Некоторые пути сохранения и укрепления здоровья учащихся начальной школы

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Охрана здоровья детей является приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительным трудом. Однако в России наблюдается общее снижение человеческих ресурсов, ухудшение качества питания, деградация личности, рост алкоголизма, наркомании, разрушение института семьи, увеличение детской смертности, рост инфекционных заболеваний.

Ухудшение состояния здоровья детей прослеживается от начала обучения в школе к его концу, то есть процесс обучения в школе является фактором риска для здоровья учащихся. Стремительно увеличивается число функциональных нарушений и хронических заболеваний. Половина детей школьного возраста 7-9 лет и более 80 % старшеклассников имеют хронические болезни, растет число отклонений в нервно-психическом здоровье, главным образом пограничных психических расстройств с различной степенью выраженности. По официальным данным, только 10% российских школьников можно считать в этом плане относительно здоровыми. К такому выводу пришли медики, проанализировав данные о состоянии здоровья юных россиян за последние 20 лет.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в первый класс, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей резко уменьшается.

Проведённый в начале 2004-05 учебного года анализ состояния здоровья выпускников начальной школы МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 23» г. Междуреченска показывает, что за 4 года обучения из 40% учащихся, пришедших здоровыми в первый класс, к концу начальной школы сохранивших здоровье учащихся не осталось. Наряду с имевшимися заболеваниями, за 4 года приобретены плоскостопие, нарушение зрения и другие отклонения в здоровье. Частично причины ухудшения здоровья школьников лежат в семье и социуме, а определенная часть зависит от обучения в школе.

Младший школьный возраст характеризуется перестройкой организма на интенсивный рост и развитие. Быстрый скачкообразный темп роста и развития ребёнка приводит к несоответствию между структурой и функцией органов и систем, поэтому организм становится чрезвычайно чувствительным к неблагоприятным факторам внешней среды, к которым можно отнести ограничения двигательной активности, статические нагрузки, связанные с учебной деятельностью. Этот возраст - период особенно интенсивного обучения, имеющего большое значение для дальнейшего развития личности, поскольку все последующие фазы развития основаны на этой стадии, и именно этим обусловлено ведущее место в учебном процессе начальной школы №23 педагогики оздоровления.

Основная задача, стоящая перед педагогами нашей школы - организовать учебно-воспитательный процесс так, чтобы обучение в школе не наносило ущерба здоровью школьников. Мы считаем, что

  • здоровый ребёнок - практически достижимая норма детского развития;
  • оздоровление - форма развития психофизиологических возможностей детей;
  • индивидуально - дифферецированый подход - основное средство оздоровительной работы.

Цель нашей работы - обеспечение возможности сохранения здоровья школьников в течение обучения в начальной школе.

Педагогическим коллективом определены следующие задачи:

  1. Формировать у учащихся необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ;
  2. Выработать привычку использовать полученные знания в повседневной жизни.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Нами определены показатели здорового ученика:

  • умение преодолевать усталость (физический аспект);
  • проявление хороших умственных способностей, любознательности, воображения, способности к самообучаемости (интеллектуальный аспект);
  • честность, самокритичность (нравственное здоровье);
  • коммуникабельность (социальное здоровье);
  • уравновешенность(эмоциональный аспект).

Немаловажное значение в младшем школьном возрасте имеет образование условных рефлексов, связанных с движением. Биологическое значение движения для растущего и развивающегося организма имеет особое значение как фактор, способствующий физиологическому развитию и воспитанию личности в целом. Нами выделены следующие факторы, негативно влияющие на здоровье учащихся:

- недостаток двигательной активности учащихся;
- несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса;
- перегрузка учебных программ, интенсификация учебного процесса;
- несовершенство учебных программ и технологий;
- авторитарный стиль преподавания;
- отсутствие индивидуального подхода к учащимся;
- неправильное питание учащихся;
- недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здоровьесберегающих технологий;
- низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.

Только при правильной организации учебной деятельности (приложение 1) возможно решение одной из задач здоровьесберегающей педагогики – сохранение высокой работоспособности, исключение переутомления учащихся. Интенсификация школьного обучения, повышение требований к образовательному процессу требует использования в работе с младшими школьниками эффективных средств и методов, повышающих и удерживающих на должном уровне умственную работоспособность. Педагогическим коллективом начальной школы разработана программа «Здоровье», которая реализуется в нашей школе с 2005-2006 учебного года. Программа предполагает укрепление и сохранение физического, нравственного, психического здоровья учащихся. Основной показатель – регулярная экспресс – диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало-конец учебного года).

Мы считаем, что необходимо научить детей с раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, подражая взрослым, демонстрирующим здоровый образ жизни (приложение 2). Только в этом случае можно надеяться, что наши учащиеся будут более здоровыми и развитыми не только личностно, духовно, интеллектуально, но и физически. (приложение 3)

Литература

  1. Ковалько В. И. Здоровьсберегающие технологии в начальной школе.// ВАКО -2001.- 296 с.
  2. Мониторинг и коррекция физического здоровья школьников.// Айрис-пресс –2006.- 96 с.
  3. Сократов Н.В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей/ Н.В. Сократов, И.Н Корнева., В.Н.Феофанов, А.В.Литвинова// ТЦ Сфера – 2005.- 224 с.
  4. Дегтерев Е.А., Синицын. Управление современной школой // Ростов н/Д: Учитель –2005.- 224 с.