Развитие познавательной активности младших школьников через проведение интеллектуально-накопительного марафона в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. и государственной программе “Развитие и воспитание детей в РФ до 2010 г.” четко сформулированы требования к современной школе и обоснован социальный заказ. На современном этапе развития нашего общества перед школой, учителями и родителями стоит задача чрезвычайной важности: растить будущих граждан не только здоровыми, трудоспособными и сознательными, но и инициативными, думающими работниками, способными на творческий, рациональный подход к любому делу. Сегодня востребована активная жизненная позиция работника, способность мыслить творчески, если предоставляется возможность самосовершенствования. Другими словами от школы ждут сегодня не “нашпигованных” знаниями выпускников, а людей, способных на протяжении всей жизни добывать и применять новые знания, следовательно, быть профессионально и социально мобильными.

Во всем мире наблюдается значительный рост интереса к проблемам развивающего образования. Это связано с совершенствованием техники, компьютеризацией, научно-техническим прогрессом. Нестандартные, креативные методы и стиль мышления проникают во все отрасли знаний.

Начальная школа является составной частью всей системы непрерывного образования. Учителя начальной школы призваны учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь на имеющийся жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. Помочь ему в этом, поддержать – задача учителя, семьи.

В настоящее время педагогическим коллективам даны широкие возможности выбора форм и методов работы с детьми. В первую очередь это проявляется в праве самим определять приоритеты своей деятельности не только с учетом потребностей общества, но и особенностей уровня компетентности педагогического коллектива, имеющейся в его распоряжении материальной базы, интересов родителей. Родители сегодня стремятся устроить своего ребенка в такое образовательное учреждение, где созданы условия, обеспечивающие ребенку психологический комфорт, его развитие, где идет ориентация на ребенка как на личность.

Наше понимание того, что традиционные формы обучения и развития детей не могут в полной мере решить проблемы развития интеллектуальной творческой личности, привело к созданию в начальных классах средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов №8 г. Вологды проекта “Организация и проведение интеллектуально-накопительного марафона для учащихся начальной школы как средство развития их познавательной активности”.

Данный Проект призван решить проблему привлечения всех учащихся начальной школы к участию в олимпиадном движении.

Проанализировав в разных источниках тексты олимпиадных заданий, предлагаемых для проведения в начальной школе, мы столкнулись со следующими противоречиями:

- Имеется социальный заказ современного общества на развитие и обогащение творческого потенциала учащихся, но к участию в олимпиадном движении привлекаются в основном одаренные учащиеся, задания различных конкурсов и олимпиад в основном ориентированы на “сильного” ученика;

- В условиях общеобразовательных школ учащиеся осваивают государственный стандарт, а многие из олимпиадных заданий составлены на материале, значительно превышающий базовый уровень;

- Востребована предварительная подготовка детей к участию в олимпиадах, в связи с этим “средний” и “слабый” ученик остаются вне поля “успешности”.

Мы считаем, что каждый из учащихся школы должен иметь равные шансы и стартовые условия на проявление своих достижений в той или иной отрасли знаний. Необходим дифференцированный, индивидуальный подход к каждому ребенку, учитывающий его уровень развития, интересы и способности.

Кроме того, важно учитывать, что педагогический коллектив в этом случае реализует запрос и социальный заказ семей учащихся. Работа школы в унисон с родителями-единомышленниками – лучший путь к целенаправленному развитию детей.

А что значит для родителей и общества “хорошая школа”? Исследование мнения родителей по данной проблеме показало, что:

  • “Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы” (89%)
  • “В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги” (96%)
  • “В школе должны быть свои традиции” (71%)
  • “Школа должна давать современное образование” (92%)
  • “В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования” (84%)

Для решения поставленных задач была выдвинута идея создания и реализации проекта по развитию учащихся начальной школы через их участие в накопительных и разноуровневых олимпиадных работах (см. Приложение). Предложение учащимся выбора заданий познавательного характера разного уровня сложности позволяет каждому работать в своем режиме, осуществлять личностное развитие в своем индивидуальном темпе, по индивидуальной траектории. Публичная демонстрация успехов и личных достижений каждого, несомненно, является стимулом к самосовершенствованию детей, их позитивному соперничеству.

Целью проекта является развитие познавательной активности учащихся начальной школы через участие в интеллектуально-накопительном марафоне.

Проект решает следующие задачи:

  • Способствовать общему развитию детей, обогащению их интеллектуально-творческого потенциала.
  • Формировать самостоятельность и культуры мышления учащихся, развитие их исследовательских умений.
  • Поступательное совершенствование личности ребенка, поиск поля успешности для каждого учащегося.
  • Развивать коммуникативные способности учащихся, умение работать в команде.

Для развития познавательной активности учащихся, обучения их приемам нестандартных, рациональных решений авторами Проекта использованы элементы программ “Развитие” (Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Н.А. Короткова, Н.Я. Михайленко), технологии “ТРИЗ” (Г.С. Альтшуллер, И.Я., Гудкович, Н.И. Ардашева., О.Н. Тарасова Т.А. Сидорчук), Л.В. Занкова, М.И. Моро, А.А. Плешакова, В.М. Виноградовой задания олимпиад различных уровней: Международной олимпиады по математики “Кенгуру”, Всероссийской олимпиады по русскому языку “Медвежонок” и др. Активно внедряются и собственные разработки педагогов школы, которые создавались и совершенствовались в непосредственной работе с детьми, а это значит, что сразу же подвергались испытанию на доступность, практичность, рациональность, технологичность.

Задания Марафона соответствуют образовательным стандартам программ начального образования. Основную часть проекта интеллектуально-накопительного Марафона составляют задания, с которыми должны справляться все дети в соответствии с их уровнем подготовки по учебным предметам. Некоторые задания требуют от детей проявления сообразительности и самостоятельности в выборе способов решения задачи.

Бесспорно, систематическая работа школы в режиме творческого обучения, когда учащимся предлагается на выбор и по желанию решить нестандартные задания, способствует формированию положительного отношения к вопросам проблемно-поискового характера, критичности мышления и умению проводить мини-исследования; содействует проявлению более высокой степени самостоятельности в постановке вопросов и поиска решений.

Сегодня, говоря о качестве образования, большое внимание уделяется проблеме формирования у учащихся ключевых компетенций. Компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной деятельности. (работа со справочной литературой, Интернет–информацией, таблицами, измерительными приборами и др.) Если образовательная подготовка имеет целью формирование и развитие компетенций, то учащиеся-участники Марафона в ходе работ имеют возможность использовать на практике в реальной ситуации свои знания и умения.

Ключевыми компетенциями в характеристике познавательных способностей и исследовательских умений учащихся мы выделяем (по А.В. Тихоненко) следующие умения, приобретаемые детьми в ходе участия в Марафоне: искать, думать, планировать свои действия, сотрудничать, приниматься за дело, адаптироваться.

  • Искать - это значит, уметь находить желаемую информацию в различных источниках: опрашивать окружение (друзей-ровесников, старших товарищей, родителей и др.), консультироваться у учителя, работать со справочной литературой, компьютером.
  • Думать - обращаться к собственному жизненному опыту, устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями, критически относиться к тому или иному предложению, событию, высказыванию, уметь противостоять неуверенности и сложности, занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; выражать собственную оценку.
  • Планировать свои действия - видеть цель, логику и последовательность действий в ходе выполнения решения, продумывать правильность и рациональность шагов, уметь рассчитывать свои силы и возможности.
  • Сотрудничать - уметь работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, быть терпимым к чужому мнению, уметь выстраивать свое доказательство, терпимо воспринимать критику, уметь слушать и договариваться, разрабатывать и принимать взятые на себя обязанности.
  • Приниматься за дело - включаться в работу самостоятельно, нести ответственность в общем деле, уметь войти в группу и внести свой вклад, адекватно оценивать достигнутый результат.
  • Адаптироваться - использовать новые подходы, нетрадиционные решения в новых ситуациях, при выполнении нестандартных, незнакомых заданий, уметь использовать ранее полученные знания в новых условиях, стойко противостоять трудностям.

Вся работа строится таким образом, что у учащихся формируются не только предметные знания, умения и навыки, но и совершенствуется ряд интеллектуальных качеств: логическое мышление, внимание, память, наблюдательность, речь. Выполнение детьми занимательных заданий с постепенным усложнением проходит параллельно с комплексным развитием их интеллекта, что обеспечивает высокую результативность в усвоении материала учебных предметов.

В исследованиях С.Л. Рубинштейна установлена тесная взаимосвязь познавательного интереса со знаниями: только знания являются основой познавательного интереса, без которых он не может возникнуть, но и удовлетворение интереса неизбежно ведет к обогащению знаний.

Оригинальные задания, насыщенные дополнительной лексикой, расширенным объемом работы, творческим зарядом позволяют стимулировать интерес учащихся к познанию и новым открытиям. В длительном процессе поиска ответа на задание у детей рождаются нестандартные решения, возникают неожиданные озарения, открытия. Это оставляет яркий след в душах детей, окрыляет их от личного успеха, добавляет каждому моменты приподнятого настроения, удовлетворения и мысленного ликования: “Я теперь знаю и умею то, что не знают многие мои сверстники и даже взрослые. Я знаю нетрадиционные шаги и пути к поиску решения. Я смекалистее других - и это моя победа!”

Объединение в ходе коллективных туров Марафона победителей накопительных этапов дает возможность суммировать общий успех, зажечь общей идеей “светлые умы”. Метод “мозгового штурма”, направленный на проявление творческих интеллектуальных способностей “сильных” учащихся, рождает нестандартные инновационные идеи, учит организации работы нового типа – выдвижение и внедрение лучших идей путем коллективного творчества и анализа.

Кроме того, учащиеся в ходе такой работы получают возможность продемонстрировать свои компетентностные умения в движении к общей цели. При выполнении коллективных заданий творческого характера дети вынуждены самостоятельно производить измерения, вычисления, вести наблюдение и анализ, использовать данные из различных источников, привлекать имеющийся жизненный опыт. От уверенных и правильных действий во многом зависит общий успех команды.

Марафон проводится в начальном звене средней общеобразовательной школы. Организаторами являются педагоги школы.

Участниками Марафона являются учащиеся 1-4 классов. К участию в коллективных турах Марафона привлекаются родители учащихся.

Главный принцип участия детей в Марафоне – свобода выбора учеником уровня трудности задания и постепенное накопление результатов собственных достижений.

Требование к проведению работ: исключение факторов, травмирующих учеников, отсутствие регламентации общего времени выполнения работы каждым участником.

В целях обеспечения индивидуального подхода в обучении учащимся предоставлена самостоятельность в выборе уровня сложности заданий с исследованием рейтинга успехов каждого.

Марафон проводится в два тура:

  1. Первый тур - индивидуальный. Цель первого тура – выявить умение учащихся на разном уровне использовать известные им способы действий, решений. Тур проводится отдельно для каждой возрастной категории по параллелям 1, 2, 3, 4 классов. Частота проведения марафона - 1 раз в четверть. Детям предлагаются задания по учебным предметам в трех уровнях сложности. Задания Марафона, выполняемые участниками в течение учебного года, носят накопительный характер. В ходе участия в Марафоне каждый учащийся индивидуально накапливает баллы по результатам выполнения заданий.
  2. Второй тур – коллективный. Цель тура – выявить умение команд разных классов внутри параллели1,2,3,4 классов, собранных из учащихся, набравших высшие баллы, взаимодействовать в малой возрастной группе: выполнять совместные задания интеллектуально-творческого характера. Тур проводится в конце учебного года между всеми классами внутри каждой параллели и является итоговым. Каждая команда должна иметь свое название, эмблему. Коллективно готовится презентация команд.

Систему работы в рамках Марафона можно представить в виде пирамиды, где 1 “этаж”- это задания первого уровня сложности; 2 “этаж”- это задания второго уровня сложности; 3 “этаж”- это задания третьего уровня сложности; вершина пирамиды – творческий командный конкурс.

Таким образом, двигаясь от доступного к ранее недоступному, неизвестному, от простого к сложному, учащиеся постепенно накапливают надпредметные знания, различные умения, развивают в умственном труде свои способности. Идет постоянная работа над собой, совершенствуются свойства личности.

По результатам оценивания детей ведется рейтинг проверочных работ, что позволяет учителям и родителям иметь представление о динамике развития ребенка, узнать место ребенка в учебном процессе и варианты действий, направленных на формирование оптимальных условий для его дальнейшего развития и обучения.

Накопительная система позволяет оценивать учителю и семье сильные и слабые стороны ученика, фиксировать позитивное продвижение, совершенствовать выявленные несоответствия.

Отслеживание результатов деятельности осуществляется организаторами марафона.

Оценивание работ детей в индивидуальном туре производится по 10-балльной шкале:

1 уровень сложности заданий 2 уровень сложности заданий 3 уровень сложности заданий
Каждое верно выполненное задание оценивается в 1 балл. Каждое верно выполненное задание оценивается в 5 баллов. Верно выполненное задание оценивается в 10 баллов.
Максимум - 10 баллов. Максимум - 10 баллов. Максимум - 10 баллов.

Баллы, набранные каждым учеником, заносятся в таблицу.

ФИО Класс Баллы по четвертям Общий балл
1 ч. 2 ч. 3 ч. 4 ч.
             

Оценивание работ детей в коллективном туре производится по накопительному принципу, результаты, набранные каждой командой, заносятся в таблицу:

Команды Представление команды
  • название
  • девиз
  • эмблема

(1-4 балла)

1 задание

(1-5 баллов)

2 задание

(1-6 баллов)

…задание
1а класс        
1б класс        
2а класс        
       
4б класс        

Выводы:

Олимпиада – одна из наиболее эффективных форм внеклассной и внешкольной работы, способствующих повышению интереса школьников к знаниям, развитию их способностей.

Накопительный принцип и дифференцированный подход в олимпиадном движении – гуманный и эффективный путь к развитию познавательной активности каждого учащегося, обеспечению социального заказа семьи и общества в целом.

Материалы представленного Проекта рассчитаны на несколько различных работ, которые представлены в трех вариантах. В каждом варианте четко определены задания частично-поискового, поискового, творческого характера. Предлагаемые задания соответствуют возрастным и психологическим особенностям развития детей младшего школьного возраста и отвечают одному из главных требований современного обучения – требованию Федерального компонента стандарта по формированию умений и навыков в начальной школе.

Актуальность заданий в современных условиях очевидна. При наличии образцов занимательных заданий по основным предметам начальной школы любому учителю оказывается помощь в создании и разработке заданий подобного характера.

Практическая значимость данного материала – материал может быть рекомендован для проведения олимпиад, диагностических и развивающих работ по предметам.

Считаем важным отметить, что внедрение Проекта в практику работы МОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8” г. Вологды показывает, что уровень развития детей, участвующих в интеллектуально-накопительном марафоне имеет позитивную динамику.

Почти у всех детей произошли существенные личностные изменения: дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельных решений. У них снизился страх перед неудачей, появилась большая уверенность в собственных возможностях. Происходит позитивное взаимообучение в группе детей, каждый успешно проходит освоение ролей “слушателя”, “обучаемого”, “обучающего”, “говорящего”, “доказывающего”. Дети чувствуют себя значимыми в коллективе сверстников, компетентными в познанным вопросах, уверенно строят доказательство, учатся вести конструктивные диалоги, отстаивать свою точку зрения в среде “ребенок-ребенок”, “ребенок-взрослый”.

Учителя школы проводят большую разъяснительную работу с родителями, приглашают к сотрудничеству, привлекают к участию в Марафоне вместе с детьми, организуют итоговые выставки достижений. К успехам школы можно отнести имеют позитивный отклик родителей на инновационные начинания педагогов.

Считаем опыт работы начальной школы МОУ “Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8” г. Вологды интересным и результативным. Рекомендуем к использованию другим образовательным учреждениям.

Приложение