Разработка урока по русскому языку. 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Русский язык 4 класс

Цели:

  1. Систематизация полученных знаний о морфологических признаках глагола, через построение алгоритма морфологического разбора.
  2. Развитие мыслительных операций: сравнения, анализа, синтеза, классификации; беглости мышления; творческого воображения.
  3. Воспитание любви к театру, развитие интереса к этому виду искусства. Повышение мотивации к предмету через элементы театрального искусства. Формирование положительной «Я концепции».

Оборудование:

Элементы театральных декораций, наглядность к уроку, магнитофон, компьютер, мульти-медийный проектор

1. Постановка учебной задачи.

Учитель - Сегодня речь пойдет о глаголе. Наша задача систематизировать знания об этой части речи и построить алгоритм морфологического разбора глагола. Откройте тетради, запишите тему урока.

- Скучно? Неинтересно?

Дети-…

2. Подготовка к восприятию нового учебного материала, т.е. актуализация знаний.

Учитель - Тогда я приглашаю вас в волшебный мир театра. Когда вы играете, то перевоплощаетесь. Мы с вами выступим в роли зрителей, актеров. Занавес закрыт (закройте глазки). Со звонком вы должны занять свои места в зрительном зале.

(Дети закрывают глаза, звучит звонок, дети открывают глаза, учитель в маске Дроссельмейера под музыку начинает читать монолог)

Учитель - Ходит маятник со скрипом. Меньше стука, вот в чем штука. Трик -и -трак! Всегда и впредь должен маятник скрипеть, песни петь. А когда пробьет звонок: бим-и-бом! – подходит срок. Бьют часы и в срок и кстати на погибель мышьей рати, а потом слетит сова, раз -и - два! Бьют часы, коль срок им выпал. Ходит маятник со скрипом. Меньше стука - вот в чем штука. Тик–и -так и трик- и –трак!

- Из какой сказки этот монолог и кому он принадлежит?

Дети - Гофман « Щелкунчик и Мышиный король», песенка часовщика Дроссельмейера

Учитель - Мари, как говорят, еще и поныне королева в стране, где, если у тебя есть глаза, ты многое можешь увидеть, удивиться и узнать.

(На экране появляются по очереди слова: увидеть, удивиться, узнать)

Предлагаю отправиться в эту страну, где живет глагол, чтобы решить задачу нашего урока. Но я не могу начать отсчет времени. Почему?

Дети - Нет циферблата, единиц времени.

Учитель - А ведь только часы с особым циферблатом волшебной страны помогут нам решить задачу урока. Что будем делать?

Дети - Чинить, выполнять задания...

3 Изучение нового материала.

Учитель - Действительно, герои сказок, чтобы достичь своей цели должны выполнить какие-то задания. Вспомните, какое чувство помогло Мари преодолеть все испытания?

Дети - Любовь.

Учитель - Образуйте однокоренной глагол.

Дети - Любить.

Учитель - Подберите синонимы.

Дети - Обожать, боготворить, души не чаять, уважать, питать слабость, быть неравнодушным, жалеть, не надышаться.

Учитель - Молодцы, хорошие слова подобрали. Я вам предлагаю глаголы: боготворить, полюбить, симпатизировать записать в порядке усиления действия.

Учитель - Проверьте. У вас на партах лежат театральные маски, если вы выполнили задание верно, возьмите маску с улыбкой.

Учитель - Что объединяет эти глаголы?

Дети - Н. ф., суффикс ть и т. д.

Учитель - Как по другому назвать неопределенную форму глагола?

Дети - Инфинитив.

Учитель - Мы поместим инфинитив на самое главное и почетное место на циферблате. Как вы считаете, куда?

Дети - Там, где 12 часов, это: начало всех чудес, начало отсчета, начало всего…

Учитель - На какие две группы можно разделить? Докажите.

Дети – Вид .... Спряжение…

Учитель - Что вы можете сказать об этих признаках глагола?

Дети - Неизменяемые признаки глагола (постоянные)

Учитель - Мы и не заметили, как выполнили два задания. Молодцы. Не будем терять времени, начнем выполнять следующее задание. У вас на партах лежит текст прочитанного мною монолога. Выпишите глаголы из текста.

(самостоятельная работа)

Учитель - Формы одного и того же глагола выпишите один раз.

Дети - На какие две группы их легче всего разделить?

Дети - По виду (совершенный или несовершенный). По спряжению(I или II спряжение.) По числу (единственное или множественное).

Учитель - Можно изменить число глаголов? Поясни, докажи.

Дети …

Учитель - Подумайте, на какие 3 группы можно разделить данные глаголы?

Дети - По времени (настоящее время, прошедшее время, будущее время).

Учитель - Можно изменить время глаголов? Поясни, докажи.

Дети …

Учитель - Определите число и время глаголов. (самостоятельная работа)

Учитель - Предлагаю поменяться тетрадями, проверьте, если сомневаетесь, правильные ответы на экране.

(взаимопроверка тетрадей)

Учитель - Если вся работа выполнена правильно, подарите соседу маску с улыбкой, если нет - другую маску.

Учитель - Какие еще изменяемые признаки можете назвать?

Дети – Лицо у глаголов в наст. вр. и буд. вр., род у глаголов в пр. вр.

Учитель - Обратите внимание на наш циферблат. Почему кружки разного цвета?

Дети - Постоянные морфологические признаки и непостоянные.

Учитель - Незаметно пролетело время. Конец первого действия. Антракт.

(учитель звенит в колокольчик)

4. Физминутка

Игра «Пластический этюд»

Учитель - Я называю предмет или человека, а вы по очереди говорите, какое действие он совершает. Мы все это действие воспроизводим.

Дети…

Художник… лыжник… лиса… корабль… орел… паровоз…

Учитель - Вы замечательные актеры.

(учитель звенит в колокольчик)

Учитель - Прошу занять свои места в зрительном зале.

5. Творческая работа.

Учитель - Звезда. Ночь. Тишина. Что это?

Дети - … Может быть рассказ? Можно представить и нарисовать картинку; одна тема: покой, тишина, умиротворение.

Учитель - Это картинка застывшая. Перед нами чарующая неподвижность, но не забылись ли мы, не потеряли ли мы свое стремление к движению? Подумайте, как ее оживить?

Дети - Глаголами, существительными, прилагательными.

Учитель - Создайте декорацию, напишите небольшой связный текст, используя известные вам литературные приемы.

(самостоятельная работа)

Учитель - Послушаем, какие у вас получились зарисовки?

Учитель - Незаметно для себя вы выступили в роли художника-постановщика.

В первом предложении подчеркните грамматическую основу. Какой частью речи выражено сказуемое? Какой можно сделать вывод?

Дети - Сказуемое выражается глаголом.

Учитель - Что узнали?

6. Закрепление.

Учитель - Теперь циферблат наших часов приведен в порядок. Какая задача стояла сегодня перед нами?

Дети - Систематизировать знания о глаголе, построить алгоритм морфологического разбора глагола.

Учитель - Пользуясь тем порядком, который мы навели в механизме часов, выполним морфологический разбор глагола. Прочитайте первое предложение. Назовите глагол. В роли Дроссельмейера выступит …

( к доске вызывается ученик)

Будешь следить за последовательностью выполнения алгоритма, а в роли Мари выступит….

( к доске вызывается ученик)

Я думаю, ты преодолеешь еще одно испытание и выполнишь морфологический разбор глагола. А мы, зрители, будем помогать и выполнять эту работу в тетради.

Дети – Ходит - гл., ходить, несов. В., 11 спр.,в ед. ч.,в н. вр., 3 скл., сказуемое.

Учитель - Ребята, смотрите, что наделал мышиный король напоследок. Он оторвал глагол от его морфологических признаков. Поможем исправить запись? Работать будем в группах. Найдите из группы глаголов тот, которому соответствуют данные признаки. ( Ученики делятся на 3 группы, каждой группе дается 6 глаголов и 1 карточка с морфологическими признаками глагола. Задача детей найти глагол, которому соответствует данный морфологический признак и прикрепить глагол и его морфологический признак на доску. )

Дети - Участвовали – гл., участвовать, несов. в., I спр., во мн. ч., в пр. вр., сказуемое.

Дети - Живет – гл., жить, несов. в., I спр.; в ед. ч., в наст. вр., 3 лицо, сказуемое.

Дети - Найду – гл., найти, сов. в., I спр.; в ед. ч., в буд. вр., 1 л., сказуемое.

Учитель – Молодцы ...

- Самостоятельно выполните морфологический разбор глаголов: выступишь, писал, научит.

(Это оставшиеся 3 глагола из 6 данных)

7. Домашнее задание

Учитель - Напишите небольшое сочинение – отзыв на наш урок, используя данные глаголы: участвовали, найду, говорит, выступишь, писал, научит.

8. Итог

(На экране поочереди появляются слова: увидели, удивились, узнали)

Учитель - Что интересное вы увидели на уроке?

Дети…

Учитель - Чему удивились?

Дети…

Учитель - Что узнали?

Дети…

 

 

 

 

 

 

Оборудование

 

 

Запись на доске числа, темы урока.

 

 

 

 

 

 

маска

музыка

 

 

 

 

Приложение 1

слайд 1

 

часы без циферблата

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

слайд 2

Приложение 1

слайд 3

маски

 

 

 

на циферблате появляется первое деление

 

на циферблате появляются второе и третье деление

 

тексты с монологом Дроссельмейера из сказки

 

 

 

 

на циферблате появляется четвертое деление

 

на циферблате появляется пятое деление

 

 

 

 

Приложение 1

слайд 4

маски

 

 

на циферблате появляются шестое и седьмое деления

звонок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

звонок

 

Приложение 1

слайд 5

 

 

 

 

 

тетради

 

 

 

на циферблате появляется восьмое деление

Часы с циферблатом

 

 

 

Текст

 

 

 

 

 

 

 

 

6 глаголов (участвовали, найду, выступишь, писал, говорит, научит) и 3 морфологических признака.

на доске восстановленные записи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Слайд 6

Литература

1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. – М., Просвещение 1996.
2. Зеленина Л.М., Т.Е. Хохлова Русский язык в начальной школе. Книга для учителя. –М., Просвещение 2002.
3. Носенко Э.Л. Эмоциональное состояние как опосредованный фактор влияния самооценки на эффективность интеллектуальной деятельности детей младшего школьного возраста. Психологический журнал. 2003 №4.
4. На берегах лингвистики. Занимательный задачник по русскому языку./под ред. Чесноковой Л.Д. –М., Просвещение, 1996.
5. Полякова А.В. Русский язык в начальных классах. – М., 2002.
6. Психология детей младшего школьного возраста/ под ред. Реана А.А. - М., 2003.
7. Словарь синонимов русского языка/под ред. Алиева Т.С. – М., ЮНВЕС. – 2001.