Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ. Развитие орфографических умений"

Разделы: Начальная школа


I. Мотивация.

Мы начинаем урок русского языка. Открываем тетради, записываем число, классная работа.

- Послушайте внимательно логическое упражнение:

В лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Определите, где живут животные, если известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях.

(Ответ: мы знаем, что в лесу живут ежи, чижи, мыши. Их жилища расположены в сухих листьях, на ветвях дуба, под старым пнем. Ещё нам известно, что чижи строят свои гнезда на ветвях дуба, а мыши не живут в сухих листьях. Значит, мыши живут под старым пнём, а ежи – в сухих листьях.)

II. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Определите, какая орфограмма чаще всего встречается в словах этого логического упражнения и сформулируйте тему урока.

(Ответ: в словах логического упражнения чаще всего встречается орфограмма «Написание слов с сочетаниями ЖИ, ШИ» (живут, ежи, чижи, мыши, жилища, животные), значит тема урока «Упражнение в написании слов с сочетаниями ЖИ, ШИ».

Учитель открывает название темы на доске, а дети хором рассказывают стихотворение:

Знаем твердо ЖИ и ШИ
Пишем только с буквой И.
Ты попробуй, напиши:
Малыши, чижи, ежи.
Можно ошибиться.
Это надо всем запомнить,
Надо потрудиться.

- Давайте поставим цели урока.

(используя слова-помощники учащиеся самостоятельно формулируют цели урока, учитель при необходимости их корректирует):

узнать (что-то новое);

повторить… (особенности звуков Ж и Ш);

закрепить… (умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ);

развивать… (орфографическую зоркость).

III. Актуализация субъектного опыта учащихся (подготовка к основному этапу занятия).

- Молодцы, тема и цели сформулированы.

Сегодня на уроке мы отправимся в страну Орфографию в город Сочетаний. Перед нами карта. Мы находимся на Неграмотных землях. На каком транспорте мы их пересечём, узнаем, расшифровав слово. Для этого поменяйте местами фигуры одинаковой формы.

(Ответ: машина).

Учитель вывешивает карточку со словом МАШИНА и рисунок.

- На этой машине мы пересечём Неграмотные земли.

Как вы понимаете значение этого слова?

МАШИНА – это:

1) механическое устройство, совершающее полезную работу (швейная, паровая, вычислительная и др.);
2) то же, что автомобиль;
3) у спортсменов: мотоцикл, велосипед.

- Расскажите про это слово.

(Ответ: в этом слове три слога МА-ШИ-НА, ударение падает на второй слог, безударная гласная А – её надо запомнить, здесь есть сочетание ШИ.)

- Запишите слово МАШИНА и запомните его написание.

- Догадайтесь, характеристику какого звука в слове МАШИНА мы будем давать? Не забудьте о теме и целях урока.

(Ответ: мы дадим характеристику звука «Ш», так как наша цель урока повторить характеристику этого звука.) Ученик выполняет задание.

- Подберите однокоренные слова. (Устно)

(Ответ: машинка, машинист, машинный и др.)

- Докажите, что эти слова однокоренные.

(Ответ: одинаковый корень, имеют общее значение со словом машина.)

- Подведите итог этой части урока.

(Ответ: познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш, закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ.)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

IV. Закрепление знаний и способов действий.

Молодцы, мы повторили особенности звука.

Вот мы с вами пересекли Неграмотные земли и подъехали к границе страны. Дальше мы пойдем пешком. Ее величество Орфограмма пригласила нас посетить ее сказочный дворец. Но на нашем пути будут встречаться препятствия. Вы готовы к этому? Тогда – в путь. И вот первое препятствие – озеро. Когда мы выполним задание, на озере появится мостик, по которому мы сможем пройти.

1) Откройте учебники упр.163. (Бунеевы, 2 класс)

- Посовещайтесь в парах и скажите, какое задание вы можете предложить к этому упражнению.

(Ответ: найти сочетания ЖИ – ШИ, разделить слова на 2 группы в соответствии с орфограммой, составить предложения и т.п.)

- Мы выполним задание … (имя ученика) и распределим слова в два столбика и обозначим орфограмму.

I вариант выписывает слова с сочетаниями ЖИ;

II вариант выписывает слова с сочетаниями ШИ.

(2 человека работают на доске.)

- Добавьте свои слова.

Дополнительные вопросы к отвечающим у доски. (Дайте характеристику звуку Ж, Ш. Что такое орфограмма, как её обозначают?)

- Взаимопроверка: если все правильно, поставьте знак успеха, порадуйтесь за своего товарища.

- Подведите итог этой части урока.

(Ответ: закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ, развивали орфографическую зоркость.)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

2) Молодцы! (На озере появляется мостик)

Фонограмма «голоса птиц», во время которой учитель произносит слова:

Теперь мы можем продолжить наше путешествие. Долго ли, коротко ли, мы шли и дошли до леса. А сколько звуков в лесу! На макушке березы громко кукует кукушка. В глухой еловой чаще тихо перекликаются рябчики. Но очень трудно пройти через чащу – надо выполнить задание.

- Послушайте и скажите, о каких животных идёт речь.

(Учитель читает текст с карточки. Слабые ученики работают по другой карточке.)

Они мало похожи на лесных зверей. У них стройные ноги, длинная шея и узкие уши. Вместо лап у них широкие ласты. Голова увенчана небольшими рожками. Вместо шерсти – толстая кожа. Под ней слой жира. Это защита от стужи. Шерсть короткая, на ней – тёмные пятна причудливой формы. Эти красивые животные – жители равнин.

________________ живут в холодных морях.

________________ – самые высокие из живущих на Земле животных.

- Итак, о каких животных идет речь? Не забывайте о теме урока.

(Ответ: здесь говорится о моржах и жирафах.)

Учитель вывешивает картинки с изображением жирафа и моржа.

- Да. Внизу на карточке написаны два предложения. Давайте вставим в них слова.

(Ответ: Моржи живут в холодных морях. Жирафысамые высокие из живущих на Земле животных.)

- Легко ли вам было догадаться, о каких животных мы прочитали? Почему?

(Ответ: нелегко, так как здесь смешаны два текста.)

- Работая в группах, распределите предложения на два текста. Для этого возьмите цветные карандаши (2 цвета) и предложения о каждом животном подчеркните своим цветом.

- Составив рассказы, запишите один из них в тетрадь. Первое предложение выберите из двух, предложенных внизу карточки.

I вариант выписывает предложения о жирафах.

II вариант выписывает предложения о моржах.

Проверка текстов. Прочитайте текст с описанием моржей. Слушая его, найдите слово с сочетанием ШИ, в котором звуков больше, чем букв. (Широкие)

- Прочитайте текст с описанием жирафов. Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. (Шерсть)

- Как вы понимаете слово УВЕНЧАНА?

- Что значит ПРИЧУДЛИВОЙ ФОРМЫ?

Карточки для слабых учеников.

Спиши слова. Выдели орфограмму

ЖИ – ШИ.

Шишки, лыжи, ужин, машина, шип, жилка, шить.

______________________________

Прочитай. Выпиши только те слова, в которых есть сочетание ЖИ – ШИ. Выдели орфограмму.

У шиповника красивые цветы. Дедушке сшили новый жилет. У нас живёт собака Рыжик. В воздухе кружились пушистые снежинки.

- Молодцы. Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

Раздвинуть ели, чтобы получилась тропинка. Фонограмма с голосами птиц.

Тропинка привела нас на лужайку. Посмотришь, а кругом трава, цветы, ягоды. Белеют ромашки, синеют колокольчики, без умолку стрекочут кузнечики, жужжат пчелы. Давайте отдохнем. (ФИЗКУЛЬТМИНУТКА)

Как живем?
Как плывем?
Как бежим?
В даль глядим?
Ждем обед?
Машем вслед?
Ночью спим?
А шалим?

Дети говорят: «Вот так» и показывают движения.

3) Продолжаем путешествие. Но горы встают на нашем пути, и мы по горам начинаем ползти. А горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи. Что нам делать? Где-то здесь была пещера Буквоеда. А вот и он.

Учитель вывешивает на доску рисунок.

Он может провести нас самой короткой тропинкой, но прежде нам надо разгадать его загадки.

Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут … (мыши).

Не поедет без бензина
Ни автобус, ни … (машина).

Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте … (лыжи)

По полям бегут ручьи,
На дорогах … (лужи).

Скоро выйдут муравьи
После зимней … (стужи).

Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке. (Снежинка)

Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыши)

  • Составьте предложение, используя как можно больше слов-отгадок, и запишите его.
  • Прочитайте, какие предложения у вас получились. Чье предложение вам больше всего понравилось?
  • Подведите итог этой части урока. (Закрепляли умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ)

Учитель отмечает галочкой реализованные цели.

V. Контроль и проверка знаний.

А вот и замок показался впереди. Осталось совсем чуть-чуть, и мы встретимся с ее величеством Орфограммой. Но посмотрите, кто не хочет пропустить нас во дворец? Да это же гном. Учитель вывешивает на доску рисунок. Он забирает нас в свое подземелье. Выбраться сможет тот, кто справится с заданием.

- Возьмите карточки. Выберите уровень: красный – сложнее, зеленый – легче, синий – самый легкий.

ЗАДАНИЯ НА КАРТОЧКАХ.

УРОВЕНЬ 1 (синий)

Подберите подходящее по смыслу слово. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ. В соответствии с шифром составь слово.

Летучие … . Душистые … . Колючие … . Проворные … . Цветные … . Густые … .

Слова для справок:

еж – щ карандаш – х img3.JPG (3170 bytes)
мышь – п ландыш – и
камыш – а стриж – у

Проверка: Какое слово у вас получилось? ПИЩУХА – это птица. Ее голос мы послушаем в группе продленного дня.

УРОВЕНЬ 2 (зелёный)

Напиши ответы на вопросы. Выделите орфограмму ЖИ – ШИ.

Какие цветы расцветают в мае?

Что растет на соснах и елях?

Как называется дикая роза?

Проверка: прочитайте, какие предложения у вас получились.

УРОВЕНЬ 3 (красный)

Замените выделенное слово близким по значению словом. Обозначьте орфограмму ЖИ – ШИ.

Ароматный чай, просторные улицы, толстый кот, мохнатые ели.

Проверка: прочитайте слова, которые вы вставили. (Ответ: душистый, широкие, жирный, пушистые.)

VI. Рефлексия.

Молодцы! Вас приветствует ее величество Орфограмма и приглашает посмотреть королевство. А ее помощники расскажут нам на следующих уроках много нового о других буквосочетаниях.

- Давайте подведем итог. Чему научились? Что узнали?

(Ответ: мы познакомились с новым словарным словом, повторили особенности звуков Ж и Ш; закрепили умение писать слова с орфограммой ЖИ – ШИ; развивали орфографическую зоркость.)

- Все ли цели выполнили? (Да)

- Если вам было интересно на уроке, комфортно и вы все поняли, возьмите красный лучик.

Если вам нужно еще позаниматься – оранжевый.

Если вам нужна помощь – фиолетовый.

Учитель прикрепляет лучики на доску к замку.

Сегодня мы хорошо поработали. Посмотрите, как засиял дворец. Молодцы!

VII. Информация о домашнем задании.

Д.з. Выберите себе то домашнее задание, какое вы хотите. Задания разной сложности.

Упр.164 с.101
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами.
Упр.164 с.101, составить предложения со всеми словами, чтобы получился рассказ.

Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3