Внеклассное мероприятие по информатике в 6-м классе по теме: "Детективные истории"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

Образовательная

  • Обеспечить в ходе конкурса повторение, закрепление и контроль усвоения тем: «Алгоритмизация», «Элементы логики»

Развивающая

  • развивать у учащихся самостоятельность в принятии решения

Воспитательная

  • Воспитывать культуру поведения в работе с компьютерной техникой

Дидактическое и техническое обеспечение игры:

Компьютерный класс, карточки с заданиями, проектор, элементы блок-схем

Ход игры

1. Введение.

Перед началом игры класс делиться на две команды. Каждая команда придумывает название.

Учитель поясняет, что, когда учащиеся школы ушли домой после уроков, банда «Бесподобие» совершила дерзкую вылазку и выкрала алгоритмику. Среди информации наступил полный беспредел. Учителя школы в панике…

- участились кражи N сумм из карманов мирных граждан

- из голов учащихся школы ушли и до сих пор не вернулись теоремы синусов и Пифагора

Но нашлись смельчаки, которые не растерялись. И вот перед нами команды (представление команд).

Мы пригласили для поддержания законности «АИР» - агентство информационного розыска из Простоквашино:

Босс-Дядя Федор (сыщик),

Главспец - Шарик (спортсмен и выдержит любую погоню),

Главзам-Матроскин (построит портрет любой задачи),

Главлаб - Хватайка (выводит из строя любое устройство).

(можно на экран вывести изображение этих героев)

2. Приветствие команд (3б)

3. Тест на профессиональную пригодность (3б)

Отважным сыщикам придется сличать показания задержанных бандитов. Надо проверить их логику.

Задача:

В процессе расследования задержанные А, В, С сделали по два заявления.

А: Я не делал этого, В не делал это.

В: А не делал этого, С сделал это.

С: Я не делал этого, сделал это А.

Было установлено: один дважды сказал правду, другой дважды солгал, третий раз солгал, раз сказал правду. Кто преступник?

Ответ: С-и+и; В-л+л; А-преступник

Сегодня не раз придется нашим «знатокам» складывать версию из кусочков. Подготовимся.

Командам выдается множество различных блоков. Ваша задача - выбрать необходимые блоки для блок- схемы задания и собрать ее на столе.

Алгоритм «Покупка мороженого»

Начало
Зайти в магазин
  Если
   Есть мороженое то
     Дать деньги
     Взять мороженое
  Иначе
     Выйти из магазина
конец

4. Опознание улик

Так с чего начнем? Наверное, с улик, которые найдены на месте преступления.

А) на экране компьютеров написаны 3 алгоритма, с их помощью нужно расшифровать записки с названиями улик (приложение 1) (2б)

Ответы: записка №1 (клубок в корзине, фартук под подушкой), записка №2 (ложка на шкафу, монета на шкафу или в корзине)

Б) фоторобот (конкурс художников 3б)

Кроме улик, на месте преступления обнаружен ботинок одного из членов банды «Бесподобие». Сейчас наши художники попробуют по ботинку восстановить портрет бандита на компьютере. Не забудьте – это математический портрет, поэтому в нем должно быть как можно больше знаков и символов.

5. Следственный эксперимент (конкурс «исключить третьего») (2б)

Перед вами списки «подельщиков»- но только двое заняты одним делом. Ваша цель - исключить третьего. (Участники получают карточки и должны вычеркнуть лишнее)

  • бит, байт, бейсик
  • отрицание, конъюнкция, утверждение
  • ветвление, вставка, цикл
  • «+», «*», «&»

6. Детектор лжи (2б)

Улики собраны, фоторобот готов, есть список подельщиков – все указывает на главу банды «Бесподобие» компьютерную мышь. Капитаны, поможете разобраться?

Проверив ваши ответы на детекторе лжи, мы убедимся, что на правильном пути. Отвечайте только «да» или «нет» (ответы записываются на доске).

  • слово алгоритм произошло от имени математика Аль Хорезми (да)
  • Если в последовательности действий не возможно достигнуть результата, то является ли он алгоритмом (нет)
  • Можно ли записать алгоритм с помощью формул (да)
  • Логика изучает умозаключения, понятия и высказывания (да)
  • Истинно ли высказывание:

7. Запутанный след (2б)

Ну что же капитаны хорошо поддержали команду, а выездная группа перехватила шифровку. Разгадайте анаграмму, и мы сможем узнать судьбу алгоритмики (каждая команда получает текст). Подчеркнутые слова не менять.

Каприз: рисмот на тормони

Капап возле нырокзи

Где кыляк -йалф

Ответ:

Приказ смотри на монитор

Папка возле корзины

Где ярлык –файл

Итак, место указано. Скорее туда! Алгоритмику нашли наши смельчаки.

8. Подведение итогов и награждение победителей.