Использование КТХ на уроке русского языка по теме: "Употребление имен числительных в научно-популярном тексте"

Разделы: Русский язык


Статья.

План урока.

Время

выполнения

Ход урока Номер

слайда

Этапы

урока

1 мин. Проверка готовности учащихся.   I
2 мин. Объявление темы урока.

Учащимся предлагается составить предложение из слов и таким образом узнать тему урока. Запись в тетради числа и темы урока.

1 II
13 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторение пройденного материала.

Учитель:

Найдите в предложении словосочетание сущ. + прилаг.

Ученики отвечают.

Учитель:

Обратите внимание на прилагательное научно-популярный. Как оно пишется? Почему?

Ученики:

Сложное прилагательное, образованное из сочинительного словосочетания пишется через дефис.

Учитель:

У вас на партах разложены словосочетания. Найдите словосочетание не соответствующее схеме сущ. + прилаг., отложите его. Оставшиеся словосочетания запишите и объясните графически орфограммы.

Запись на карточках:

(НЕ) большой слой клеток - I колонка

(Не) избежный результат

(Игло) видные листья - II колонка

(Сине) зеленые почки

Насте…ая карта – III колонка

Водя…ые пары

Проверка.

К доске выходят 2 ученика с первой колонки. Устно объясняют написание слов и рассказывают орфограмму.

К доске выходят 2 ученика со второй колонки. Класс выслушивает их объяснение.

К доске выходят 2 ученика с третьей колонки и объясняют правописание.

Учитель:

Какие словосочетания вы отложили?

Запись на карточках:

Около 700 побегов – I колонка

1035 клубень – II колонка

Корень весом 480 граммов - III колонка

Ученики отвечают.

Учитель:

Запишите словосочетания словами и объясните орфограмму.

Ученики отвечают.
Ученик с первой колонки.
Ученик со второй колонки.
Ученик с третьей колонки.

Учитель:

На каком основании можно объединить эти словосочетания в группу?

Ученики:

Словосочетания с именами числительными.

Учитель:

На основании чего мы можем исключить одно словосочетание?

Ученики:

В словосочетании 1035 клубень употреблено порядковое числительное.

Учитель:

К какой теме можно отнести все словосочетания?

Ученики:

Все словосочетания относятся к биологии.

Учитель:

Эти словосочетания я нашла в текстах учебника по биологии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3, 4
5, 6
7, 8

III
2 мин. Работа над ошибками.

Учитель:

Спишите, объясните ошибки.

Проверка.

Ученики отвечают.

9

10

IV
15 мин. Работа с текстом.

Учитель:

Прочитайте текст. Заполните строчки, написав числительные словами. Вставьте орфограммы и пунктограммы, подготовьтесь к их объяснению. Сделайте пунктуационный разбор выделенных предложений.

Ученики работают самостоятельно.

К доске вызываются три ученика, которые объясняют орфограммы и пунктограммы.

Первый ученик

Второй ученик

Третий ученик

Проверка.

Учитель:

Определите стиль речи данного текста.

Ученики:

Научный.

Учитель:

Докажите.

Ученики:

В этом тексте много числительных, слова употреблены в прямом значении, нет авторского мнения, предложения с тире.

 

 

 

 

 

 

11

12

13

14

V
7 мин. Творческая работа.

Учитель:

Прочтите текст.

К какому стилю речи относится предложенный текст?

Ученики:

Предложенный текст относится к научно-популярному стилю речи.

Учитель:

Рассмотрите следующий слайд с научной информацией. Составьте продолжения текста, используя данные слайда.

Проверка.

Ученики читают свои

Тексты.

 

 

15, 16, 17

 

 

 

 

 

18

VI
4 мин. Итог урока.

Беседа об орфограммах, которые повторили, об особенностях научно-популярного стиля.

Выставление оценок.

  VII
1 мин. Домашнее задание.   VIII

Текст.

Семейство липовых содержит около 45____________________________ родов и до 700 ______________________________ видов. Большинство родов обитает в тропических и субтропических областях Азии Америки Африки и Австралии. Лишь один род – липа (Tilia) – занимает ареал в пределах северных умере…ых широт.

Липа – крупное (листо)падное дерево. Достигает в высоту 15 – 25_____________________ _________________________________________________м и в диаметре 2 – 5___________ _________________________м. корневая система мощная. Первые годы липа р…стет медленно, её размеры достигают максимума к 100_________________годам. Даёт обильную пневную пор…сль при вырубке. Предельный возр…ст не превышает 150______ _______________________________лет.

Липа одна из наиболее (тене)выносливых и (газо)устойчивых пород. В совреме…ых городах липу широко используют для озеленения улиц хотя на перекрестках липовые листья словно «обг…рают» от выхлопов машин. Липа дает втрое больше кислорода, чем ель.

____________ ____________ ____________ ________________

Липа является важной (лесо)образующей породой. Хорошо известны липняки Башкирии, Дальнего Востока, Украины. Липовых лесов сейчас в росии гораздо меньше, чем в XVII – XVIII______________________________________________________________веках. Причиной тому лыко (внутре…яя часть коры липы), ради которого деревья обд…рали «как липу». Для изготовления пары лаптей надо было ободрать 3__________(пяти)летних деревца. А в год каждый русский крестьянин снашивал около 40________________пар!

Липа лучший медонос и пергонос. Цветки липы выделяют большое количество нектара который соб…рают примерно 70__________________________видов насекомых. Дневная продуктивность нектара с одного цветка липы составляет 2,3_________________________ _____________________________мг. За период цветения 1_______________га сплошного древостоя липы выделяют до 1500______________________________________________кг нектара, из которого пчелы вырабатывают около 800_________________________кг меда. Применение меда как лекарства и це…ого продукта питания было известно ещё около 6000___________________________лет назад в Египте.

Широко известна древесина липы как прекрасный материал для различных поделок. Из неё делают кадки деревя…ую посуду спички музыкальные инструменты игрушки.