Профилактическая работа школьного психолога

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба


В настоящее время одной из наиболее актуальных и острых проблем нашей страны является демографический кризис: численность населения страны постепенно уменьшается. Создавшаяся ситуация обусловлена многими факторами: низким уровнем жизни населения, остро стоящей жилищной проблемой, желанием женщин сделать карьеру, ухудшением генофонда страны, возрастанием количества с рождения больных детей, угрожающим состоянием окружающей среды и пр. Решение многих из этих проблем находится в компетенции государства, другие можно решить только совместными усилиями всех жителей Земли, смягчить или нейтрализовать влияние третьих может каждый человек. В условиях загрязненной окружающей среды человеку необходимо с удвоенной энергией заботиться о сохранении и укреплении собственного здоровья, но происходит обратный процесс. Статистика показывает, что вредные привычки получают все более широкое распространение, с каждым годом “молодеют” курение, пьянство, наркомания и токсикомания. Гиподинамия, диагноз горожан, проникает в сельскую местность, телевизор и компьютерные игры заменяют прогулки на свежем воздухе.

В сложившейся ситуации все большую актуальность приобретает задача формирования у подрастающего поколения мотивации на ведение здорового образа жизни. В школе профилактическая работа проводится как педагогами, так и психологом. Объем работы по данному направлению должен включать в себя теоретический и практический блок. Теоретический блок представляет собой информирование детей о здоровье, о его важности в жизни человека, о средствах и способах его сохранения и укрепления, о факторах, негативно влияющих на здоровье. Практический блок – цикл занятий с детьми по проблемам сохранения и укрепления здоровья. Здесь можно и нужно использовать широкий спектр форм организации деятельности: беседа, деловая игра, соревнование, доклад, конкурсы различного плана, рассказ, конференция, тренинг, ведение дневников, шефский контроль, экскурсии, встречи, игры, викторины, День здоровья и многое другое. Полезно использовать наглядные материалы, элементы арт-терапии, песочной терапии и т. п.

Хотелось бы предложить вашему вниманию одно из мероприятий практического блока – методическую разработку беседы о здоровом образе жизни, которая неоднократно была использована и неплохо зарекомендовала себя.

Цель беседы – сформировать у детей правильное представление о здоровом образе жизни.

Задачи:

1. Актуализировать и расширить знания детей о здоровом образе жизни.

2. Развивать мотивацию на ведение здорового образа жизни.

3. Воспитывать сознательное отношение к сохранению своего здоровья.

4. Культурно организовать досуг детей.

Объект проведения: группа детей в возрасте 9-10 лет. Опыт показывает, что количество детей в группе не должно превышать 10-12 человек, в противном случае не все дети будут включены в процесс общения, что значительно снизит эффективность работы.

Необходимые материалы: листы бумаги (по числу участников), цветные карандаши и/или фломастеры, ватман со схемой “Круг здоровья”, черный маркер, мел, доска, кнопки (или другие приспособления для крепления ватмана).

Предварительная подготовка: Необходимо заранее начертить на листе ватмана схему в виде круга. В этом круге нужно выделить два сектора, один примерно в два-три раза больше другого. Площадь обоих секторов должна быть меньше половины круга. Оставшуюся часть нужно разделить на 7 примерно равных секторов. <Приложение1>. В кабинете нужно прикрепить этот ватман на доску, стулья нужно расставить кругом или полукругом, таким образом, чтобы всем участникам было хорошо видно доску, а ведущий мог легко встать и подойти к ней, чтоб написать необходимое.

Ход беседы

ВЕДУЩИЙ: Здравствуйте, дети. Давайте познакомимся: меня зовут …

Дети представляются.

ВЕДУЩИЙ: Мне хотелось бы сегодня поговорить с вами о здоровом образе жизни. Кто из вас знает, что такое здоровый образ жизни?

Дети высказывают свои предположения. Ведущий дополняет их ответы, при необходимости формулирует иначе, обобщает.

ВЕДУЩИЙ: Итак, здоровый образ жизни – это образ жизни, при котором человек почти совсем не болеет, хорошо себя чувствует, он сильный и здоровый. А скажите мне, как вы думаете, что значит – вести здоровый образ жизни?

Выслушивая ответы детей, ведущий обобщает их, при необходимости дополняя, выписывает на доску 7 составляющих здорового образа жизни, которые назовут дети или дополнит он сам: соблюдать режим труда и отдыха; соблюдать правила гигиены; регулярно выполнять физические упражнения правильно питаться; не употреблять алкоголь и наркотики, не курить; закаляться; не находиться в местах, опасных для жизни и здоровья.

ВЕДУЩИЙ: Какие вы молодцы, все знаете. Скажите, кто из вас знает, зачем человеку нужно вести здоровый образ жизни?

Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.

ВЕДУЩИЙ: Правильно, чтобы не болеть. А как вы думаете, больной человек – какой он? Болеть - это хорошо или плохо, объясните, почему? Как вы думаете, здоровый человек – какой он? Быть здоровым человеком – это хорошо или плохо и почему? От чего, от каких условий зависит, будет человек здоровым или не будет?

Дети отвечают, после каждого вопроса ведущий дополняет и обобщает ответы детей, поощряя их активность.

ВЕДУЩИЙ: Вы все сказали правильно, но я хочу дополнить. Посмотрите на эту схему. Представьте, что этот круг – здоровье человека, а каждый сектор – условие, от которого зависит здоровье. Видите самый большой сектор? Это состояние окружающей среды – то состояние природы, в которой мы живем.

Пишет на большом секторе: “Окружающая среда”.

ВЕДУЩИЙ: Это то, насколько чистые воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, земля, продукты которой мы едим. Сейчас на нашей планете и воздух, и вода, и почва очень сильно загрязнены. Все это ухудшает наше здоровье. Поэтому мы можем закрасить этот сектор.

Закрашивает сектор “Экология” черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Видите сектор поменьше? Это то здоровье, которое дано нам от рождения.

Пишет на секторе: “Рождение”.

ВЕДУЩИЙ: Часто бывает, что человек рождается больным. Какие врожденные болезни вы знаете?

Дети отвечают, ведущий дополняет и обобщает ответы.

ВЕДУЩИЙ: Видите, как часто человек уже рождается больным, поэтому этот сектор тоже можно закрасить.

Закрашивает сектор “Рождение” черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Посмотрите, дети, мы закрасили большую часть круга, но не весь круг. Маленькие сектора – это те части здорового образа жизни, которые мы с вами назвали раньше и написали на доске (ватмане).

Пишет на маленьких секторах: “Режим дня”, “Закаливание”, “Питание”, “Упражнения”, “Гигиена”, “Нет опасным местам”, “Нет вредным привычкам”.

ВЕДУЩИЙ: Каждый маленький сектор, который мы с вами обозначили, – это шаг к здоровому образу жизни, а значит, и к здоровью. Давайте с вами поговорим о каждом шаге. Какой режим дня правильный? Как нужно закаливаться? Сколько раз в день нужно есть? Какие полезные и вредные продукты вы знаете? Какие физические упражнения вы знаете? Кто покажет?

Желающие по очереди показывают упражнения для зарядки, все повторяют. Это хороший отдых для детей.

ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас продолжим наш разговор. Какие правила личной гигиены вы знаете? Какие могут быть опасные для жизни и здоровья места? Про какие вредные привычки вы знаете? Как они вредят здоровью?

Дети отвечают, ведущий обобщает и дополняет ответы.

ВЕДУЩИЙ: Делать или не делать эти семь шагов к здоровью – зависит от самого человека. Если человек будет правильно питаться, соблюдать режим дня и правила гигиены, будет закаляться, делать физические упражнения, не будет пить, курить, употреблять наркотики, ходить в опасных местах, то большая часть его круга здоровья останется чистой, и человек будет здоров. Вы знаете и сегодня сами сказали, почему хорошо быть здоровым. А если он не будет всего этого делать, будет пить, курить, находиться в опасных местах, будет наркоманом, то и остальную часть круга можно будет закрасить.

Закрашивает остальные секторы черным маркером.

ВЕДУЩИЙ: Тогда человек будет очень болен и может даже умереть. Вы сами сегодня сказали мне, что болеть – это плохо. Как вы думаете, вы ведете здоровый образ жизни? Почему вы так думаете?

Дети отвечают.

ВЕДУЩИЙ: Смотрите сами: правильный режим дня вы можете организовать, можете делать зарядку, посещать уроки физкультуры, есть полезные продукты, соблюдать правила личной гигиены. И то, будете ли вы делать все семь шагов к здоровому образу жизни, зависит от вас, от того, будете ли вы все это делать, зависит ваше здоровье. Вы согласны со мной? А теперь мы немного отдохнем. Возьмите лист бумаги, фломастеры, карандаши и нарисуйте на одной стороне листа здорового человека, а на другой – больного человека.

Дети рисуют.

ВЕДУЩИЙ: Теперь давайте снова сядем в круг, и вы по очереди будете показывать всем сначала больного человека, а потом здорового, и рассказывать, что они у вас делают.

Дети показывают рисунки и дают необходимые объяснения.

ВЕДУЩИЙ: А теперь пусть каждый из вас по очереди скажет, каким – здоровым или больным – он хотел бы быть и почему? Можете ли вы сделать так, чтоб ваше здоровье было хорошим, как это сделать и будете ли вы это делать? Скажите, что вы поняли по итогам нашего разговора, будете ли вы теперь вести здоровый образ жизни, и если да, то что именно будете делать?

Дети по кругу отвечают сначала на первый, затем на второй, затем на третий вопросы, дают необходимые объяснения.

ВЕДУЩИЙ: Я думаю, мы с вами сегодня очень хорошо и эффективно поработали. Я уверена, что очень скоро вы станете более здоровыми и сильными, но помните: очень многое зависит от вас самих. Спасибо за интересную беседу. До свидания.

Дети прощаются.

Последействие. По возможности через несколько дней можно прийти в класс и спросить, помнят ли дети о беседе, ведут ли здоровый образ жизни. Можно завести дневники и выставлять оценки по здоровому образу жизни, устроить конкурс “Самый ЗОЖ-ный”, прийти с этой беседой (вместе со взрослыми) в младший класс, на большом ватмане в произвольной форме составить памятку по здоровому образу жизни и повесить ее на видном месте, начать выпускать стенгазету “Я и ЗОЖ” и т. д. Главное – чтобы беседа не стала первым и последним мероприятием по формированию мотивации детей на ведение здорового образа жизни.

Методические рекомендации по проведению беседы. Желательно, чтоб с детьми до этой беседы проводились теоретические и/или практические занятия по здоровому образу жизни, в этом случае дети будут давать больше ответов, будут говорить правильнее. Но даже без предварительной работы у детей 9-10 лет имеющихся знаний достаточно для плодотворной работы. Рекомендуемая форма общения – в кругу, как во время тренинга, чтобы дети видели друг друга и были на равных позициях друг с другом и ведущим. Если дети психологу незнакомы, начать работу можно с изготовления бейджиков с именами, чтобы во время беседы психолог обращался к каждому ребенку по имени. На знакомство не следует тратить много времени. Ведущему не рекомендуется употреблять термины, которые дети не знают: даже при объяснении их значения понимание материала будет снижено; рекомендуется говорить простыми, недлинными предложениями, повторять мысли. Ведущий должен постоянно следить, понимают ли его дети, успевают ли следить за развитием его мысли, постоянно спрашивать: “Вы меня поняли?”. При выслушивании ответов детей необходимо повторять их; поощрять детей за работу (“Молодец”, “Правильно” и пр.), даже если они повторяют ответы, подытоживать и обобщать. Если кто-то из детей не включается в работу, можно обратиться напрямик к нему. Рекомендуется в процессе беседы повторять основные идеи для лучшего их усвоения. Желательно использовать именно маркер и ватман, а не рисовать на доске: в этом случае вместо затемнения секторов (“загрязнения” с помощью маркера) будет происходить их высветление (мелом на доске), эффект потеряется. Рекомендуется разрешить детям высказываться свободно, без поднятия рук (это свободное общение, не урок), но не перебивая друг друга. Дети быстро устают только сидеть и говорить, можно разрешить им подвигаться (закрашивать сектора на схеме, подольше походить по кабинету – поискать место для рисования, рисовать лежа, стоя, изображать что-либо по теме разговора).

Эту беседу может провести не только психолог, но и классный руководитель.

Хочется надеяться, что предложенная беседа не останется без внимания и займет место в методической копилке каждого педагога, заинтересованного в том, чтобы его подопечные вели здоровый образ жизни.