Урок литературного чтения

Разделы: Начальная школа


Тема: Акцентное вычитывание лирического стихотворения А.С. Пушкина “Зимний вечер”

Цели:

1. Подготовить детей к выразительному чтению лирического стихотворения.

2. Способствовать пониманию учащимися текста литературного произведения

3. Добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту; развивать эмоции и чувства детей.

Оборудование:

1. Портрет А.С Пушкина.

2. Аудиозаписи:

– П. Чайковский “Январь” (из цикла “Времена года”)
– А. Пушкин “Зимний вечер” ( в исполнении профессионального чтеца)

3. Парты расставлены для групповой работы.

Ход урока:

1. Орг.момент

2. Сообщение темы урока.

а) Прослушивание аудиозаписи П. Чайковского “Январь” (из цикла “Времена года”)

– Какие чувства возникли при прослушивании?

– Что услышали?

– Какую картину увидели?

– К какому времени года подходит эта музыка?

б) – Некоторые из вас были близки к точке зрения автора, потому что П. Чайковский своей музыкой нарисовал зимний месяц ЯНВАРЬ.

в) – А сегодня мы будем работать над стихотворением А.С. ПУШКИНА “Зимний вечер”

Но мы знаем: прочитать художественное произведение выразительно трудно. Для этого мало выучить его наизусть. Что ещё нужно? (понять картину жизни, понять точку зрения автора)

– А если это стихотворение, то что ещё? (определить ритм, рассмотреть рифму)

– Да, закон “конца строки” помогает чтецу понять, где делать паузы; рифмы подчёркивают эти паузы– их тоже нужно немного выделять голосом. Но много и других авторских “секретов” знают профессиональные чтецы, актёры. И мы тоже их открываем один за другим. Попробуем и сегодня открыть для себя новые “секреты”, которые помогут нам выразительно читать стихотворение А.С. Пушкина “Зимний вечер”

3. Подготовка учащихся к восприятию лирического стихотворения.

– Давайте, ребята, совершим небольшое путешествие в далёкое прошлое, в то время, когда жил Пушкин… (обращение к портрету, где указаны даты жизни Пушкина) Будьте внимательны. Старайтесь представить себе то, о чём я буду рассказывать, т. к. это поможет вам понять точку зрения автора.

– Итак, начинаем…

– Зима 1825 года, село Михайловское под Псковом – туда А.С. Пушкин был отправлен в очередную ссылку. Там он оказался совсем один, и только няня, Арина Родионовна, скрашивала одиночество. Оторванный от семьи и друзей, от дома, Пушкин продолжал писать. А в долгие зимние вечера поэт много беседовал с няней.

Итак, в один из зимних вечеров…

4.Первое чтение стихотворения.

Учитель наизусть читает ст-ие.

5. Проверка первичного восприятия.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство, настроение возникло у вас, когда вы слушали ст –ие?

– Чьими устами ведётся рассказ?

6. Акцентное вычитывание ст –ия.

– А теперь давайте внимательно почитаем текст и подумаем, поразмышляем над его содержанием, разберём картину жизни.

а) 1 ученик читает первую строфу

– Какова картина жизни? ( РГ описывает зимний вечер)

– Докажите, что был вечер. (путник запоздалый, мглою небо кроет)

– Какое настроение вызывает буря у рассказчика?

– Обратите внимание, в этой строфе РГ не просто описывает бурю, её признаки, но и сравнивает её. С кем? И зачем? (помогают передать настроение РГ, его чувства, мысли)

– В этой же строфе поэт воспользовался ещё одним приёмом, нам уже известным. И этот приём тоже помогает лучше представить себе картины жизни. (учитель ещё раз читает эту строфу, акцентируя звуковой рисунок: [ з а, з в ] – завывание, [ ш ] – шум соломы, [ п, т, д, к ] – стук.

– Какое слово используется при сравнении? (как)

б) 1 ученик читает 2 строфу.

– Картину жизни в этой строфе попробуйте разобрать в группе.

Групповая работа.

Высказывания детей ( РГ обращается к старушке, няне, Арине Родионовне, оно проникнуто печалью. РГ беспокоит, почему же “приумолкла старушка” Он относится к ней ласково, любя, тревожится о ней.)

в) 1 ученик читает 3 строфу.

– А эту строфу вы разберите в паре.

Работа в паре.

Высказывания детей. ( РГ надеется на перемену и у себя, и у доброй подружки. Он ждёт веселья и песен..)

– В этой строфе опять встречаются выражения, начинающиеся словом “как”. Прочитайте их.

– Это тоже сравнение? (нет)

– Какое другое слово можно было здесь написать?

– Нужно быть очень внимательным к авторскому тексту, чтобы не перепутать.

г) 1 ученик читает 4 строфу.

– Эта строфа построена очень интересно. В чём её особенность?

Дозированная помощь:

– Сравните её с предыдущими. (повтор)

– То есть Пушкин зачем – то соединил два кусочка из предыдущих строф. Что, у него фантазии не хватило? ( повтором усиливает настроение рассказчика от злой бури; он хочет избавить от печального чувства; хочет развеселить своё сердце)

7. Выразительное чтение стихотворения.

а)– Самостоятельно поработайте над текстом. Приготовьтесь выразительно читать.

б) Прослушивание 1 – 3 учеников.

в) Высказывания критиков – слушателей.

– Смог (ла) ли передать слушателям чувства и настроение рассказчика?

8. Домашнее задание.

Выучить ст-ие наизусть и постараться выразительно рассказать.

9. Прослушивание аудиозаписи профессионального чтения стихотворения.

– Прослушайте ст-ие А.С. Пушкина “ Зимний вечер” в исполнении настоящего артиста

10 . Итог урока.

– Сегодня все хорошо поработали, молодцы! Я думаю эта работа вам поможет выразительно прочитать ст –ие.