Развитие субъекта проектно-исследовательской деятельности на начальной ступени обучения

Разделы: Начальная школа


С течением времени и в образовании и в человеческой цивилизации в целом становится все более ясно, что важнейшим результатом образования являются некоторые общие модели деятельности человека, в том числе, интеллектуальной деятельности, хотя и не только.

Речь идет о планировании человеком своей работы и корректировке планов, о способности к контролю результатов работы, ее хода и своего поведения, о кооперации и разделении труда, о стратегиях индивидуального и общего выигрыша, об анализе своего опыта и поиске закономерностей, об умении делать произвольный выбор, строить модели социальных ситуаций и примерять на себя роли, умение спорить, отстаивать свою точку зрения, понимать и принимать точку зрения оппонента и т.д.

Cовременные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков - на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности, как нравственной характеристики личности. В такой педагогической теории обучения ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познающий характер. Личностно-ориентированный подход в обучении – одно из направлений модернизации образования.

Следовательно, передо мной, как учителем, стоит задача обучать детей таким образом, чтобы они могли быстро и пластично реагировать на изменяющиеся условия, были способны обнаруживать новые проблемы и задачи, находить пути их решения. Достичь результата в выполнении этой задачи можно только в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий. Одной из таких технологий является проектная методика, которая в свете требований к современному образованию позволяет эффективно решать задачи как личностно-ориентированного подхода в обучении.

Я хочу поделиться с Вами опытом, который приобрела за десять лет работы с проектной методикой. Проект - это итог, самостоятельное развитие выработанных умений, приобретенных навыков, применение знаний, полученных на уроках, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне. В отличие от привычных педагогических методик, которые нацелены в основном на репродуктивную деятельность учащихся, метод проектов учит детей самостоятельно ставить цели и находить средства их достижения, то есть брать на себя ответственность за свои действия.

ЦИКЛОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  1. Установочное занятие
  2. Стендовая информация о проектной работе
  3. Консультации по выбору тематики учебных проектов
  4. Формирование проектных групп
  5. Составление индивидуальных планов проектной деятельности
  6. Поисковый этап
  7. Промежуточные отчёты учащихся
  8. Индивидуальные и групповые консультации по содержанию проектных работ
  9. Обобщающий этап: оформление результатов
  10. Презентация проектов
  11. Доработка проектов с учётом замечаний и рекомендаций
  12. Подготовка к публичной защите проекта
  13. Генеральная репетиция публичной защиты проекта
  14. Заключительный этап: защита проекта
  15. Подведение итогов, анализ выполненной работы
  16. Итоговый этап. Награждение участников проекта

Что же нужно сделать учителю, чтобы разработать проект?

  1. в первую очередь необходимо чётко определить общую тему, в рамках которой будет проводиться проект; актуальность проекта, т.е. зачем он нужен;
  2. продумать название проекта, его основополагающий (проблемный) вопрос;
  3. сроки реализации (в своей практике я планирую проекты как долгосрочные, так и мини - проекты, рассчитанные на один урок или даже его часть);
  4. чётко поставить цели проекта, основные задачи, направления в рамках одной или нескольких учебных тем (метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любому предмету);
  5. этапы реализации проекта с конкретными предполагаемыми результатами, ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения;
  6. разработать критерии оценки результатов проекта;
  7. продумать состав участников (если работа будет вестись группами, то определить критерии деления на группы).

Столь детальное предварительное моделирование проекта во многом определяет его успех.

Отличительной чертой проектной методики является особая форма организации деятельности ученика. Поэтому учитель так должен продумать и организовать активную деятельность ученика, чтобы ему захотелось принять участие в проекте, провести своё исследование. Исследование – это моделирование в учебной ситуации естественного процесса открытия. Исследование может быть индуктивным и дедуктивным. От типа исследования зависит то, как я планирую деятельность участников проекта.

Для индуктивного исследования

Для дедуктивного исследования

1. Мотивация

2. Исследование.

3. Обмен информацией

4. Организация информации

5. Связывание фактов.

6. Обобщение (итоги).

7. Рефлексия.

1. Мотивация.

2. Обобщение.

3. Выдвижение гипотез.

4. Исследование.

5. Обмен информацией.

6. Организация информации.

7. Связывание информации (итоги).

8. Рефлексия.

Мотивация.

Метод проектов позволяет решить одну из самых острых проблем современного образования - проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учебой не увлечь. Не только отстающие, но и одаренные ребята тоже, бывает, скучают на уроках. Поэтому я стараюсь выдвинуть перед детьми такую проблему, которая интересна и значима для каждого. Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания, которые не имели бы единых, заранее известных решений. Формулирование открытого задания может стать результатом коллективного обсуждения проблемы. Верхом мастерства учителя является ситуация, когда гипотезу или проблемный вопрос формулируют сами ученики. Чувствуешь важность и необходимость своей работы, когда выдвинутые детьми проблемные вопросы не просто интересны, но и новы для самого учителя.

Я пользуюсь разными способами создания мотивации, это могут быть:

1. Способ загадки (или приём интерпретации). Представление материала, содержащего неопределённость и связанного одной идеей, гипотезой или выводом.

2. Приём «ключевых слов» или ключей. Например, нужно угадать предмет, спрятанный в ящике или какое-то понятие. Ученикам предлагаются ключи для открытия. Выбор ключей учителем зависит от целей мотивации. Это могут быть: значение, причина, свойства, функции и т.п. Учащиеся задают вопросы, используя ключи, учитель может дать только ответы «да» или «нет».

3. Погружение в проблему. Ученики ставятся в такую ситуацию, когда им необходимо принять какую-то позицию, роль и решить проблему уже с этой точки зрения.

4. Выполнимое невыполнимое действие. Создаётся ситуация практического выполнения действия, причём есть иллюзия его лёгкого выполнения. Но у ученика ничего не получается. Возникает вопрос: «Почему не получается?».

Часто приходится самой изобретать мотивацию, этот процесс требует особенного творческого подхода, нужно всё предвидеть и просчитать. От правильно поставленной мотивации зависит результативность всего проекта.

Выдвижение гипотез.

Ученики предполагают, выдвигают проблемные вопросы. Но чтобы опровергнуть или доказать предположения, ответить на проблемный вопрос – нужно найти необходимые факты, то есть провести исследование.

Исследование.

Так как речь идёт о проектной деятельности именно младших школьников, то работа по развитию информационной компетентности требует от учителя наибольшей отдачи.Ученики уже в конце 2 класса чётко представляют себе, где можно найти необходимую информацию.

А к окончанию 4 класса учащиеся уже умеют самостоятельно добывать информацию и любое свое действие планировать, анализировать, оценивать (делать вывод). Зная различные поисковые системы, ребята с интересом и удовольствием разыскивают в Интернете нужные факты, учатся из огромного объёма информации выбирать ту, которая необходима для решения их исследовательской задачи.

Исследование может проходить как индивидуально, так и в группах. Чаще всего я использую в проектной деятельности работу в группах. Научить детей младшего

школьного возраста работать в группах непросто. Очень много зависит от подбора учеников в отдельно взятом коллективе. Ребёнок должен иметь опыт работы, как в гомогенных группах, так и в гетерогенных. Для меня наиболее трудной была проблема психологической совместимости и координация работы в гетерогенных группах. В гетерогенных группах проигрывают сильные дети, так как в "рост" идут только средние. Все исследования говорят о том, что в таких группах академический рост для сильных детей не идёт. Обязательно сильным детям надо давать возможность работать в гомогенных группах. Критерии, по которым я провожу деление на группы:

  1. по академическим успехам
  2. по способностям к определённому предмету
  3. по виду и уровню мотивации (если у ребёнка низкий уровень мотивации, но высокие способности, то полезно будет ему поработать в группе с детьми, у которых высокая мотивация - это его "поднимет").
  4. по уровню развития творческих способностей (полезно всем творческим детям собираться в одну группу, это нужно делать регулярно).

При всех этих способах деления должна обязательно учитываться психологическая совместимость! Выбирать способ деления на группы нужно всегда разный, в зависимости от целей проекта, специфики межличностных отношений и психологической совместимости. Вместе с детьми мы приняли законы работы в группе, которые должны соблюдаться всеми:

  1. право каждого на свою точку зрения;
  2. в споре рождается истина,
  3. спор не должен порождать вражду,
  4. сумей отстоять свою точку зрения и принять точку зрения другого,
  5. не бойся выдвигать гипотезы, даже если они могут оказаться ложными,
  6. одна голова хорошо, а две лучше.
 

ЛЕГО-

ПЕДАГОГИКА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

ПРОЕКТ «КУКОЛЬНЫЙ ТЕАТР»

Сентябрь-

октябрь

1.организация групповых занятий с уч-ся

2.разработка тем проектов

(исследовательский этап)

3.проведение социологического опроса с последующей обработкой материала группой

«социологов»

1.обобщение опыта работы (МО)

2.подготовка к семинару по данной теме

3.разработка проектных программ (работ)

уч-ся.

1.организация индивидуальных занятий

2.выбор программы и оборудования педагогического процесса

3.проведение промежуточных олимпиад по классам с целью создания школьной команды для участия в марафонах.

1.организация групповых занятий для реализации проекта

2.выбор проекта

(исследовательский этап)

3.организация педагогического сотрудничества участников проекта

Ноябрь-

декабрь

ПРОВЕДЕНИЕ СЕМИНАРА ПО ТЕМЕ: «Организация сотрудничества субъектов образовательного процесса в ходе ученического проектирования». ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

Январь-

Февраль- март

1.конкурс проектных работ

2.подготовка к окружному конкурсу .

1.школьный тур проектных работ.

2.обобщение опыта работы (МО).

1.подготовка к участию в окружном туре интеллектуального марафона.

2.обобщение опыта работы (МО)

1.осуществление проекта «Детский сад- школа».

2.обобщение опыта работы (МО)

Апрель- май

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСТАВКИ ПРОЕКТНЫХ РАБОТ.

Планирование работы на новый учебный год.

Годовое планирование

индивидуальной исследовательской (проектной) деятельности

в начальных классах

(34 часа)

1 полугодие - 17 часов

  • Обсуждение целей и задач исследования. Выбор проектов. – 1 час
  • Поиск необходимой литературы и её анализ – 1 час
  • Формирование обзора литературы по проблеме исследования – 1 час
  • Промежуточный отчёт о работе – 2 часа
  • Выполнение собственных исследований – 8 часов
  • Обработка результатов и их обсуждение – 2 часа
  • Дополнительное согласование и решение проблемных вопросов проекта – 1час
  • Презентация проекта – 1час

2 полугодие – 17 часов

  • Обсуждение целей и задач исследования. Выбор проектов. – 1 час
  • Поиск необходимой литературы и её анализ – 1 час
  • Формирование обзора литературы по проблеме исследования – 1 час
  • Промежуточный отчёт о работе – 2 часа
  • Выполнение собственных исследований – 8 часов
  • Обработка результатов и их обсуждение - 2 часа
  • Дополнительное согласование и решение проблемных вопросов проекта – 1час
  • Презентация проекта – 1 час

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК ПРОЕКТНЫХ РАБОТ:

  1. Важность темы проекта
  2. Глубина исследования проекта
  3. Качество выполнения продукта
  4. Самостоятельность работы над проектом
  5. Полнота раскрытия темы
  6. Артистизм и выразительность выступления
  7. Использование средств наглядности
  8. Ответы на вопросы
  9. Убедительность презентации

Оформление результатов исследования

Группа проводит исследование и представляет результат в различных формах. Для детей, которые не имеют возможности работать с компьютером, это могут быть: макет, схема, модель, рисунок, коллаж, гербарий, диаграмма, игра, ролевое представление, заметка, каталог, тематический проект, коллекция, график, фоторепортаж, устное сообщение и т.д. Но большая часть представляет результаты своего исследования в виде электронной презентации, в которую можно включить многие из выше перечисленных форм, а так же мультимедийные объекты. Навыки работы с презентацией и электронными публикациями учащиеся приобретают на факультативных занятиях по информатике (которые я провожу раз в неделю) и имеют возможность ежедневно совершенствовать их как в домашних условиях, так и в нашем классном кабинете, который оснащён компьютером. Многие ребята уже так владеют навыками работы с презентацией, что готовят домашние задания в этой форме (наглядное сопровождение докладам, сообщениям и т.д.)

Обмен информацией.

Представляет (защищает) результат своей работы чаще группа всем составом, ученики сами распределяют роли, и каждый несёт ответственность за себя и за всю группу. Если это был длительный проект, то защита проходит в виде конференции. Такие конференции обычно проходят у нас в 4 четверти. Если это мини-проект, то группа может делегировать представителя, который ознакомит с выводами группы, полученными в результате исследования. На первых этапах работы с проектами я предлагала детям шаблон защиты своего проекта, но постепенно ребята от него отказались и уже чётко представляют себе, как нужно защитить проект или отстоять свою точку зрения.

СОСТАВ ПРОЕКТНОЙ ПАПКИ

  1. паспорт проекта
  2. планы выполнения проекта и отдельных его этапов
  3. вся собранная информация по теме
  4. результаты исследования и анализа
  5. записи всех идей и решений
  6. эскизы, чертежи, наброски, распечатки из Интернета
  7. материалы и сценарии к презентации

Итоги. Рефлексия.

Без понимания способов обращения с информацией, механизмов исследования и мыследеятельности учащиеся не смогут присвоить тех знаний, которые они добыли в ходе работы над проектом. Здесь большая роль отводится рефлексии, она – источник внутреннего опыта, необходимый инструмент мышления и способ самопознания. Цель рефлексии: вспомнить, выявить и осознать основные компоненты деятельности, её смысл, типы, способы, проблемы, пути решения, полученные результаты и т.д. Очень часто ученики не испытывают потребности в осознании своего приращения и развития, не умеют определить причины своих результатов или проблем, которые возникли при выполнении исследовательской деятельности. Поэтому уже в первом классе дети должны учиться рефлексировать. Формы рефлексии могут быть разные: вербальные (устное обсуждение), письменное анкетирование, изобразительные (отрази цветом свои ощущения и успехи; нарисуй радугу, изобразив изменения, происходившие с тобой в течение работы над проектом и т.п.), можно в конце мини-проекта предложить детям показать мимикой свои чувства и ощущения.

За 10 лет работы с проектной методикой приобретённый мной за это время опыт позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на развитие ребёнка младшего школьного возраста?». По результатам педагогических диагностик, тестов и анкетирования можно сказать, что учащиеся умеют:

  1. пользоваться разными источниками для нахождения информации, критически воспринимать средства информации, дифференцированно оценивать, делать выбор и самостоятельно обрабатывать её;
  2. вести наблюдение и планировать простейшие опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез; планировать и проводить небольшие интервью;
  3. представлять результаты своей работы в разнообразных визуальных, кинестетических, речевых и электронных формах;
  4. вести диалог и решать проблемы в малых группах (реализация этой технологии позволяет мне решать не только образовательные, но и воспитательные задачи)

Анализируя представленный выше опыт, можно сделать вывод, что использование технологии проектной методики способствует развитию:

  1. логического, творческого, критического мышления;
  2. способностей к самостоятельному исследованию, решению проблем;
  3. целостного миропонимания на основе системного мышления и места своего «Я» в мире;
  4. способностей к самопознанию и самопониманию;
  5. эмоциональной сферы личности, её способностей, склонностей, интересов;
  6. информационной компетентности.
  7. Формирование активной, самостоятельной и инициативной
  8. позиции

  9. Развитие общеучебных умений и навыков : исследование, рефлексия , самооценка
  10. Развитие познавательного интереса учащихся
  11. Реализация принципа связи обучения с жизнью

Пять сфер способностей,

формирующиеся при

«Проектировании в учебном процессе»

  1. Продуктивное мышление-генерация множества разнообразных и необычных идей, их развитие углубление.
  2. Коммуникация-сообщение другим детям о своих идеях, чувствах, потребностях: описание, сравнение, сопереживание.
  3. Прогнозирование-предсказание возможных событий либо обращение к прошлому.
  4. Принятие решения-характеристики и оценка ситуации, взвешивание возможных и принятие окончательных решений, выбор решения из ряда альтернатив.
  5. Планирование-подбор средств для осуществления замысла, описание того, что необходимо сделать, какие ресурсы для этого понадобятся, описание последовательности действий, характеристика возможных затруднений.

Всю нашу жизнь, с большим основанием, можно рассматривать как чередование различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать «свои жизненные проекты».