Цвет как средство развития внимания младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба


Среди психических явлений внимание занимает особое место. В отличие от восприятия, памяти и мышления, внимание не является психическим процессом, оно проявляется как бы внутри их и неотделимо от них, характеризуя динамику их протекания. Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания на определённой деятельности при отвлечении от всего остального. Внимание необходимо человеку в его повседневной жизни – в быту, в процессе общения с людьми. Оно обеспечивает правильную ориентировку в окружающей среде: внимательный человек вовремя заметит опасность и сможет её избежать, устранит препятствие на пути. Внимание может в процессе обучения превращаться во внимательность, а умение быть внимательным имеет значение не только в обогащении учащимися знаниями, умениями и навыками, но и в развитии личности.

Ушинский К.Д. так говорил о внимании: «…внимание есть та дверь, через которую проходит всё, что только входит в душу человека из внешнего мира». [ 7 ] Действительно, ведь человек обращает внимание чаще на то, что отвечает его потребностям, желаниям, интересам.

Внимание свойственно всем людям, но его особенности различны в возрастном отношении.

Я работаю над изучением проблемы – развитие внимания младших школьников (т.е. от 6 до 11 лет). В этом возрасте дети очень невнимательны. Они легко и быстро отвлекаются, перестают слушать указания учителя, забывают то, что слышали, допускают много ошибок в своей работе и часто во время её выполнения вдруг отвлекаются. Они задумываются над чем-то посторонним, теряют последовательность заданной работы и долго не могут сосредоточиться снова (отсутствие волевых усилий). Учитель сердиться на ребят, ставит им плохие отметки, некоторые педагоги даже наказывают учеников за ошибки, допускаемые из-за невнимательности. Однако практика упрямо доказывает, что такими мерами учитель не достигает улучшения детского внимания. Для того чтобы ребёнок умнел и развивался, необходима внутренняя регуляция интеллектуальной активности, саморегуляции, проявлением которой можно назвать произвольное внимание.

Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей нужно сначала научить быть внимательными, а не требовать от них сразу сосредоточенности в полностью сформированном виде.

Поэтому в ходе обучения перед учителем и педагогом – психологом стоит задача – использование наиболее эффективных путей развития произвольного внимания учащихся, одним из которых могут быть занятия по цвету.

Природа предлагает человеку великолепную палитру цветовых переживаний. Влияние цветовосприятия на психику человека изменяется в условиях специального воздействия.

Например, для выбора цветовой гаммы оформления кабинета, учебного класса можно обратиться к «естественному цветовому кругу» Гёте. (приложение 1)

«Естественный цветовой круг» Гёте строится по вершинам равностороннего треугольника, на которых находятся основные цвета – жёлтый, синий и красный. В построенный по вершинам круг вписывается такой же равносторонний треугольник, по вершинам которого располагаются составные цвета первой степени. На таком круге на противоположных точках будет взаимно противостоять два цвета. Они называются противоположными, или дополнительными цветами. Противоположные цвета создают всегда резкие контрасты, образуя сильные устойчивые эффекты воздействия. Составные цвета производят иное впечатление, чем, их цвета, их составляющие. Он скорее вызывает чувство неуверенности и беспокойства, и наши глаза бессознательно ищут компенсирующий оранжево- красный как естественно дополнительный. Эти эффекты влияния цвета на состояние психики можно использовать психологу в зависимости от задач работы.

Внимание учащихся зависит как от содержания материала, так и от его подачи. Живое, яркое, эмоциональное преподнесение содержательного, но вместе с тем доступного материала в младших классах – важная форма управления вниманием, условие внимательности школьников.

Мною было проведено исследование: «Влияние цвета на развитие внимания в младшем школьном возрасте», был разработан комплекс занятий на основе программы Погосовой Н. М. «Цветовой игротренинг». [ 6 ]

Результаты первичной диагностики показали, что у ребят свойства внимания недостаточно развиты. Это обусловило постановку цели работы – доказать, что использование занятий по цвету способствуют развитию внимания.

Занятия проводились в течение учебного года, один раз в неделю, по 40 минут.

Каждое занятие было посвящено определённому цвету, который предлагалось чувствовать, ощущать («Нравится ли тебе этот цвет?», «Каким тебе кажется этот цвет?»). Осознавая, что чувствуют губы, язык, нёбо во рту кусочек яблока или орех; осознавая, что ощущают руки, ноги, разные части тела во время расслабления; осознавая свои симпатии и антипатии по отношению к цвету или какому-то образу, осознавая свои мечты и фантазии, ребёнок расширяет границы общения с миром. Он становится более внимательным, терпеливым и радостным.

Танцы, рисование, ролевые игры, сочинение сказок – всё это основные виды работ на занятиях по цвету. Они ведут к освобождению от запретов и жёстких правил, к принятию всех сторон личности, даже самых неприятных. А это очень важно для ребёнка. Важно не жить в категориях «правильно – неправильно», «полезно – вредно», хорошо – плохо», а чувствовать, как отношусь к тому или иному событию, что я испытываю, что мне нужно.

Например, несколько упражнений используемых в занятии по теме «Зелёный цвет»:

Упражнение 1. Ощущение цвета (ребятам предлагается набор предметов зелёного цвета).

- Выпрямите спинку, расслабьте плечи и внимательно посмотрите на все предметы зелёного цвета. Каким вам кажется этот цвет?

Спокойным или тревожным? Успокаивающим или бодрящим? Грустным или радостным? Мягким или жёстким?

Зелёный – цвет гармонии и равновесия. Он соединяет холодныё и горячие цвета. Сам же он не холодный и не горячий. Зелёный способен успокаивать и устанавливать мир в душе. Он замечательный целитель. Зелёный помогает рассеять отрицательные эмоции, снять беспокойство, уменьшить усталость. Не случайно на природе, в окружении зелёной травы и деревьев мы чувствуем себя лучше, добрее и сильнее.

Упражнение 2.

- Перед вами стол, покрытый тканью зелёного цвета. Сейчас вы будите раскладывать на нём предметы зелёного цвета. Нужно взять любой предмет, положить его на стол, и объяснить, в какое место положил этот предмет. Например, я взяла зелёный кубик и положила его в правый верхний угол (необходимо контролировать, чтобы каждый ребёнок проговаривал сои действия).

Упражнение 3. «Кто самый внимательный!»

- Я закрою все предметы зелёной тканью, а вы их назовёте. Будьте внимательны и не повторяйте то, что уже назвали другие ребята.

Упражнение 4. «У кого сегодня!».

- Давайте проверим, кто в классе самый внимательный и скажет нам у кого сегодня в одежде присутствует зелёный цвет (один ученик поворачивается спиной к ребятам, а педагог-психолог задаёт ему вопросы: «У кого зелёный рисунок на платье?», «У кого зелёная кофточка?», «У кого зелёный бант?» и т. д.).

На занятиях дети чаще сидели в, так называемой позе «расслабления»: опустив руки вдоль туловища или положив их на бёдра. Спину нужно держать прямо (детям необходимо объяснить, что косточки и мышцы их тела мягкие, гибкие, подвижные и что они скоро привыкнут).

Для чего это необходимо? Важным моментом при взаимодействии с цветом является способность открыться интуитивным знаниям, то есть, ощутить, прочувствовать, осознать. И ничто не помогает так проникнуть в мир интуитивной мудрости, как умение расслабиться.

Расслабление позволяет устранить беспокойство, скованность, увеличивает запас энергии, пробуждает дремлющий творческий потенциал, развивает внимание.

Необходимо принимать от детей любые характеристики цвета, даже если они кажутся неподходящими. Встречая одобрение со стороны взрослых, дети станут смелее в высказываниях, увереннее в себе и в дальнейшем постепенно научаться подбирать более точные определения.

На занятиях очень важно понимать и принимать детей такими, какие они есть. Необходимо находиться с детьми в их пространстве, жить их чувствами и их ощущениями.

Такое сотрудничество позволяет чувствовать, сколько времени нужно проводить занятие, какие изменения можно внести по ходу (продлить ли дольше обычного игру или уделить больше внимания беседе). Всё зависит от состояния детей.

Работа только тогда способна приносить удовольствие и хорошие результаты, когда чувствуешь детей и всех, кто рядом с тобой.

Проведение повторной диагностики доказало, что занятия по цвету оказали значительное влияние на развитие внимания учащихся. Так, на конец учебного года количество учащихся с низким уровнем устойчивости и концентрации внимания уменьшилось на 5%, по сравнению с началом учебного года, количество учащихся с низким уровнем переключаемости внимания уменьшилось на 2%.

Таким образом, на мой взгляд, цвет вносит эмоциональное оживление на занятиях, значительно развивает внимание в младшем школьном возрасте.

Литература

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учись быть внимательным. – М., 1996
  2. Болотова А. К., Макарова И. В. Прикладная психология: Учебник для вузов. – М: Аспект, Пресс, 2002
  3. Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н. Л. Работа психолога в начальной школе. – М.: Генезис, 2001
  4. Вопросы психологии внимания / Под ред. П. Я. Гальперина. – М; 1971
  5. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальных классах. – М, 1998
  6. Погосова Н. М. Цветовой игротренинг. – СПБ.: Речь, 2003
  7. Ушинский К. Д. Собран. соч. – М, 1950