Урок литературного чтения в 1-м классе "Закрепление знаний о гласных буквах"

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

  • упражнять в чтении, закрепить знания о гласных буквах;
  • развивать мышление, внимание, речь учащихся, её выразительность;
  • воспитывать любовь к природе, стремление заботиться о ней.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • Сказочные герои Том и Тим; картины с изображением леса и луга;
  • индивидуальные карточки для чтения; знак «Не рвите цветы!»;
  • вырезанные из цветной бумаги цветы с текстом.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

Звенит звонок,
Начинается урок.

РЕЧЁВКА

Учитель: Кто хочет разговаривать?

Ученики: Мы будем разговаривать!

Учитель: Тот должен выговаривать.

Ученики: Мы будем выговаривать!

Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

2. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ

- Если вы отгадаете загадку, то узнаете тему нашего урока.

Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … (гласный)

- О чём мы будем говорить на уроке? Назовите тему урока.

(Дети сами называют тему урока)

- Правильно. Сегодня на уроке мы будем повторять все изученные гласные буквы и звуки, будем упражняться в чтении, разговаривать, играть и даже сочиним сказку.

- Но прежде чем к этому приступить, разомнём наши язычки.

3. ПОВТОРЕНИЕ

1) ЗВУКОВАЯ ЗАРЯДКА

а) Чистоговорка

Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

Ры-ры-ры – нас кусают комары.

(произнести три раза, меняя громкость: от тихого к громкому и от громкого к тихому)

б) Скороговорки

(один ученик произносит любую знакомую скороговорку, другие дети повторяют)

- У редьки и репки корень крепкий.

- Кричал Архип, Архип охрип, не надо Архипу кричать до хрипу.

- До города дорога в гору, от города с горы.

- У осы не усы, не усищи, а усики.

- Волк на лужайке – задрожали зайки.

- Ужин нужен и жуку, и жуку, и пауку.

- Еле-еле Лена ела, есть от лени не хотела.

2) ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

- Какое задание вы приготовили дома?

- Мы выучили считалку (с. 53)

(Дети инсценируют считалку. Сначала выступает первый ряд, затем второй. Звучат обязательные аплодисменты после каждого выступления)

Девочки: Аты-баты, шли солдаты.

Аты-баты, на базар.

Аты-баты, что купили?

Мальчики: Аты-баты, самовар.

Девочки: Аты-баты, сколько стоит?

Мальчики: Аты-баты, три рубля.

Девочки: Аты-баты, он какой?

Мальчики: Аты-баты, золотой!

3) ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА О ГЛАСНЫХ БУКВАХ

- Назовите буквы по «ленте букв».

А – Я           О – Ё            У – Ю            Э – Е            Ы            И
               
               

- Что в них общего?

- Расскажите об этих буквах всё, что знаете.

Ответы детей:

- Эти буквы все гласные.

- Они образуются с помощью голоса.

- Буквы А, О, Ы, Э, У «командуют» согласным «читай твёрдо!»

- Буквы Я, Ё, И, Е, Ю придают согласным мягкость.

- Буквы Я, Ю, Е, Ё – особенные буквы. Буква одна, а звук другой.

4) БЕСЕДА «БУКВЫ-ЧЕЛОВЕЧКИ» с. 54

- Почему буквы держатся за руки?

Ответы детей:

- Буквы А и Я обозначают звук А

- Буквы О и Ё обозначают звук О

- Буквы Э и Е обозначают звук Э

- Буквы У и Ю обозначают звук У

- Буквы Ы и И изменяют число предметов.

5) ИГРА «ЖИВЫЕ БУКВЫ»

(У каждого ученика буквы. Дети должны быстро выбегать к доске по команде учителя)

- Приглашаю буквы, которые обозначают звук А. (А и Я)

- Звук О. (О и Ё)

- Звук У. (У и Ю)

- Звук Э. (Э и Е)

- Буквы, которые меняют число предметов. (Ы и И)

- Особенные буквы. (Я, Е, Ё, Ю)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Ну-ка, буквы, встаньте в ряд, Ну-ка, буквы, потянитесь,
Начинаем наш парад! Низко-низко поклонитесь!
Раз-два, раз-два, Раз нагнитесь, два нагнитесь,
Выше голова! Все друг другу улыбнитесь!
И на место все садитесь!

4. УПРАЖНЕНИЕ В ЧТЕНИИ

1) ЧТЕНИЕ ПО СЛОГОВОЙ ТАБЛИЦЕ

(работа в парах, с. 54)

МА МЯ МО МЁ МЫ МИ МУ МЮ МЭ МЕ

ЛА ЛЯ ЛО ЛЁ ЛЫ ЛИ ЛУ ЛЮ ЛЭ ЛЕ

2) ЧТЕНИЕ ПО ЛЕСЕНКЕ (на доске)

- По каким ступенькам мы поднимаемся? (по твёрдым)

- А по каким спускаемся? (по мягким)

- Твёрдые будем читать твёрдо, громко, а мягкие - тихо.

Игра «Эхо» (Читает один ученик, класс повторяет)

3. РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЯМИ О БУКВАХ Ы и И

- Посмотрите на рисунки (с. 54). О каких буквах будем читать стихи?

(Читают хорошо читающие ученики)

На калитку посмотри: Ы на вид весьма сурова,
Чем она не буква И? Но характером скромна:
Между двух прямых досок Никогда в начале слова
Одна легла наискосок. Не становится она.
Но ни ты, ни мы, ни вы
Не обходимся без Ы.

- На что похожа буква И? Чем она похожа на калитку? Найдите в тексте букву И.

- Что говорится в стихотворении о букве Ы? Почему ни ты, ни мы, ни вы не обходимся без Ы?

4. РАБОТА ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КАРТОЧКАМ

Игра «Поймай букву И»

- Ребята, буква И решила поиграть с нами в прятки. Найдите все буквы И, подчеркните их.

(У каждого ученика карточки с текстом. У хорошо читающих детей тексты большего размера, у остальных – тексты маленькие. Дети ищут и подчёркивают букву И)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы читали, мы читали, А проказник Колобок
На вопросы отвечали. Напугать лисицу смог.
А теперь мы отдохнём, Чуть её не проглотил,
Сладко, сладко все заснём… Но подумал и простил
Снится детям сон смешной, Семь козлят на волка сели,
Сон весёлый, озорной. Громко песенку запели.
Как волчище глупым был, Мы козляткам подпоём
В лапы зайцу угодил. И скорей плясать пойдём…
Ножку влево, ножку вправо
Получается на славу!

5. ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА

- Ребята, а вы любите сказки? Давайте и мы попробуем сочинить сказку о наших друзьях Томе и Тиме. Я начну, а вы продолжите.

(Учитель показывает Тома и Тима. Том – высокий и худой, и Тим – поменьше ростом и потолще)

- Жили-были два друга Том и Тим. Жили они дружно, никогда не ссорились. Им нечего было делить. Том любил всё, что начинается с твёрдых звуков, а Тим – с мягких.

Самое любимое занятие друзей - это прогулка в природу.

- Как вы думаете, куда любил ходить Том, в лес или на луг? Почему?

- Проведите Тима в лес.

(На доске сказочные герои Том и Тим, картины с изображением леса и луга и дорожка из «твёрдых» и «мягких» слогов. Дети проводят Тома по «твёрдым» слогам, а Тима – по «мягким». Если ученик читает правильно, класс повторяет за ним хором)

- Расскажите, что мог увидеть Тим в лесу?

(Выслушиваются рассказы детей)

- В лесу росли деревья: БЕ… (берёзы), ЛИ…(липы), РЯ…(рябины)

Ещё Тим в лесу увидел животных: БЕ…(белку), МЕ…(медведя), ЛИ…(лису)

(На доске написаны слоги. Дети читают их и называют слова)

- А на лугу Том любовался цветами: РО…(ромашками), КО…(колокольчиками), ВА…(васильками).

- Над цветами порхают БА…(бабочки), МУ…(мухи), стрекочут КУ…(кузнечики)

- Друзья всегда были довольны своими прогулками.

Но вот однажды решили Том и Тим вместе сходить на луг. Но что же они там увидели? Беда! Что же случилось?

6. РАБОТА СО СТИХОТВОРЕНИЕМ «ЦВЕТЫ»

1) БЕСЕДА ПО РИСУНКУ ДО ЧТЕНИЯ

- Посмотрите на рисунок. (с. 55)

- Что за беда произошла на лугу?

2) ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ УЧИТЕЛЕМ

ЦВЕТЫ.

Если Я сорву цветок, И не будет красоты,
Если ТЫ сорвёшь цветок, И не будет доброты,
Если ВСЕ: Если только
И Я, и ТЫ – Я и ТЫ -
Если МЫ сорвём цветы, Если МЫ
То окажутся пусты Сорвём цветы.
И деревья, и кусты… Т. Собакин

- Какое настроение вызвало стихотворение?

- Почему?

- Что неправильно сделали ребята?

- А как бы вы поступили на их месте?

(выслушиваются все ответы детей)

3) ЗНАКОМСТВО СО ЗНАКОМ «НЕ РВИТЕ ЦВЕТЫ!»

(учитель демонстрирует знак «Не рвите цветы»)

Не рвите цветы! Пусть красивые растения останутся в природе, у себя дома. К ним будут прилетать насекомые, которые будут питаться их нектаром. А семена упадут в почву, и вырастут новые цветы.

Какой вред могут нанести люди, если сорвут даже по одному-единственному цветку. Ведь от красоты луга не останется и следа, если там побывает класс учеников – любителей «скромных букетиков». Имеем ли мы право срывать цветок только для того, чтобы некоторое время полюбоваться им? Конечно, нет! Для этого люди специально выращивают красивые растения в садах, на клумбах. А красивые луговые цветы должны оставаться в природе.

7. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

- Давайте поможем нашему лугу. Посадим много красивых, ярких цветов.

- Если вы сможете прочитать, что написано на вашем цветке, то у вас появится возможность «посадить» его на луг.

(Чтение по четырём уровням. Хорошо читающие дети читают предложения: «Не рвите цветы!», «Берегите природу!» Несколько учеников читают слова «Ромашки», «Лютики», «Васильки». Некоторые дети читают слоги. Не умеющие читать читают буквы. Цветы прикрепляются к доске)

- Какая чудесная получилась полянка! Радуются Том и Тим. А какое настроение у вас?

8. ИТОГ

- Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок!

- Какой урок получили вы?

- Чему учились на уроке?

- Кто остался доволен своей работой?

- МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК!

Учитель высшей категории Чухарева Валентина Васильевна