Интегрированный урок дефектолога и психолога по теме "Учимся любить"

Разделы: Школьная психологическая служба


Работая в системе образования, мы сталкиваемся с проблемой роста количества школьников с трудностями в обучении. По данным различных исследований затруднения в обучении, по тем или иным причинам, испытывают до 40% учащихся начальных классов общеобразовательной школы. У детей наблюдается низкий уровень внимания, памяти, мышления, слабое развитие мелкой моторики пальцев рук.

У большинства детей слабая нервная система. Нестабильность эмоциональной сферы выражается в нерешительности, конфликтности, двигательной расторможенности, снижении уровня умственной активности, страхах, в неумении выражать свои чувства.

Успешную коррекцию психических процессов и эмоционально-волевой сферы мы видим в интегрированных уроках психолога и дефектолога.

Мы предлагаем интегрированное занятие психолога и дефектолога по развитию и коррекции личностной сферы и психических процессов у детей 1 класса с задержкой психического развития (ЗПР), которое составной частью входит в программу «От эмоций к развитию!». В настоящее время данная программа апробируется в районах Липецкой области на базе ППМС - Центров и учреждений гос.поддержки.

Цель программы: формирование у учащихся потенциала, необходимого для успешного развития интеллектуальных способностей, эмоционально-волевой, личностной сфер, который позволит в будущем эффективно осуществлять и планировать деятельность по принятию решений и самостоятельному обучению.

Задачи программы:

  • развитие познавательных процессов и психологических предпосылок овладения учебной деятельностью;
  • формирование психологических новообразований младшего школьного возраста;
  • обучение осознанию и адекватному выражению различных эмоции, и распознаванию эмоциональных реакций других людей;
  • создание условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Прогнозируемый результат:

Обогащение знаниями об окружающем мире ребенка с задержкой психического развития (ЗПР), обеспечение эмоционального благополучия, создание предпосылок для раскрытия внутренних резервов психического и личностного развития в целях дальнейшего психолого-педагогического сопровождения.

Программа состоит из следующих этапов:

I этап - диагностический минимум для формирования коррекционных групп-классов.

II этап - коррекционно-развивающие интегрированные занятия педагога-психолога и дефектолога.

III этап – динамическое наблюдение за развитием интеллектуальной сферы и происходящих изменений в психике ребенка.

IV этап – продолжение коррекционно-развивающих интегрированных занятий.

V этап – итоговая диагностика с целью уточнения дальнейшего образовательного маршрута.

VI этап – дальнейшее психолого-педагогическое сопровождение детей в учебно-воспитательной процессе.

Основные условия реализации программы:

1. Ранняя диагностика и коррекция недостатков в развитии.
2. Комплексное воздействие на ребенка со стороны всех, кто взаимодействует с ним (педагоов, специалистов, родителей).
3. Преподнесение материала с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его диагноза.
4. Опора на актуальные потребности ребенка.
5. Создание опыта успешной деятельности, обеспечение роста достижений ребенка.
6. Организация специальной коррекционной педагогической среды.

Численность группы. Класс – группа учащихся, имеющих задержку психического развития – до 12 человек.

Периодичность занятий. Наиболее эффективным является проведение занятий 2 раза в неделю, продолжительностью не более 40 минут.

Тематический план-сетка интегрированных занятий педагога-психолога и учителя-дефектолога «От эмоций к развитию» для учащихся 1 класса с ЗПР

Название темы

Кол-во академических часов

1.

Мои мысли, желания, возможности.

1 час

2.

Школа – это трудный и радостный путь к знаниям.

Оригами-творчество из бумаги.

1 час

3.

Введение в мир чувств.

Изготовление поделки «стаканчик для крика».

1 час

4.

Какие чувства живут в природе.

Изготовление поделок «домашние животные».

1 час

5.

Вредные чувства: обида, злость, хитрость.

Изготовление поделок «дикие животные».

1 час

6.

Полезные чувства: радость, любовь, забота.

Изготовление поделки «голубь мира».

1 час

7.

Учимся любить.

Изготовление поделки «Валентинка».

1 час

8.

Трудное чувство «дружба».

Групповое панно «Мы и наш мир»

1 час

9.

Я имею право чувствовать и выражать свои чувства.

Изготовление поделки «Золотая рыбка»

1 час

10.

Итоговое занятие: Я – хозяин своих чувств.

Выставка поделок.

1 час

План-конспект интегрированногопсихолого-дефектологического занятия.

Тема: Учимся любить.

Изготовление поделки «Валентинка».

Цели:

  • учить высказывать и обосновывать свои суждения, строить простейшие умозаключения;
  • развивать способности работать руками, приучать детей к точным движениям пальцев рук под контролем сознания;
  • развивать умение детей выражать собственные положительные эмоции;
  • развитие коммуникативных умений, групповой сплоченности, сотрудничества.

Материалы: магнитофон, аудиозаписи, художественные средства, мяч, дерево Любви.

1 этап - подготовительный (психологическая часть)

1. Игра: «Имя и движение»

Цель:

  1. помочь детям в невербальной форме выразить свои чувства, связанные с собственными именами;
  2. развить интерес друг к другу.

Время: 5 минут

Техника проведения: дети сидят по кругу, и каждый по очереди называет своё имя и выполняет какое-то движение руками, ногами, все телом, приветствуя группу, а все остальные повторяют имя и движение.

Инструкция: Сядьте в один большой общий круг. Сейчас каждый из вас будет произносить свое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом, тем самым приветствовать группу. Мы все хором говорим имя ребенка, и повторяет движение, сделанное им. Затем эстафету принимает ребенок, стоящий слева. И так все по кругу назовут свое имя и сделают какое-то движение. Я начну первая.

Анализ упражнения:

  • Чьи движения тебе понравились больше других?
  • Какие чувства у вас вызывают ваши имена?

2. Игра: «Хорошее настроение»

Цель:

- создания хорошего настроения;
- расширение словарного запаса.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Дети сидят в кругу, психолог предлагает всем, по очереди, улыбнутся соседу справа посмотреть в глаза и сказать доброе слово на букву «Л». Игра заканчивается, когда очередь дошла до психолога.

Инструкция: Мы с вами будем создавать «Азбуку хороших слов» и начнем с того, что сейчас каждый по очереди улыбнется соседу справа, посмотрит в глаза и скажет хорошее слово на букву «Л».

Анализ:

- Значение, каких слов было не понятно?

- Какие слова понравились и запомнились?

- Почему необходимо смотреть человеку в глаза?

- Правильно ли говорится в пословице: «Любовь начинается с глаз»?

- Какие чувства у вас сейчас?

3. Игра: «Разные чувства»

Цель: расширить круг понимаемых эмоций.

Время: 3 мин.

Техника проведения: Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений под музыку «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Материал: магнитофон, аудиозаписи.

Инструкция: сейчас я буду читать стихотворение «Бывают чувства разные», а вы внимательно слушаете и при помощи выразительных движений под музыку «проиллюстрируйте» стихотворение.

Бывают чувства разные:
Прекрасные, опасные,
Сердечные, забавные,
Сердитые и славные,
Веселые, печальные,
Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,
Как клоун на манеже,
И робко потянуться,
Как маленький подснежник.
Попробуй рассердиться,
Как злющая оса.
Попробуй удивиться,
Взглянув на небеса

Анализ:

- Какие чувства у вас сейчас?
- Какое настроение?
- Когда люди смеются?
- Когда люди радуются?

4. Игра: «Хорошие известия».

Цель: - создание комфортных условий для работы в группе

Время: 4 мин.

Техника проведения: Детям предлагается поделиться с группой хорошими известиями, причем, держа в руках мяч, когда он закончит говорить, то передаёт эстафету известей соседу слева. Игра заканчивается, когда мяч окажется у психолога.

Материал: мяч.

Инструкция: «Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал нам сейчас о чем-нибудь приятном, что случилось с ним вчера или на прошедшей неделе. Я сейчас Ване дам мяч, и пока он будет делиться с нами хорошими новостями, мяч находится у него в руках. Когда закончит говорить, передаст эстафету хороших известей вместе с мячом соседу слева. Игра закончится, когда мяч окажется у меня».

Анализ:

- Какое настроение?
- Какое чувство вы сейчас испытываете?

2 этап – основной (дефектологическая часть)

5. Упражнение «Подбери картинки».

Цель: развитие умения классифицировать и обобщать.

Время: 10 минут.

Техника проведения: дефектолог предлагает предметные картинки (20 шт. – роза, пион, мак, ромашка, одуванчик; кольцо, браслет, бусы, диадема, заколка для волос; пирожное, конфета, мороженое, торт, суфле; кукла, машина, пирамидка, кубики, конструктор), которые необходимо поделить на некоторые группы.

Материал: предметные картинки.

Инструкция: перед вами выложены картинки с различными изображениями. Вам необходимо поделить их на группы. Какие группы можно выделить? А теперь поделитесь на 4 группы. Сейчас я буду присваивать каждому из вас определенное слово: любовь, начинается, с, глаз. Каждое слово объединяет группу детей любовь (изображение украшений) начинается (изображение сладостей) с (изображение игрушек) глаз (изображение цветов). А теперь возьмите картинки, соответствующие своей группе и назовите хором одним словом.

Анализ:

  • Когда дарят цветы?
  • Какое настроение?
  • Какие еще могут быть подарки?

6. Упражнение: «Валентинка»

Цель: развитие креативности, мелкой моторики, приучать детей к точным движениям пальцев под контролем сознания; улучшать способность следовать устным инструкциям.

Время: 10 минут.

Техника проведения: дефектолог рассказывает о празднике – 14 февраля, затем предлагает пошагово изготовить поделку «Сердце».

Материал: квадратный лист бумаги, художественные средства.

Инструкция: Приближается праздник – 14 февраля - День Святого Валентина, международный день влюбленных и любящих. День Поздравлений и Признаний. Сегодня мы будем готовить письма в форме сердечек, которые называются Валентинки. Для этого увлекательного и полезного занятия, пришедшего из Японии, потребуется только бумага, внимание и терпение. Но прежде, чем мы изготовим Валентинку, мы должны написать письмо другу. Что можно написать в открытке? (дети пишут под руководством дефектолога). Молодцы! А теперь все это оформим в Валентинку.

Внимательно следите за инструкцией, и чтобы поделка хорошо держала форму, необходимо проводите пальцем по сгибу бумаги.

Складывание сердечка (дефектолог тоже складывает сердце и проговаривает каждый этап работы):

- совместить нижний край листа с верхним и прогладить сгиб;
- правый и левый верхние углы сложить к середине;
- перевернуть фигуру;
- сложить стороны к середине (базовая форма двери);
- сложить угол и основание пополам;
- вогнуть верхние уголки вовнутрь сердечка;
- работа готова.

Оформление работы (под аудиозапись с медленной музыкой и легендой о празднике)

Подарки должны быть аккуратными, красиво оформленными, поэтому займемся украшением нашей работы (разукрашивание работы).

Анализ:

- Какое настроение?

- Какое у вас чувство?

- Нравятся вам ваши работы? Чем?

3 этап – завершающий (психологическая часть)

7. Упражнение «Дерево Любви»

Цель:

- снятие психоэмоционального напряжения
- подведение итога занятия.

Время:5 мин.

Техника проведения: детям предлагается сидя по кругу и держа в руках Валентинки, поделиться впечатлениями о прошедшем занятии, и сказать пожелание группе. После того, как ребенок расскажет, он вешает свою «Валентинку» на дерево Любви. Игра заканчивается, когда все Валентинки окажутся на дереве. Психолог подводит позитивный итог занятия.

Материал: Валентинки, дерево Любви.

Инструкция: Посмотрите на свои Валентинки. Какие они у вас красивые и аккуратные.

По легенде Валентинки вешают на Дерево Любви, которое у нас тоже есть. Но, прежде чем повесить свои Валентинки, я хочу, чтобы каждый рассказал нам, что узнал сегодня на занятии, что больше всего понравилось, что было трудно, а что давалось легко.

А сейчас повесьте Валентинки на наше Дерево Любви.

8. Домашнее задание (дефектолог).

Сделайте еще несколько Валентинок близким и поставьте их на стол рано утром 14 февраля, это будет сюрприз. Научите складывать сердечко маму.