Урок математики в 3-м класе по теме: "Решение задач на движение"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • закрепить основные принципы решения задач на движение
  • уметь применять полученные знания при решении задач на движение
  • развивать интерес учащихся к математике
  • развивать умение логически мыслить

Оборудование:

  • карточки для устных вычислений
  • чертежи к задачам на движение
  • карта “Страны цифр” с обозначенными преградами (“Заколдованные цифры”, “Дикий зверь – цифрозавр”, “Глубокий овраг”, “Коварная река”, “Задачки от Мюнхгаузена”, “Шутка на одну минутку”)

Ход урока

1. Оргмомент.

Учитель.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень тонкая наука,
Интересная наука –
Это математика!

2. Устный счет – разминка для ума: “Заколдованные цифры”

- Как звали красивого и мужественного черного лиса из рассказов Э. Сетона-Томпсона?

35 60 320 25 7
+ 5 - 2 : 80 : 5 · 70
: 8 : 29 · 9 · 60 : 10
· 9 · 100 - 8 - 9 + 15
: 3 + 0 : 4 : 3 : 8
· 10 : 4 · 50 + 8 · 6
М О Д И Н
350 50 150 105 48 50
Д О М И Н О

3. Решение задач.

- Первая преграда – “Дикий зверь – цифрозавр”.

А) С 14 до 16 часов грузовик ехал со скоростью 60 км/ч, а с 16 до 18 часов он увеличил скорость на 10 км/ч. Какое расстояние грузовик проехал с 14 до 18 часов?

Запишем условие задачи с помощью таблицы.

V t S
60 км/ч с 10 до 16 ч с14 до 18 ч ?
на 10 км/ч> с 16 до 18 ч

- Повторим формулы. Как найти скорость? Как найти расстояние? Как найти время?

(Один ученик решает задачу на доске).

- Вторая преграда – глубокий овраг. Чтобы его преодолеть, решите еще задачу.

Б) Туристы в первый день прошли на байдарках 24 км, двигаясь со скоростью 6 км/ч, а во второй день – 30 км с той же скоростью. Сколько времени они плыли на байдарках?

(Условие задачи опять записывается с помощью таблицы, а затем ученик решает задачу на доске.)

дни V t S
1 6 км/ч ? 24 км
2 6 км/ч ? 30 км

4. Физкультминутка. (Проходит под песню В. Шаинского “Чунга-Чанга”)

5. Третья преграда – “Коварная река”. Чтобы преодолеть ее, решите пример на порядок действий.

(45736 : 5717) · 918 + 675248 : 16 = 49547

6. Самостоятельная работа “Задачки от Мюнхгаузена”.

- Новое задание изложено в этом письме. Откроем конверт и прочитаем.

Достопочтенные ребята!

Я, благородный и самый правдивый человек на свете, барон Мюнхгаузен, тоже хочу предложить вам свои испытания. Решите самостоятельно следующие задачи:

Вариант 1

Автомашина вышла из города Числянска в 7 ч утра и в 9 ч того же утра прибыла в город Сказок. Найдите расстояние от одного города до другого, если автомашина двигалась с одной и той же скоростью, равной 90 км/ч.

Вариант 2

Мотоцикл проехал 160 км, двигаясь со скоростью 80 км/ч, несколько раз останавливаясь в пути. Сколько времени мотоциклист затратил на весь путь, если остановки заняли 25 минут?

(Два ученика решают задачи на оборотной стороне доски. Затем – проверка. Учащиеся в классе проверяют решение задач друг у друга и выставляют отметку.)

7. Урок близится к концу, пора возвращаться из путешествия домой.

На десерт – задача-шутка, только на одну минутку!

- Пожарных учат надевать штаны за 3 с. Посчитайте, сколько штанов успеет надеть хорошо обученный пожарный за 1 минуту? (Ответ: 20 штанов)

- А за 5 минут? (100 штанов)

- А зачем одному пожарному столько штанов?

- На движение ли эта задача?

8. Подведение итогов урока.

- Чем мы сегодня на уроке занимались?

- Какие задания было выполнять легко, а какие не очень?

- Выставление отметок за урок с комментированием.

9. Домашнее задание: придумайте две задачи на движение, которые должен будет решить ваш сосед по парте. А кто сможет – придумайте задачи-шутки.