План-конспект урока "Источники финансирования предпринимательства"

Разделы: Технология


Цели урока:

  • образовательная: способствовать формированию у учащихся знаний об источниках финансирования предпринимательства; проверить итоговые знания учащихся по курсу “Основы предпринимательства”;
  • развивающая: способствовать формированию и развитию у учащихся экономического мышления;
  • воспитательная: продолжить работу по воспитанию нравственных качеств, трудолюбия, бережного отношения к материальным ресурсам.

Тип урока: комбинированный – урок повторения, контроля, систематизации, обобщения знаний и изложения нового материала.

Форма: деловая игра “Финансирование бизнеса”.

Методы обучения и контроля: объяснение, беседа с закреплением материала; демонстрация плакатов; контроль усвоения материала с помощью тестов.

Межпредметные и внутрипредметные связи: математика, обществознание, технология.

Оснащение урока:

  1. словарь на доску (кредит, срочность, возвратность, платность, гарантии, субсидия);
  2. плакат “Источники финансирования предпринимательства”;
  3. плакат с девизом семьи банкиров Ротшильдов (Англия, XVIII в.): “Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие”;
  4. плакат с английской пословицей “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”;
  5. плакат “Прибыль – превыше всего, но честь – превыше прибыли”;
  6. плакат с высказыванием римского комедиографа и поэта Плавта (II в. до н. э.) “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”;
  7. плакат “Критерии оценок”;
  8. плакат “Стартовый капитал”;
  9. плакат “Банковский кредит”;
  10. контрольное задание (тесты);
  11. раздаточные материалы – незаполненная схема “Источники финансирования предпринимательства”;
  12. клей-карандаш.

Литература:

  1. Бударина А.В. и др. Основы предпринимательской деятельности: Кн. для учителя / А.В. Бударина, И.Б. Соловьева, А.Ф. Степина. – М.: Просвещение, 2002. – 188 с.
  2. Заиченко Н.А. Букварь для Рокфеллеров. Учебное пособие для учащихся 6–8 классов. СПб: СМИО Пресс, 2000. – 120 с., ил.
  3. Колесникова Е.В. Методика обучения предпринимательству в школе. Методические рекомендации для учителей технологии средних общеобразовательных учебных заведений. Томск: ТГПУ, 2002. – 47 с.
  4. Леонтьев А.В. Технология предпринимательства. 9 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: ил.
  5. Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства: учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2000. – 208 с.
  6. Симоненко В.Д., Бронников Н.Л., Самородский П.С., Синица Н.В. Технология. Трудовое обучение: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательной школы. / Под ред. В.Д. Симоненко. – М.: “Вентана–Граф”, 2000. – 240 с.
  7. Фрейнкман Е.Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: Учебное пособие для учащихся 10–11 классов. – М.: “Начала–Пресс”, 2000. – 160 с.: табл., графики, диаграммы.
  8. Литература для дополнительного внеклассного чтения:
  9. Теодор Драйзер “Трилогия желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”).

Ход урока

1. Организационный момент (3 мин.):

  • приветствие;
  • проверка явки учащихся;
  • проверка выполнения учащимися домашнего задания: составить кроссворд по теме “Основы предпринимательства”;
  • постановка цели урока.

Господа предприниматели!

На предыдущих собраниях Вы “учредили” два предприятия: Акционерное общество открытого типа “Молодежная мода” и Общество с ограниченной ответственностью кафе “Лакомка” и разработали для каждого из них Устав и Учредительный договор.

Сегодня в повестке дня собрания – один вопрос: необходимо определить основные источники финансирования Вашего бизнеса.

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин.).

Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вспомнить основные вопросы наших предыдущих заседаний.

В ходе беседы учащиеся дают ответы на вопросы (таблица 1):

Таблица 1.

№ п/п Вопросы Ответы
1. Какая деятельность называется предпринимательской? Предпринимательская деятельность – это инициативная деятельность человека, владеющего материальными ресурсами, денежными средствами или культурными ценностями и использующего их для производства товаров или оказания услуг под свою имущественную ответственность.
2. Какова цель предпринимательской деятельности? Цель предпринимательской деятельности – получение прибыли.
3. По какой формуле рассчитывается прибыль? (учащийся записывает формулу на доске). П = Д – З,

где Д – доходы о реализации продукции или услуг;

З – затраты на производство.

4. Из чего складываются затраты на производство? Затраты на производство – это затраты на материалы, оборудование, инструменты, электроэнергию, транспорт, оплату коммунальных услуг, услуг связи, это расходы на оплату налогов и др.
5. Чтобы успешно вести свой бизнес, предприниматель должен обладать определенными качествами. Какими? Основные качества предпринимателя: самостоятельность, ответственность, обязательность, порядочность, законопослушность, инициативность, новаторство, культура поведения. Предприниматель должен обладать специальными знаниями, большой силой воли и выдержкой, уметь не только выигрывать, но и достойно проигрывать.
Учитель дополняет ответ: Предприниматель должен обладать высокой работоспособностью: когда обычные люди спят или развлекаются – предприниматель работает. Предприниматель должен быть честным. Настоящий предприниматель всегда помнит о том, что “Прибыль – превыше всего, но честь превыше прибыли”. Хочется привести девиз одного из богатейших семейств планеты – Ротшильдов: “Капитал – это труд. Согласие. Честность. Трудолюбие”.

Историческая справка: Ротшильды – семья банкиров. Родоначальник династии Майер Амшель Ротшильд (1744–1812 г.г.) в 1766 г. основал банк во Франкфурте-на-Майне. Впоследствии его сыновья основали банки в Вене, Неаполе, Париже, Лондоне.

6. Предпринимательская деятельность может осуществляться в различных формах. Назовите их. Основные формы предпринимательской деятельности: индивидуальное предприятие, товарищество, акционерное общество.
7. Предприниматель осуществляет свою деятельность на свой страх и риск под свою имущественную ответственность. Мы знаем, что существует два вида ответственности по своим обязательствам – ограниченная и неограниченная. Объясните, чем они отличаются друг от друга? Предприятие с ограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в пределах уставного капитала (ответственность ограничена размерами уставного капитала);

предприятие с неограниченной ответственностью отвечает по своим обязательствам в полном размере.

3. Контрольный письменный опрос (20 мин.), взаимопроверка и подведение итогов (10 мин.).

Господа предприниматели!

На предыдущем заседании Вы разработали финансовый план, в котором определили количество денег, необходимых на начальном этапе, т.е. рассчитали размер стартового капитала.

В любом бизнесе без стартового капитала не обойтись. Английская пословица гласит: “Кто хочет собрать урожай денег, должен их посеять”. А еще во II в. до н.э. римский актер, комедиограф и поэт Плавт Тит Макций заметил: “Чтобы заработать деньги, их надо потратить”.

Учитель задает вопрос: “Для каких целей нужны деньги на начальном этапе деятельности предприятия?”

Ответ: “На начальном этапе деньги нужны на создание и регистрацию предприятия, опытно–конструкторские разработки, закупку сырья и материалов, заработную плату, оплату аренды помещений и коммунальных услуг, закупку оборудования и инструментов, плату за телефон и лицензию, а также на другие нужды”.

Учитель: “Каждый участник предприятия может внести в стартовый капитал свой вклад, ответив на вопросы тестового задания. За каждый правильный ответ засчитывается один балл, цена которого эквивалентна 1000 руб. стартового капитала”.

Учащимся выдаются контрольные задания, содержащие 14 тестов (приложение 1). Максимальное количество правильных ответов – 23. Время на выполнение задания – 20 мин.

По истечении этого времени учащиеся (“учредители” предприятий ОАО “Молодежная мода” и ООО “Лакомка”) обмениваются листами с ответами на контрольные задания и проверяют их правильность. Во время проверки учитель называет номер вопроса и предлагает одному из учащихся назвать правильный ответ. Дети работают красными ручками, зачеркивают неправильные ответы и вместо них вписывают правильные. Подсчитывается сумма баллов по каждому учащемуся. Кроме того, учащиеся получают оценки, критерии которых размещаются на классной доске (приложение 2).

После взаимопроверки учащиеся возвращают друг другу листы с ответами и оценками. “Руководитель” каждого предприятия суммирует баллы своих участников, переводит их по ранее объявленному курсу в рубли, называет итоговую сумму и имена учащихся, внесших наибольший вклад в стартовый капитал своего “предприятия”:

  • “учредители” предприятия ОАО “Молодежная мода” (6 чел.) “внесли” в стартовый капитал 128000 руб.,
  • “учредители” предприятия ООО “Лакомка” (7 чел.) “внесли” в стартовый капитал 146000 руб.

Учитель подводит итог: “Интеллект – это капитал!”

“Руководители” предприятий рассчитывают недостающие средства и вносят полученные данные в таблицу “Стартовый капитал” (приложение 3), которая помещается на классную доску.

4. Изложение нового материала (30 мин.).

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам выяснить, где взять недостающие средства, т.е. определить источники финансирования вашего бизнеса. Какие будут мнения?

“Учредители” ОАО “Молодежная мода” предлагают взять кредит в банке, выпустить и продать акции, дополнительно внести личные средства.

“Учредители” ООО “Лакомка” предлагают взять деньги в долг у знакомых, оформить кредит в банке и внести личные средства.

Учитель задает вопрос: “Господа предприниматели, с какой целью Вы создаете свой бизнес?”

Ответ: “Бизнес создается с целью получения прибыли”.

Вопрос учителя: “Как вы предполагаете распорядиться полученной прибылью?”

Эти вопросы подводят детей к ответу: “Прибыль – один из источников финансирования бизнеса”. Учитель предлагает записать в тетрадь тему урока – “Источники финансирования предпринимательства”.

Господа предприниматели!

Вы назвали некоторые источники финансирования предпринимательства. Предлагаю разделить их на две группы: внутренние и внешние.

Плакат “Источники финансирования предпринимательства” (приложение 4) помещается на классную доску. На схеме все ячейки закрыты и открываются в ходе объяснения. Каждому учащемуся выдаются точно такие же схемы (формат А5) с пустыми ячейками. Схемы вклеиваются в рабочие тетради и заполняются в ходе объяснения.

Учитель предлагает вписать в верхнюю ячейку “Источники финансирования предпринимательства” и заполнить две следующие “Внутренние” и “Внешние” (приложение 5). Соответствующие ячейки открываются на плакате.

Внутренние источники финансирования – это те источники, которые есть у самого предприятия.

Внешние источники финансирования – это те источники, из которых финансы поступают в фирму от других предприятий, организаций, частных лиц, государства (т.е. со стороны).

В ходе беседы учащиеся делают вывод, что из названных ими источников финансирования личные средства и прибыль – это внутренние источники, а банковский кредит и продажа акций – это внешние источники. В схемах заполняются соответствующие ячейки (приложение 5).

Учитель обращает внимание детей на то, что прибыль – главный внутренний источник финансирования. Учащиеся записывают в тетрадь: Прибыль – главный внутренний источник финансирования.

Продажа акций, как способ привлечь финансы извне, – важный источник финансирования, так как у фирмы могут насчитываться сотни и тысячи акционеров.

При подготовке к уроку можно заранее предложить кому либо из учащихся подготовить выступление на тему “Условия предоставления банковского кредита”. После изложения этого материала (приложение 6) учащиеся записывают в тетрадь:

Условия предоставления банковского кредита

  1. Срочность.
  2. Возвратность.
  3. Платность.
  4. Гарантии (залог или страховка).

Господа предприниматели!

Кроме банковского, в бизнесе используется еще одна разновидность кредита. Это – торговый кредит. Его предоставляют друг другу сами фирмы в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Например, Ваши предприятия заказывают у поставщиков большую партию сырья. Согласно договору поставщик предоставляет Вам отсрочку платежа на 30 дней. Это значит, что к установленному сроку Ваши предприятия должны полностью рассчитаться за полученный товар и, сверх того, уплатить определенный процент за предоставленный кредит. Торговый кредит – это еще один внешний источник финансирования.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Торговый кредит” (приложение 5) и записывают в тетрадь: Торговый кредит – это продажа товаров с отсрочкой платежа, которую предоставляют друг другу сами предприятия.

Фирма, испытывающая недостаток в средствах, может найти партнеров, у которых такие же проблемы. Создавая совместный бизнес, партнеры получают возможность расширить свои финансовые ресурсы за счет их объединения.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Объединение с другими предприятиями” (приложение 5).

Государство может оказывать финансовую помощь в виде субсидий фирмам в тех случаях, когда считает это полезным для экономики страны или для достижения иных, социальных целей в обществе (например, для сохранения рабочих мест). Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственная субсидия” и записывают в тетрадь: Государственная субсидия – это частичное финансирование фирмы в тех случаях, когда государство считает нужным это делать. Главное отличие государственной субсидии от банковского кредита в том, что от государства фирма получает финансы бесплатно и безвозвратно.

Есть еще одна форма государственного финансирования деятельности фирм – это государственный заказ. Государство заказывает фирме изготовление той или иной продукции и объявляет себя ее покупателем. Например, если в стране железные дороги принадлежат государству, оно может заказать частной фирме вагоны и локомотивы и закупить всю партию. Государство здесь не финансирует затраты, а объявляет себя заказчиком и покупателем продукции, чем заранее обеспечивает фирме доход от продажи товаров. Получить госзаказ можно только на конкурсных условиях. Основные требования к предприятиям, участвующим в конкурсе на получение госзаказа: опыт работы, наличие финансовых и материальных ресурсов, отсутствие задолженности по обязательным платежам, репутация фирмы.

Учащиеся заносят в ячейку схемы “Государственный заказ” (приложение 5). Схема заполнена.

5. Закрепление знаний учащихся (5 мин.).

Господа предприниматели!

Предлагаю Вам посоветоваться и уточнить возможные источники поступления на Ваши предприятия недостающих финансовых средств.

Учащиеся дают ответы и обосновывают их.

ОАО “Молодежная мода”: внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – продажа акций, банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.

ООО “Лакомка”: внутренние источники финансирования – личные средства, прибыль; внешние источники финансирования – банковский кредит, торговый кредит, возможно объединение с другими предприятиями, возможна государственная субсидия.

6. Подведение итогов урока учителем (5 мин.).

Уважаемые предприниматели!

Сегодня мы завершили изучение раздела “Основы предпринимательства”. Вы познакомились с основными источниками финансирования бизнеса. На предприятии вести учет финансов и материальных ценностей поручается бухгалтеру, и, зачастую, не одному, а целому отделу, который называется бухгалтерией. Получить профессию бухгалтера можно в высших и средних учебных заведениях.

Финансы – это не единственные ресурсы, которыми обладает предприниматель. Ресурсы, как вы уже знаете, это те факторы, благодаря которым производство существует и приносит прибыль. К ним относятся и трудовые ресурсы, и материальные ресурсы (сырье, материалы, оборудование). Ресурсы – это здания и транспорт, это квалификация работников, это современные технологии производства, это информационные технологии.

Вернемся к формуле, по которой рассчитывается прибыль: П = Д – З (формула записана на доске). Предприниматель, чтобы получить максимальную прибыль, должен снижать затраты на производство, т.е. стремиться к эффективному, экономному использованию всех имеющихся ресурсов. Но при этом он не должен забывать, что “прибыль – превыше всего, но честь – превыше прибыли”.

Учитель рекомендует учащимся для внеклассного чтения “Трилогию желания” (романы “Финансист”, “Титаник”, “Стоик”) американского писателя Теодора Драйзера.

Учитель благодарит учащихся за плодотворную совместную работу на уроке; объявляет оценку результатов их коллективного и индивидуального труда; выставляет отметки в классный журнал и дневники учащихся; сообщает тему следующего урока и дает задание учащимся на подготовку к следующему уроку.