Воспитание чувства патриотизма у детей начальных классов на уроках математики

Разделы: Начальная школа


Тема: "Действия с величинами".

Цели:

  1. обобщить знания детей о выполнении действий с различными величинами;
  2. развивать мыслительные операции с помощью нахождения закономерностей и классификации;
  3. развивать умение учащихся осуществлять самоконтроль, саморегуляцию;
  4. воспитывать чувство патриотизма через любовь к родному краю.

Оборудование: Аргинская И.И., Ивановская Е.И. Математика: Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы. Самара : Корпорация "Федоров", Издательство "Учебная литература", 2003, плакат «Урал – это сокровищница России, природная крепость, жемчужина будущего». Д.Н. Мамин - Сибиряк, "Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал" - Л. татьяничева, карта Челябинской области, иллюстрации с изображением природы Южного Урала, таблицы величин и их измерений.

Ход урока

Организационный момент.

УЧИТЕЛЬ: Сегодня на уроке математики мы с вами будем краеведами. Краевед – это человек, который занимается изучением своего края.

Устный счет.

УЧИТЕЛЬ: Разгадай код и расшифруй слово.

Дети выполняют вычисления, работают с алфавитом, получается слово "Челябинск".

                 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1) 2500 : 100
2) 3700м - 3694м
3) 78т : 6т
4) 14ч + 19ч
5)10000:1000
6) 10000:1000
7) 75 кг : 5 кг
8) 114:6
9)120 мм :10

Таня: Если брать только числа, получившиеся при выполнении действий, и подставлять в соответствии с порядковым номером буквы алфавита, то получится слово Челябинск.

Определение темы урока.

УЧИТЕЛЬ: На какие группы можно разделить данные математические выражения?

Света: Действия первой и второй ступеней.

Богдан: Деление на единицу с нулями и остальные выражения.

Миша: В первую группу войдут действия с величинами, а во вторую действия только с числами.

УЧИТЕЛЬ: Молодец, я ждала этого ответа. Над какой темой будем работать?

Саша: Мы будем продолжать выполнять работу над действиями с величинами.

Повторение изученного материала.

УЧИТЕЛЬ: Запишите число, в котором 1 тысяча, 7 сотен, 3 десятка, 6 единиц. Дайте характеристику этому числу.

Нана: 1736 – это натуральное, четырехзначное четное число, предшествующее число-1735, последующее-1737.

УЧИТЕЛЬ: Каким образом это число связано с историей нашего города?

Катя: В 1736 году произошло основание Челябинской крепости.

Повторение таблицы мер времени.

УЧИТЕЛЬ: Продолжите закономерность. Век, год…

Антон: Месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.

Дети по цепочке повторяют таблицу мер времени.

1 мин = 60 с 1 нед. = 7 сут.
1 ч=60 мин = 3600 с 1 мес. = 28,29,30 или 31 сут.
1 сут.=24ч = 1560 мин = 93600с 1 год = 12 мес. = 365 или 366 сут.

1 век = 100 лет

УЧИТЕЛЬ: Сосчитайте, сколько лет исполнилось в этом году нашему городу?

2007г. - 1736г. =

Антон: 271 год.

Работа с учебником стр. 128 №307.

УЧИТЕЛЬ: Чем похожи данные числа?

5 м 7 дм 3 см, 3 т 8 ц 49 кг, 5 ч 38 мин 29с, 1 нед. 3 сут. 17 ч

Сережа: Здесь записаны числа, в которых используются несколько единиц измерения величины.

УЧИТЕЛЬ: Как выразить величину, используя только одну единицу измерения?

Саша: Чтобы выразить величину при помощи только одной единицы, нужно перевести крупные единицы измерения в наименьшие, которые присутствуют в записи данного числа.

Дети самостоятельно выполняют данное упражнение, с дальнейшей проверкой.

УЧИТЕЛЬ: Чтобы решить следующее задание, мы должны повторить таблицу мер длины.

Работаем в парах. Рассказываем таблицу своему соседу по парте.

1 см = 10 мм 1м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 дм =10 см = 100 мм 1 км = 1000м

УЧИТЕЛЬ: Наша область имеет форму креста, так как заселение происходило по склонам гор с севера на юг, где развивалась горнорудная промышленность, и по руслам рек, самые крупные из которых тянутся с запада на восток.

Решив данное выражение, вы узнаете протяженность Челябинской области с севера на юг.

235 км 756 м + 254 244 м =

УЧИТЕЛЬ: Как можно найти данную сумму?

Миша: В данном выражении присутствуют разные измерения величины. Надо выразить километры в метры и решить выражение. Получится 489000м. Переводим в километры. Протяженность Челябинской области с севера на юг 490 километров.

УЧИТЕЛЬ: А теперь узнаем протяженность с запада на восток.

856300 м – 456 км 300м =

Саша: Переводим более крупные величины в мелкие. Решаем и получим 400 километров протяженность нашей области с запада на восток.

Физкультминутка.

«Речка»

К речке быстрой мы спустились,
Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс.
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.

УЧИТЕЛЬ: Как называется река, на которой расположен наш населенный пункт? (река Миасс)

Решите задачу алгебраическим способом.

Длина реки Миасс равна 658 километров. Протяженность её в пределах Челябинской области на 110 километров больше, чем за её пределами. Чему равна длина реки Миасс по нашей области?

Саша: Пусть х – длина реки за пределами Челябинской области, а ( х +110) – длина реки по Челябинской области. Получаем уравнение х + (х + 110) =658. Решаем его.

Саша: длина реки за пределами Челябинской области 274 км,

Тогда 274 + 110 = 384 километров протяжённость реки за пределами области.

Проверка домашнего задания. (Стр. 115 №278).

УЧИТЕЛЬ: Какие знания вам потребовались при решении № 278? В каких единицах измеряется объём? Повторим таблицу мер объёма.

Челябинская область богата выходами родников. Родник есть и у нас в городе. Как правило, его воды отличаются хорошим качеством. Какой мерой мы можем измерить жидкость?

Света: Жидкость измеряют литрами.

УЧИТЕЛЬ: Сколько воды даёт родник за минуту?

Света: Если за 4 секунды наполняется двухлитровая банка, то за 1 секунду наполняется всего лишь пол-литра. За 60 секунд (1 минуту) родник даёт 30 литров.

УЧИТЕЛЬ: Сколько воды даёт родник в час?

Костя: Так как в 1 часе 60 минут, то 60х30=1800 литров.

УЧИТЕЛЬ: Сколько воды вытекает из родника в сутки?

Нана: В сутках 24 часа, значит 24х1800=43200 литров.

УЧИТЕЛЬ: Для решения следующего задания повторим таблицу измерения массы.

1 кг = 1000 г

1 ц = 100 кг = 100000 г

1т = 1-ц = 1000 кг = 1000000г

Самопроверка с последующей опорой на таблицу.

УЧИТЕЛЬ: Урал богат полезными ископаемыми. Река Миасс славится своей золотоносностью. В её долине, в 1842 году, был найден самородок золота "Большой треугольник", который сейчас хранится в Оружейной палате в Москве. Узнайте его вес.

17 кг 252 г + 18 кг 750 г =

Катя: Килограммы переводим в граммы. 17252 г + 18750 г=36002 г=36 кг 002 г

Значит, вес самородка равен 36 кг 002 г.

УЧИТЕЛЬ: Драгоценными металлами, камнями самоцветами славится наш край. Но в народе говорят, что вода дороже золота. Южный Урал – край озер. Их на территории области 3 170.

Самое глубокое и большое озеро – Увильды. Оно имеет форму груши. На его берегу много здравниц. Его глубина 3828 см. Оно прогревается очень медленно, и вода в нем холодная даже летом. Оно является памятником природы, взято под охрану государства.

Самое красивое озеро – Тургояк. Это озеро содержится в списке самых ценных озер мира, является природоохранным национальным парком. Тургояк лежит в обрамлении Уральских гор. Его глубина 33м 94 см.

На сколько озеро Увильды глубже озера Тургояк?

Миша: Чтобы узнать, на сколько озеро Увильды глубже озера Тургояк, надо 3828 сантиметров отнять 33 метра 28 сантиметра. Величину с метрами переводим в сантиметры.

3828 см - 3394 см = 434 см = 4 м 34 см

Самостоятельная работа.

УЧИТЕЛЬ: Самая глубокая пещера – Комсомольская, которая находится в 6 км от поселка Виляй Ашинского района. Её глубина 78 метров от земной поверхности. Сравни суммы. Найди выражение, в котором в значении суммы получается глубина пещеры.

34 км 86 м 34 м 86 см
+ 43 км 14 м + 43 м 14 см
_________ _________

Проверка. УЧИТЕЛЬ: Чем похожи суммы? Чем они отличаются?

Нана: В данных выражениях присутствуют одинаковые числа, но разные измерения длины.

УЧИТЕЛЬ: Почему получились разные записи в решениях?

Катя: 100 метров не является 1 километром, а 100 сантиметров равно 1 метру.

УЧИТЕЛЬ: В каком выражении при нахождении суммы получилась глубина пещеры Комсомольская?

Света: Во втором примере.

Загадка на смекалку.

УЧИТЕЛЬ: Из города Челябинска в 11 часов дня отправили телеграмму в Москву, где её получили в 9 часов 20 минут утра того же дня. Как это могло случиться?

Саша: Разница во времени между Москвой и Челябинском 2 часа или 120 минут. В столицу пришла телеграмма через 20 минут.

Проверочная работа.

УЧИТЕЛЬ: Проверьте себя, знаете ли вы правильно таблицу измерений и их величин. На положительный ответ ставьте «+», а на отрицательный «-».

1. 1 дм = 100 см 5. 500000 г = 50 кг
2. 3 мин = 180 с 6. 8 сут. =192 ч
3. 500 кг = 5 ц 7. 53 дм = 3500 мм
4. 25 км = 250м 8. 48ч = 2 сут.

Взаимопроверка.

Миша: Правильные ответы 1)-, 2)+, 3)+, 4)-, 5)-, 6)+, 7)-, 8)+.

Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ: Вот и закончилось наше путешествие. Чем же сегодня удивил вас наш Урал?

Домашнее задание можно выполнить по самостоятельному выбору.

1. С. 142, № 343 (1).
2. Прочитайте литературу о нашем крае, составьте задачу, которую можно решить арифметическим способом.

Итог урока.

УЧИТЕЛЬ: Что нового узнали? Над чем работали? Какие вопросы возникли на уроке?

Любите и охраняйте нашу малую Родину.

«По красоте, по скрытой силе
Мне не с чем мой Урал сравнить.
Иной здесь видится Россия,
Суровей, строже, может быть!"
Л. К. Татьяничева

Спасибо за работу!