Обобщающий урок-путешествие по теме: "Давление жидкостей и газов". 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


– Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по физическому океану. Чтобы наше путешествие не было скучным, мы поплывем на двух кораблях.
Итак, нам нужно организовать две команды. Выберите капитанов. (команды выбирают капитанов). Необходимое условие успешного путешествия – это хорошие знания, находчивость и активная работа. За каждый правильный ответ каждый член команды получает жетон красного цвета, за дополнение – зеленого. Победительницей считается команда, набравшая за время путешествия большее количество жетонов. Личное первенство также определяется количеством жетонов.
А теперь можно отправляться в путь. Счастливого вам плавания. пропуском команды на корабль будет служить рассказ о человеке, который возгласом “Эврика” известил о величайшем открытии. (Следует рассказ-легенда об Архимеде).
И еще один очень важный закон гидро- и аэростатистики поможет нам в плавании по физическому океану, а посему хотелось бы услышать о французском ученом, открывшем один из основных законов гидростатики. (следует рассказ о Блезе Паскале).
Итак, путь открыт. Сейчас вы ступите на палубы кораблей. Здесь вас уже встречают: капитан-“давление”, штурман-“сила давления” и их команда: “масса”, “плотность”, “объем”, “площадь”, “высота” . Казалось бы, чего проще познакомиться с такой командой, но здесь-то и началась путаница. Все члены команд у нас перепутались. Наша задача навести порядок среди моряков - найти формулы, которые связывают эти физические величины. (учащиеся пишут формулы на индивидуальных досках, каждая команда по очереди представляет их).
Итак, порядок наведен, корабли снялись с якоря. (звучит музыка, шум воды: прибоя). Мы отправились в путь по просторам физического океана. Во время пути нам предстоят стоянки на островах, где вас ожидают вопросы, без ответа на которые нельзя продолжать путешествие. (На доске лист ватмана с изображенным на нём океаном, островами и прикрепленными к нему двумя кораблями).

1 остров-конверт

Вопрос:

“В один сосуд бежит вода,
Но это, право, не беда,
Так как соседи ведь они,
И в других столько же воды.
Как называются они?
Что знаешь ты о них, скажи?
Где применяются они?”

Ответ: Сообщающиеся сосуды

Примеры применения сообщающихся сосудов.

  • Одним из примеров сообщающихся сосудов являются фонтаны (рассказ с демонстрацией фонтанов, изготовленных учащимися).
  • Второй пример – шлюзы (рассказ с демонстрацией шлюза, изготовленного учащимися).
  • Автопоилки (рассказ с демонстрацией).
  • Артезианские колодцы и водопровод.

Правильные ответы оцениваются жетонами и дают право двигаться команде до следующего остова.

2 остров-конверт

Вопрос: Что такое атмосфера? Что вы знаете об атмосферном давлении?

Следует рассказ об атмосфере и атмосферном давлении. История открытия атмосферного давления. Опыт Отто Герике.

3 остров-конверт

Вопрос: действие каких приборов объясняется атмосферным давлением?

Рассказ о приборах:

  • применяемых в медицине (шприц, ливер, пипетка, тонометр);
  • применяемых в сельском хозяйстве (поилка для цыплят, доильная установка; манометр для определения давления в доильном аппарате);
  • барометры и манометры, альтиметры (рассказ об измерении высоты школы).

4 остров-конверт

Вопрос: Что за машина?

Вот так чудо!
Два сообщающихся сосуда,
Два поршня есть,
И жидкость есть,
А называют ее?

Ответ: Гидравлический пресс.

1. Рассказ и демонстрация работы пресса (попробовать сделать отверстие в листе из пластилина). Теоретический расчет выигрыша в силе.
2. Применение прессов в машиностроении, в сельском хозяйстве и т.д.
3. Сделать расчет выигрыша в силе гидравлического пресса, сделанного учащимися из двух шприцов. Практическая работа: “Расчет выигрыша в силе гидравлического пресса, сделанного из двух шприцев с поршнями разных диаметров”. У каждой команды свой пресс, изготовленный учащимися.

5 остров-конверт. Мы находимся в длительном путешествии, корабли наши нагружены большой массой знаний. Пришла пора выяснить законы плавания тел. Благодаря чему суда держатся на воде? (Следует рассказ об условии плавания тел, о законе Архимеда, о плавании судов).

6 остров-конверт. Теперь мы чувствуем себя увереннее, повторив законы плавания тел, и смело можем отправляться на остров “Смекалистых”, где нас ждут кроссворды.

Учащимся выдаются карточки с кроссвордами (можно различного содержания, можно одинакового).

Пример: в выделенных вертикальными линиями клетках прочитать названия прибора, а затем объяснить его устройство и назначение.

            А Р Е О М Е Т
        М А Н О М Е Т Р  
      В А Т Е Р Л И Н И Я
      Т О Р Р И Ч Е Л Л И
  С Т Р А Т О С Т А Т    
      Г Е Р И К Е        
А Р Х И М Е Д            

(Заполнять карандашом по горизонтали)

1 – прибор для измерения плотности жидкости;
2 – прибор для измерения давления, больше или меньше атмосферного;
3 – линия, отмечающая наибольшую допустимую осадку судна;
4 – ученый, который изобрел ртутный барометр;
5 – тип воздушного шара, применяемого для исследования верхних слоев атмосферы, на котором в 1934г. в СССР был установлен рекорд высоты подъема;
6 – ученый, доказавший существование давления воздуха на опыте с “макдебурскими полушариями”;
7 – ученый, впервые указавший на существование выталкивающей силы и рассчитавший ее значение.

7 остров-конверт. “Экспериментатор”

К1. Поднимите картофелину со дна, заполненного водой аквариума, не касаясь его руками. Объясните опыт (оборудование: аквариум с водой и картофелиной, детское ведерко, палочка, соль).

К2. Соберите воду из блюдца в стакан, не переливая ее. Объясните свои действия (оборудование: блюдце с водой, стакан, кусок бумаги, спички).

Командам выдаются карточки с двумя задачами(экспериментальными).

– Наше путешествие подходит к концу. Наши друзья-моряки выстроились на палубе, приветствуя лучших знатоков физики. Но… черные вопросительные знаки помешали им. Давайте поставим вместо этих знаков нужные величины:

– Наконец наши корабли пришвартовались к берегам острова “Эврика”. Подведем итоги и вручим грамоты первооткрывателям острова.

Подсчитывается количество жетонов, устанавливается личное первенство и командное. Учащимся, занявшим I, II и III места вручается значок “Юный физик”. Команде-победительнице вручается грамота “Победителям игры путешествия по физическому океану – первооткрывателям острова “Эврика”.