Урок математики во 2-м классе на тему: "Пересечение геометрических фигур" (по учебнику Л.Г. Петерсон)

Разделы: Начальная школа


Основная цель: Формировать представление о пересечении геометрических фигур.

Задачи:

  1. Расширение геометрических представлений учащихся.
  2. Совершенствование вычислительных навыков.
  3. Развитие памяти, логики, наглядно – образного мышления учащихся.
  4. Воспитывать культуру общения на уроке.

Оборудование: карточки с образцами пересечений геометрических фигур, таблица геометрических фигур, учебник, тетрадь, картинка - игрушка, карточки с индивидуальными заданиями.

Ход урока

I. Орг. момент. Приветствуем гостей.

II. Повторение пройденного.

1. Работа в тетради. Запись числа, «классная работа».

2. Чистописание: 285 и 347

- Что вы можете сказать об этих числах?
- Число 285 трехзначное, в нем 2-е сотни, 8 десятков, 5 единиц.
- Число 347 трехзначное, в нем 3 сотни, 4 десятка, 7 единиц.

3. Устный счет. (Два ученика вызываются к доске, остальные работают в тетрадях)

К 6 прибавить 9. 15
Из 13 вычесть 8. 5
Увеличьте 72 на 3. 75
Уменьшите 62 на 12. 50
Первое слагаемое 100, второе – 400. Найдите сумму. 500
Уменьшаемое 705, вычитаемое 5. Найдите разность. 700
17 – 9. 8
600 + 42. 642

-Проверим работы.

III. Сообщение темы и задач урока (расширение геометрических представлений учащихся).

1. Познакомьтесь, с нашим сегодняшним гостем.

- Из каких геометрических фигур он состоит?

- Прямоугольник, треугольник, шестиугольник, квадрат – многоугольники.

- Какие еще геометрические фигуры вам известны?

(Работа с таблицей геометрических фигур)

Точка

Отрезок

Луч

Прямая

Многоугольники

2. Наш необычный гость предлагает вспомнить, какие фигуры можно считать пересекающимися?

- Фигуры, у которых есть общие точки.

  • Физкультминутка.

Игра «Запрещенное движение». (Исходя из темы урока, учитель показывает детям различные движения: руки вперед, назад, в стороны, вверх, вниз, скрещенные руки и тд. Движения, изображающие пересекающиеся прямые, – будут запрещенными.)

3. Работа с учебником. Стр. 78, №2. Найди и раскрась точки и области пересечения фигур. Работа выполняется учащимися в учебниках и у доски с карточками-образцами пересечений геометрических фигур.

IV. Закрепление изученного материала. Работа с единицами длины.

1. Какие единицы мы используем для измерения длины?

- См, дм, м.

2. Стр. 79, №6 (первый ряд – а, второй – б, третий – в).

485см = 4м 8дм 5см 45см = 4дм 5см 32дм = 320см
5м 62см = 5м 6дм 2см 186см = 18дм 6см 5дм 7см = 57см
807см = 8м 7см 2м 5см = 20дм 5см 8м 4дм = 840см
350см = 3м 5дм 3м 67см = 36дм 7см 6м 75см = 675см

- Проверьте, может, у вас другой ответ?

3. А теперь прогуляемся по улице, где живет наш многоугольный гость. Стр. 79, №10.

- Прочитайте задачу.

- О чем говорится в задаче?

- Что известно об одной стороне улицы?

- А о другой стороне?

- Прочитайте вопрос задачи?

- Можем ли мы на него сразу найти ответ?

- Что означает «это на 7 домов меньше»?

- Как мы узнаем, сколько домов на другой стороне улицы? (Каким действием?)

- Теперь мы готовы ответить на вопрос задачи? (Каким действием?)

- Во сколько действий решаем эту задачу?

- Приступаем к работе.

1.) 36 + 7 = 43(д.) – на другой стороне улицы.

2.) 36 + 43 = 79(д.)

Ответ: 79 домов на этой улице всего.

  • Физкультминутка для глаз.

Упражнения: «маятник» (движения глазами влево, вправо), «назойливая муха» (движения глазами по кругу), «прыгающий мячик» (движения глазами вверх, вниз), «внимательный наблюдатель».

4. Сам. работа учащихся №7.

8м 5см – 4дм 8см = 805см – 48см = 757см

7дм 2см + 3м 94см = 72см + 394см = 466см

52дм 6см + 3м 74см = 526см + 374см = 900см

312см – 1м 9дм 3см = 312см – 193см = 119см

(Учитель берет на проверку после урока несколько тетрадей с сам. работой).

V. Итог урока:

- Какие геометрические фигуры можно назвать пересекающимися?

VI. Домашнее задание. Стр. 78, №3, №9.

VII. Резервное время. Учитель может задать любое из перечисленных заданий.

- Составьте все возможные равенства, используя числа 6, 2, 8.

6 + 2 = 8

От перестановки слагаемых сумма не меняется.

2 + 6 = 8

Если из суммы вычесть одно слагаемое, то получится другое слагаемое.

8 – 2 = 6

8 – 6 = 2

- Найдите периметр прямоугольника со сторонами 3см и 4см.

- Начертите такой прямоугольник. Проведите в нем диагонали.

Самоанализ урока.

Урок математики проведен во 2 – А классе по теме: «Пересечение геометрических фигур».

Урок комбинированный. В работе используется повторение ранее изученного материала, закрепление ранее полученных навыков, проверка усвоения навыков устного счета и расширение материала по изучаемой теме.

Это третий урок в группе уроков по данной теме, на предыдущих уроках учащиеся знакомились с пересечением отрезков, лучей, прямых. На данном уроке учащиеся в ознакомительной форме узнали о пересечении многоугольников. Поскольку геометрическая линия в курсе математики начальной школы является дополнительной, пропедевтической, то на данных уроках работа с геометрическим материалом ведется 10 – 15 минут. Все эти уроки акцентированы на отработке нумерации трехзначных чисел, вычислительных навыков и решении текстовых задач. В процессе работы по данной теме учащиеся готовятся к работе с «деревьями» и «графами».

При планировании урока были учтены все особенности класса. Осуществляя индивидуальный подход, учащиеся получали карточки с заданиями разного уровня сложности (как для домашней работы, так и для работы в классе). Уровень усвоения материала учащимися различен, а значит и уровень сложности заданий распределен так, чтобы «слабый» оказался в ситуации успеха и «сильный» участвовал в поиске правильных ответов.

Основная цель: Формировать представление о пересечении геометрических фигур.

Задачи:

  1. Расширение геометрических представлений учащихся.
  2. Совершенствование вычислительных навыков.
  3. Развитие памяти, логики, наглядно – образного мышления учащихся.
  4. Воспитывать культуру общения на уроке.
  5. Поставленные цели и задачи были реализованы для данного урока в данном классе.

Для данного урока было отобрано следующее содержание: закрепление понятий о геометрических фигурах и формирование представления о пересечении геометрических фигур. Для реализации задач урока были выбраны вербальные методы (по источнику знаний) - работа с книгой; частично-поисковый (по степени познавательной активности) – беседа.

Время на уроке распределено рационально, «связки» между этапами логичны. В уроке использованы персонаж, игры и занимательный материал. Задания на карточках, таблицы работали на основной этап урока.

Контроль за усвоением знаний происходил на этапах устного счета, самостоятельной работы, работы учащихся у доски, работы с задачей и по рядам, будет проведена проверка рабочих тетрадей. Неправильные ответы учащихся исправлялись по ходу урока, корректно. Выбраны формы контроля и коррекции – устные исправления, индивидуальные задания на карточках.

Высокая работоспособность достигнута сменой деятельности, наличием занимательного материала и проведением двух динамических пауз.

Использовались различные приемы устной и письменной работы, фронтального опроса, самостоятельной работы с самопроверкой в классе.

Урок эмоционально окрашенный. Психологическая атмосфера на уроке - доброжелательная. Использовалась индивидуальная и групповая работа, урок построен с элементами соревнования. Поставленные задачи реализованы в полной мере.