связаны подч. союзами и союзными словами.
  • Подч. связь выражена в синт. зависимости.
  • Придаточные предл. подчиняются главному и отвечают на вопросы членов предл., а также могут стоять после главного, в середине, перед ним.
  • СПП – там, где необходима логика, аргументация, когда необходимо развивать мысль.
  • СПП чаще всего встречаются в публицистическом стиле, в рассуждениях.

V. Тестовое задание (См. Приложение 4).

А теперь проверим вашу практическую грамотность - расставьте недостающие знаки препинания в нескольких предложениях.

Пришло время_когда нужно было предпринимать что-либо серьёзное _для образования Александра.

Родители будущего поэта обратились к А. И. Тургеневу _чтобы он похлопотал о принятии сына в Царскосельский Лицей.

Просьба была исполнена _и дядя _Василий Львович_ повёз Александра в Петербург.

Царскосельский парк_ который стал местом постоянных прогулок и игр лицеистов _был наполнен памятниками _в честь русских побед прошлого века.

? Все ли предложения в этом тесте СПП?

• Кроме 3-го.

! Выставляются оценки за урок и за тестовое задание.

! Спасибо, ребята, за урок. Надеюсь, когда вас спросят об интересных моментах в школе, то вы не забудете вспомнить серию уроков по русскому языку, которые проходили с использованием ИТ.