Планирование учебно-воспитательного процесса

Разделы: Администрирование школы


Как организовать собственный труд, сосредоточив внимание на решении главных задач и при этом, не упустить из виду мелочей, которые, как известно, в работе дошкольного учреждения имеют важное значение? Для этого необходимо планирование всей деятельности руководителя и учреждения в целом. Соответственно возникает вопрос, как это осуществить на практике. Уметь планировать работу учреждения и работать по плану – значит осуществлять научную организацию труда всего коллектива на основе точного расчета, научно проверенных форм и методов и точных календарных сроков (Схема1).

Схема 1. Планирование учебно – воспитательного процесса в МДОУ ЦРР- ДС “Ёлочка”

Теоретически доказано, что система планирования в дошкольном учреждении складывается из управленческого и педагогического планирования, каждое из этих направлений представлено двумя видами планов: стратегическим и тактическим. Предлагаю вашему вниманию схему планирования как функцию управления ДОУ:

Схема 2. Планирование как функция управления ДОУ

При планировании учебно – воспитательного процесса одно из важных мест занимает планово-прогностическая деятельность, так как в нем закладывается предвидение результатов всей практической деятельности в ДОУ, способов и средств его осуществления.

Схема 3. Методика планирования.

Сегодня нет необходимости останавливаться на всех видах планирования, так как в каждом учреждении сложилась своя методика планирования. Я остановлюсь на технологии циклограмм. Для удобства планирования своей деятельности использую три вида циклограмм:

Вид циклограммы

Деятельность руководителя

На год

Она предусматривает план работы в течение всего учебного года; глобальные и обязательные вопросы, которые повторяются из года в год примерно в одно и тоже время (подготовка к началу учебного года, изучение социума, выявление неорганизованных детей, сбор информации по организации дополнительного образования, аттестация педагогов, охрана жизни и здоровья детей, сдать необходимую отчетность или предусмотреть обязательный контроль). Эта циклограмма может добавляться в течение нескольких лет, изменяться в зависимости от деятельности учреждения и стоящих перед ней задач, вводимых традиций.

На месяц

Предусматривает организационную работу со всем коллективом. Составляется по принципу календарной сетки, где указывается утверждённые формы работы на неделю, перечень и тематика мероприятий.

Например, понедельник (1-3) – совещание руководителей, планёрка в ДОУ с заместителями; вторник (1-3) – школа молодого специалиста; последний вторник месяца – “Клуб “Школа для всех” (работа с неорганизованными детьми); среда (1-3) – педагогический час для педагогов, а (2-4) производственные совещания для всего персонала. Еженедельно во второй половине дня – работа с родителями; четверг (последний, 1 раз в 2 месяца) – педагогический совет; во второй половине дня - работа с общественными организациями; пятница – планёрки с узкими специалистами. Оформление документации и т.д.

На неделю

Это перечень всех видов вашей деятельности согласно должностной инструкции. Такое распределение позволяет не упустить из своего поля зрения ни один вопрос. Эта циклограмма дисциплинирует вас, позволяет рационально спланировать рабочее время на каждый день. Если вы в конце недели проанализируете свою циклограмму, то сразу увидите, какой из этих разделов не охвачен вашим вниманием. Такая циклограмма составляется на начало учебного года и является для вас обязательным настольным планом.

Такое распределение позволяет дисциплинировать коллектив, планировать им свою работу на группе. Позволяет мне, как руководителю, провести наблюдения (включая контроль) и подготовить материал для очередной встречи с любым коллективом. Это не значит, что вы не можете вносить корректировки. Любые срочные вопросы решаются с внесением изменений в данную циклограмму. Например, назрел вопрос по организации питания для всех работников, или поступил приказ по охране жизни и здоровья детей, с которым необходимо познакомить, поэтому вы не будете ждать среды (1- 3), когда проводятся производственные совещания, а соберёте его немедленно, чтобы дать консультацию или устранить недостатки.